СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "БАЗЫ ДАННЫХ" - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "БАЗЫ ДАННЫХ"

Ощепкова С.В. 1, Чернышов К.А. 1
1Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Волгодонске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важной особенностью электронного учебника, отличающего его от бумажного аналога является интерактивность, в нашем случае выраженная в применении тестов.

Тесты в электронных учебниках, как правило, имеют одну или сразу несколько из приведенных ниже структур:

открытую (вписать правильный ответ);

закрытую (с выбором одного или нескольких ответов);

на установление правильного порядка;

на установление соответствия;

на установление нужной последовательности в таблице;

конструирование.

Под тестовым заданием закрытой формы понимают такое тестовое задание, где есть готовые ответы, из которых тестируемый должен выбрать [1].

Одним из аспектов закрытого тестирования является возможность проводить опросы в аудитории с посредственной компьютерной грамотностью.

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована[2].

Нами были рассмотрены различные платформы для создания теста [4].

За тест отвечают три файла: непосредственно test.htm, test.jsс содержащимся внутри кодом и base.jsфактически наполенный вопросами и ответами.

Положительной стороной теста является то, что при каждом новом запуске теста, ответы выводятся в произвольном порядке.

На данный момент разработка предоставляет возможность использовать следующие виды теста:

открытую;

закрытую;

на установление правильного порядка.

Рисунок 1 – Тестовое задание по дисциплине Базы данных

Результаты теста никуда не заносятся и не фиксируются.

Рисунок 2 – Результаты теста

Дополнительно был разработан вариант теста.

Дальнейшие усилия по доработке программы думаем направить на реализацию в JavaScript оставшихся видов тестов и фиксирование результатов теста, пройденных онлайн.

Приступая к созданию электронного пособия необходимо было определиться с инструментарием. Опираясь на полученные в процессе обучения знания выбор стоял между системой управления базами данных Microsoft Access и созданием подобия сайта на HTMLс включением JavaScript и последующей компиляцией либо в файл формат помощи chm для Microsoft Windows либо в стандартный формат файла приложения с расширением exe. Преимуществ у принятой нами к использованию второй технологии было несколько:

1. Для запуска учебного пособия не нужно приобретать дополнительную программу, достаточно стандартного Интернет браузера.

2. Создание более закрытого продукта, с возможностью защиты содержимого страниц от копирования.

3. При возникновении необходимости сделать открытый продукт возможность оперативного размещения учебного пособия в сети интернет.

Лицензионные программные средства были в наличии для обоих вариантов разработки.

В результате были использованы следующие программные продукты:

1. Средство разработки сайтов Microsoft FrontPage.

2. Средство программирования Noutpad++.

3. Основным браузером для разработки и проверки работоспособности был Google Chrom.

4. Компилятор Ebookeditpro.

Приведем пример строк с вопросами разного типа, где

Выбор одного ответа из представленных: test[15]="Записями считаются: #1##заголовки#столбцы#*строки#таблицы";

Возможность выбора нескольких ответов: test[29]="Способы создания запросов: #2##* с помощью Мастера#*Конструктор#Простой запрос#Перекрестный запрос";

Необходимо написать ответ. При этом стоит отметить, что не важно строчные и прописные буквы, а также пробелы в начале и в конце ответов test[38]="Запрос на обновление в SQL начинается со слова #3##*update";

Необходимо в правильном порядке расставить номера ответов

Мы создали некий аналог сайта, имеющего следующие страницы:test[41]="Расположите в хронологическом порядке #4##1Иерархическая БД#3Реляционная БД#2СетеваяБД#4Объектно-реляционная".

Для занесения этих вопросов мы снова применили программу NotePad++. Признаком правильного ответа был символ * перед нужным вариантом.

В дальнейшем можно доработать тест таким образом, чтобы он не показывал статистику если отвечено менее чем на 50% вопросов. Это не даст возможность методом последовательного перебора каждого вопроса получить правильные ответы. Реализовать «перемешивание» вопросов. Выдавать статистику по времени.

Так же стоит продолжить доработку теста для того, чтобы он мог использовать весь арсенал видов тестирования. Большой интерес представляет появившийся сравнительно недавно вид теста на выбор логических последовательностей в таблице. Его реализация также могла не сильно увеличить программный код.

Разработка теста была самой трудоемкой частью работы.

Рассмотрим создание взаимосвязанных страниц в программе MicrosoftFrontPage. На рисунке 3 представлено главное меню электронного учебника. На рисунке 4 представлен титульный лист.

Рисунок 3 – Главное меню электронного учебника

Одной из важнейших страниц учебника является Содержание. По нему проще всего ориентироваться в учебнике.

Внизу по центру большинства страниц находятся кнопки навигации, предоставляющие доступ к предыдущей, следующей странице и к содержанию электронного учебника.

Рисунок 4 - Титульный лист электронного учебника

В нижней части экрана на абсолютном большинстве страниц имеются кнопки навигации. Рисунок 5.

Рисунок 5 - Кнопки навигации в нижней части учебника

Для общего однотипного оформления учебника были использованы стили CSS [19].

Было создано 35 страниц основной части учебника.

Завершающим этапом явилась компиляция страниц с создание дружественного интерфейса в программе eBookeditPro. Интерфейс программы англоязычен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чурина К. В., Зимина Е. К. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1214-1217. — URL https://moluch.ru/archive/89/18283/ (дата обращения: 25.12.2019).

2. Жунусакунова А. Д. Разновидности заданий в тестовой форме // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2572/ (дата обращения: 25.12.2019).

3. Флэнаган, Дэвид. JavaScript. Карманный справочник. М. : Вильямс, 2015.

4. Электронный учебник. / В, Н. Лаврентьев. // №9, : Информатика и образование, 2000 г., c. 87-91.

Просмотров работы: 62