На сегодняшний день образование сделало шаг вперед – затронуло социально-ценностные изменения общества, путем развития включающего образования.
Слово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». Инклюзивное образование или, по-другому, включающее - это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. «Образование для всех» - основной принцип инклюзивного образования, под которым понимается принятие ребенка таким, какой он есть.
Для организации образовательного процесса обучающихся с особенностями развития необходимо создание специальных образовательных условий.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здание организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79 ФЗ №273 «Об образовании в РФ»).
Создание специальных условий обучения и воспитания описывается в программе коррекционной работы в образовательном учреждении.
Целью нашей работы является рассмотрение особенностей проведения и организации урока физической культуры в рамках инклюзивного образования. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья согласно справкам психолого-медико-педагогической комиссии педагогом-психологом школы разрабатываются рекомендации (таблица №1). Далее учителем физической культуры данные рекомендации используются в поурочном планировании.
Таблица 1
Рекомендации педагогов-психологов для учителей физической культуры
Произвольная регуляция, внимание |
Развитие навыков планирования. На уроках ФК планировать режим дня Развитие навыка планирования, контроля и оценки деятельности. На уроках ФК планировать режим дня, пробовать составлять комплексы упражнений самостоятельно, выставлять себе оценки за выполненное действие Развитие внимания. Развитие работать по инструкции, алгоритму. На уроках ФК использование индивидуальных карточек заданий Выработка умения работать по словесной инструкции. Развитие внимания. На уроках ФК игры на внимание, упражнения для развития внимания Развитие произвольной регуляции. Функций программирования и контроля. На уроках ФК давать возможность пробного судейства игр, разбор упражнений, объяснение ошибок, планировать режим дня, пробовать самостоятельно составлять комплекс упражнений |
Мышление |
Развитие вербально-логического мышления. На уроках ФК взаимопомощь техника выполнения двигательных действий Развитие мыслительных операций. На уроках ФК сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Основная часть от урока построена в игровой форме Развитие навыка производить простые логические действия, логическое мышление. На уроках ФК просить ребенка, рассказать какие, ошибки в упражнении он заметил, и как их можно исправить Развитие логического мышления. На уроках ФК техника выполнения двигательных действий Развитие навыка решения задач. На уроках ФК игры на решение определенных задач |
Моторика руки |
Развитие мелкой моторики. На уроках ФК ОРУ с предметами |
Речь, чтение |
Развитие грамматического строя речи, связной речи. На уроках ФК просить ребенка проговаривать каждое упражнение, как его делать, в 8-11 классе проводить разминку Развитие навыка чтения, связной речи. На уроках ФК использование индивидуальных карточек заданий Развитие навыка смыслового чтения. На уроках ФК использование индивидуальных карточек заданий Профилактика дисграфии. Развитие фонематических процессов. Развитие связной речи. На уроках ФК объяснение конкретной части определенного упражнения |
Представления |
Развитие пространственно-временных представлений. На уроках ФК двигательные действия разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Самостоятельно пробовать определять результат выполненного действия (например сколько метров метнули мяч) Развитие пространственно-временных представлений. Расширение уровня общей осведомленности. Социально-бытовой ориентации. На уроках ФК двигательные действия разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Самостоятельно пробовать определять результат выполненного действия (например, сколько метров метнули мяч). |
Существует ряд особенностей проведения урока Физической культуры в рамках включающего образования. Согласно исследованием урок делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть урока должна длиться не более 5-8 минут и включает в себя упражнения на гибкость, коррекцию, координацию и осанку, упражнения на работоспособность, активность процессов внимания, памяти и мышления. Причиной снижения физической нагрузки является быстрая утомляемость, риск эмоционального напряжения.
В основной части выделяют образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент представлен получением учебных знаний в области физической культуры и спорта, продолжительность части от 3 – до 12 минут в зависимости от объема материала в рамках данного урока. Двигательный компонент представлен комплексом упражнений, направленных на развитие физических качеств и обучение необходимым двигательным действием, его продолжительность педагог определяет сам в соответствии с планом урока и поставленными педагогическими задачами.
Вид и форма заключительной части формируется педагогом согласно времени и суммарной величине физической нагрузки.
При проведении урока физической культуры для обучающихся с ОВЗ необходимо использовать специальные способы, средства, методы и приемы. Основным способом организации детей на уроке в сфере инклюзии является способ индивидуального образования, так как дети с особенностями развития уязвимы и требуют большего внимания.
Выше было представлено распределение времени по этапам урока, это является важным критерием организации учебного процесса, ввиду быстрой утомляемости детей с особенностями развития. Учитель физической культуры использует специальные средства для предотвращения утомления, например, чередование двигательной и практической деятельности, выполнение спортивных заданий и упражнений подходами и организация отдыха между ними.
В рамках урока физкультуры используется комплекс упражнений, который учитывает физические возможности каждой группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Например, для реабилитации детей с нарушением зрения необходимо не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, двигательные возможности, здоровье и работоспособность организма. Простейшие упражнения в равновесии и координации движений, на использование развития сохранных анализаторов, на формирование правильной осанки, на тренировку мышц глаза, развитие мелкой моторики рук. Занятия, прежде всего, должны способствовать овладению навыками ориентировки в пространстве, ликвидации скованности в движениях и укреплению здоровья.
Для группы детей с нарушением слуха основной задачей является коррекция недостатков моторного и физического развития. Так, комплекс упражнений направлен на формирование двигательных навыков, развитие двигательных качеств.
У обучающихся с задержкой психического развития есть ряд особенностей, согласно которым сформированы следующие упражнения: на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, на равновесие и корригирующие упражнения.
Ответственным за организацию и проведение обучения физической культуре в рамках инклюзии является педагог, который должен иметь личностную и профессиональную подготовку. Ответственность педагога заключается в выборе содержаний цели и задач образовательного процесса, комфортное существование обучающегося в образовательной среде. Учитель должен признавать ценности каждого ребенка, понимать его. Также неотъемлемой частью является принятие, которое подразумевает теплое эмоциональное отношение к особенным детям.
Важный инструмент в инклюзивной работе – педагогический оптимизм, который предполагает веру в ребенка, мотивацию на развитие и успех, и самое главное - учитель должен быть другом для своих учеников, «любить то, что преподает, и любить тех, кому преподает» (В.О.Ключевский).
К сожалению, сегодня мы имеем проблему в нехватке и отсутствии таких специалистов. Однако существующую проблему можно решить путем переобучения имеющихся учителей, привлечения специалистов из соответствующих организаций.
Таким образом, для проведения и организации урока физической культуры в рамках инклюзивного образования необходимы создание специальных образовательных условий, а также подготовка соответствующих специалистов.
Физическая культура в инклюзии – это способ поддержки и восстановления физического здоровья, социализации обучающихся с ОВЗ, лечения посредством упражнений и процедур, и прежде всего, мотивация к самосовершенствованию и работе над собой и своими возможностями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Пенькина, Г.В. Инклюзивное образование на уроках физическо культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28910718&, свободный (дата обращения: 23.12.19). – Загл. с экрана
2 Мухин, М.А. Особенности работы учителя физической культуры при реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test, закрытый (дата обращения: 23.12.19).
3 Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school30.org.ru/docs/Ped_soveti/ped_sovet_7_30_12_15/inkluz_obr_istoriya.pdf, свободный (дата обращения: 23.12.19). – Загл. с экрана