ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вдовина П.Е. 1, Мальцева А.С. 1, Аношина Т.В. 1, Мищенко И.В. 1
1 Северный (Арктический) Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день образование сделало шаг вперед – затронуло социально-ценностные изменения общества, путем развития включающего образования.

Слово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». Инклюзивное образование или, по-другому, включающее - это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. «Образование для всех» - основной принцип инклюзивного образования, под которым понимается принятие ребенка таким, какой он есть.

Для организации образовательного процесса обучающихся с особенностями развития необходимо создание специальных образовательных условий.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здание организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79 ФЗ №273 «Об образовании в РФ»).

Создание специальных условий обучения и воспитания описывается в программе коррекционной работы в образовательном учреждении.

Целью нашей работы является рассмотрение особенностей проведения и организации урока физической культуры в рамках инклюзивного образования. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья согласно справкам психолого-медико-педагогической комиссии педагогом-психологом школы разрабатываются рекомендации (таблица №1). Далее учителем физической культуры данные рекомендации используются в поурочном планировании.

Таблица 1

Рекомендации педагогов-психологов для учителей физической культуры

Произвольная регуляция, внимание

 Развитие навыков планирования. На уроках ФК планировать режим дня

 Развитие навыка планирования, контроля и оценки деятельности. На уроках ФК планировать режим дня, пробовать составлять комплексы упражнений самостоятельно, выставлять себе оценки за выполненное действие

 Развитие внимания. Развитие работать по инструкции, алгоритму. На уроках ФК использование индивидуальных карточек заданий

 Выработка умения работать по словесной инструкции. Развитие внимания. На уроках ФК игры на внимание, упражнения для развития внимания

 Развитие произвольной регуляции. Функций программирования и контроля. На уроках ФК давать возможность пробного судейства игр, разбор упражнений, объяснение ошибок, планировать режим дня, пробовать самостоятельно составлять комплекс упражнений

Мышление

 Развитие вербально-логического мышления. На уроках ФК взаимопомощь техника выполнения двигательных действий

 Развитие мыслительных операций. На уроках ФК сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Основная часть от урока построена в игровой форме

 Развитие навыка производить простые логические действия, логическое мышление. На уроках ФК просить ребенка, рассказать какие, ошибки в упражнении он заметил, и как их можно исправить

 Развитие логического мышления. На уроках ФК техника выполнения двигательных действий

 Развитие навыка решения задач. На уроках ФК игры на решение определенных задач

Моторика руки

 Развитие мелкой моторики. На уроках ФК ОРУ с предметами

Речь, чтение

 Развитие грамматического строя речи, связной речи. На уроках ФК просить ребенка проговаривать каждое упражнение, как его делать, в 8-11 классе проводить разминку

 Развитие навыка чтения, связной речи. На уроках ФК использование индивидуальных карточек заданий

 Развитие навыка смыслового чтения. На уроках ФК использование индивидуальных карточек заданий

 Профилактика дисграфии. Развитие фонематических процессов. Развитие связной речи. На уроках ФК объяснение конкретной части определенного упражнения

Представления

 Развитие пространственно-временных представлений. На уроках ФК двигательные действия разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Самостоятельно пробовать определять результат выполненного действия (например сколько метров метнули мяч)

 Развитие пространственно-временных представлений. Расширение уровня общей осведомленности. Социально-бытовой ориентации. На уроках ФК двигательные действия разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Самостоятельно пробовать определять результат выполненного действия (например, сколько метров метнули мяч).

Существует ряд особенностей проведения урока Физической культуры в рамках включающего образования. Согласно исследованием урок делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть урока должна длиться не более 5-8 минут и включает в себя упражнения на гибкость, коррекцию, координацию и осанку, упражнения на работоспособность, активность процессов внимания, памяти и мышления. Причиной снижения физической нагрузки является быстрая утомляемость, риск эмоционального напряжения.

В основной части выделяют образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент представлен получением учебных знаний в области физической культуры и спорта, продолжительность части от 3 – до 12 минут в зависимости от объема материала в рамках данного урока. Двигательный компонент представлен комплексом упражнений, направленных на развитие физических качеств и обучение необходимым двигательным действием, его продолжительность педагог определяет сам в соответствии с планом урока и поставленными педагогическими задачами.

Вид и форма заключительной части формируется педагогом согласно времени и суммарной величине физической нагрузки.

При проведении урока физической культуры для обучающихся с ОВЗ необходимо использовать специальные способы, средства, методы и приемы. Основным способом организации детей на уроке в сфере инклюзии является способ индивидуального образования, так как дети с особенностями развития уязвимы и требуют большего внимания.

Выше было представлено распределение времени по этапам урока, это является важным критерием организации учебного процесса, ввиду быстрой утомляемости детей с особенностями развития. Учитель физической культуры использует специальные средства для предотвращения утомления, например, чередование двигательной и практической деятельности, выполнение спортивных заданий и упражнений подходами и организация отдыха между ними.

В рамках урока физкультуры используется комплекс упражнений, который учитывает физические возможности каждой группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Например, для реабилитации детей с нарушением зрения необходимо не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, двигательные возможности, здоровье и работоспособность организма. Простейшие упражнения в равновесии и координации движений, на использование развития сохранных анализаторов, на формирование правильной осанки, на тренировку мышц глаза, развитие мелкой моторики рук. Занятия, прежде всего, должны способствовать овладению навыками ориентировки в пространстве, ликвидации скованности в движениях и укреплению здоровья.

Для группы детей с нарушением слуха основной задачей является коррекция недостатков моторного и физического развития. Так, комплекс упражнений направлен на формирование двигательных навыков, развитие двигательных качеств.

У обучающихся с задержкой психического развития есть ряд особенностей, согласно которым сформированы следующие упражнения: на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, на равновесие и корригирующие упражнения.

Ответственным за организацию и проведение обучения физической культуре в рамках инклюзии является педагог, который должен иметь личностную и профессиональную подготовку. Ответственность педагога заключается в выборе содержаний цели и задач образовательного процесса, комфортное существование обучающегося в образовательной среде. Учитель должен признавать ценности каждого ребенка, понимать его. Также неотъемлемой частью является принятие, которое подразумевает теплое эмоциональное отношение к особенным детям.

Важный инструмент в инклюзивной работе – педагогический оптимизм, который предполагает веру в ребенка, мотивацию на развитие и успех, и самое главное - учитель должен быть другом для своих учеников, «любить то, что преподает, и любить тех, кому преподает» (В.О.Ключевский).

К сожалению, сегодня мы имеем проблему в нехватке и отсутствии таких специалистов. Однако существующую проблему можно решить путем переобучения имеющихся учителей, привлечения специалистов из соответствующих организаций.

Таким образом, для проведения и организации урока физической культуры в рамках инклюзивного образования необходимы создание специальных образовательных условий, а также подготовка соответствующих специалистов.

Физическая культура в инклюзии – это способ поддержки и восстановления физического здоровья, социализации обучающихся с ОВЗ, лечения посредством упражнений и процедур, и прежде всего, мотивация к самосовершенствованию и работе над собой и своими возможностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Пенькина, Г.В. Инклюзивное образование на уроках физическо культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28910718&, свободный (дата обращения: 23.12.19). – Загл. с экрана

2 Мухин, М.А. Особенности работы учителя физической культуры при реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test, закрытый (дата обращения: 23.12.19).

3 Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school30.org.ru/docs/Ped_soveti/ped_sovet_7_30_12_15/inkluz_obr_istoriya.pdf, свободный (дата обращения: 23.12.19). – Загл. с экрана

Просмотров работы: 482