Использование игровых технологий на уроке математики в младшем школьном возрасте
После дошкольного возраста ребенку тяжело ориентироваться в обучении, так как главной их задачей становится учение. Поэтому именно в младшем школьном возрасте учащимся требуется интересная форма обучения. Если с первых дней учебы не заинтересовать обучающихся, то они возненавидят школу и у них не будет желания посещать ее. А если же, напротив, заинтересовать их, то они с огромным желанием будут ходить в учебное заведение.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будничные дни по изучению математики. Ведь на самом деле не интересно, когда уроки каждый день проходят в одной и той же форме, монотонно. И именно игры помогают решить такую проблему, которая очень даже актуальна [2].
Использование игр в обучении помогают обучающимся развить познавательный интерес к изучаемому предмету, проявить активность, способствовать становлению творческой личности, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, находят пути решения учебных задач. Если же урок будет построен в виде соревнования, то конечно же у каждого ученика появится желание победить, а для этого они должны владеть знаниями.
Игры в обучении в основном проводят в группах. Как мы все знаем в каждом классе есть сильные и слабые обучающиеся. И если в каждой группе будет слабый и сильный обучающийся, то более сильные обучающиеся могут обучать отстающих. На наш взгляд на таких уроках ученики работают более эффективно и заинтересованно. Как говорила Крупская Н. К. « Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться».
В начальных классах на уроках математики предлагают использовать следующие виды игр:
интеллектуально-познавательные;
подвижные;
настольные;
ситуативно-ролевые;
логические [1].
Рассмотрим подробнее каждый из указанных видов игр:
Интеллектуально-познавательная игра предусматривает соревнование участников в эрудиции и интеллекте по проблемам воспитания. В ней принимают участие ведущий, соревнующиеся, эксперты, зрители. Игра включает специальные вопросы, на которые следует отвечать соревнующимся, игровой сюжет и игровую интригу. Интеллектуально-познавательную игру лучше использовать после изучения какого-либо раздела когда обучающиеся уже понимают о чем можно говорить.
Подвижная игра связана с характером двигательных действий, их символичностью, образностью, зависимостью от успеха. Воспитательная функция игр данного вида связана с развитием быстроты, ловкости движений, силой, выносливостью, гибкостью. Такие игры можно проводить во время физкультминутки.
Например, можем привести пример: по правилам игры, все учащиеся встают, учитель задает учащимся пример (например: 2+5, 7+3, 4+1 и так далее) если ответ на какой-либо пример будет четным, то учащиеся должны присесть, а если нечетным прыгнуть. Такую игру можно проводить и для того, чтобы закрепить какой-нибудь материал, например, таблицу умножения.
Вторым примером хотели бы привести такую игру, которая называется «математическая эстафета». По правилам, класс разбивается на 2 команды. Для каждой команды учитель заранее подготавливает примеры, которые обучающиеся должны будут решить. С каждой команды по одному учащемуся выходят к доске, чтобы решить по 3 примера, решив пример, он должен передать эстафету другому участнику команды. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить примеры. И соответственно победит та команда, которая решила быстрее и, конечно же, правильно.
Настольная игра предполагает использование статичного игрового поля (игровой доски), которое находится на столе. Она имеет специальный инвентарь: карточки, карты, кости, игровое поле, фишки и т.д.
К такому виду игры можно отнести, например, такую игру в виде «домино». В домино мы определяем число с помощью точек, а на уроке математики можем вместо этих точек написать какие-либо примеры на карточках (3+5, 7-1, 5+7 и т.д.) и так же по очередности ставить их к друг другу, т.е. суть та же, что и в игре «домино».
Ситуативно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметных действий участников игры. Активность участников стимулируется за счет переживания азарта, приключений, эмоциональной напряженности соперничества, собственной востребованности. В игре необходимо проявлять сильные стороны, индивидуальные способности, самостоятельность и т. д.
Ученики 1 ряда – первые множители, 2 ряда – вторые множители, 3 ряда – произведения. 1 ученик из 1 ряда встаёт и говорит : «Первый множитель 5, 1 ученик из второго ряда встаёт и говорит: «Второй множитель 3», 1 ученик их 3 ряда встаёт и говорит: «Произведение 15». Затем встают вторые ученики из каждого ряда и т. д.
Аналогично проходит игра при закреплении знаний компонентов и результатов деления. Такие игры активизируют мыслительную деятельность детей и дают возможность поработать на данном этапе урока всему классу.
Логические игры формируют у обучающихся практически учиться сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
В качестве примера, можем привести такие задачки:
1) На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 6 руках? (5*6=30).
2) Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 12 кг. Сколько она будет весить, если встанет на 2 ноги? (12 кг) и т. д. [4].
Также с помощью решения примеров учащиеся смогут закрепить изученное, и тем самым принять похвалу от учителя оригинальным способом, например с помощью игры «реши правильно и прочти». Правила игры: на доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
л |
д |
а |
М |
к |
о |
р |
е |
ц |
9 – 4 3 + 4 10 – 8 2 + 5 7 – 4 6 + 3 5 + 5 |
М О Л О Д Е Ц |
Урок можно сразу начать в игровой форме. По требованиям стандарта, в основном, тему урока обучающиеся должны узнавать сами. И вот для того, чтобы начать урок мы предлагаем такой способ, называется он «реши ребус и прочти».
Тема урока: «Деление»
Тема урока: «Луч».
Тема урока: «Таблица умножения».
На самом деле мы все знаем, что существует множество игр, которые можно и нужно использовать на уроках математики. Как мы уже сказали это улучшает работу учителя и помогает лучше усваивать изучаемые материалы.
Таким образом, можем сказать, что игра является средством воздействия на личность ребенка. Также игра является воспитательной ролью в жизни человека. Она играет большую роль в развитии творческого воображения, которое пригодится в дальнейшей в трудовой деятельности.
С помощью игры ребенок учится вести себя в коллективе, овладевает нравственными нормами и правилами поведения, что является важным для межличностных отношений.
И тем же самым игра является результативным средством обучения в образовательном процессе. При этом обеспечивает позитивное настроение, повышение работоспособности и мотивацию к обучению.
Поэтому нам бы хотелось, чтобы учителя, по возможности, больше проводили игры на уроках или задания в игровой форме, что обеспечило бы высокую результативность обучения.
Список использованных источников
Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. учреждений высш. образования / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова; под ред. С. П. Баранова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 464с. – (Сер.Бакалавриат).
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, 1966. – № 6. – С. 65 – 80.
Игнатьев В.А. «Внеклассная работа по арифметике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1965 г.
Сорокин П.И. «Занимательные задачи по математике» Москва, «Просвещение» 1967 г.
Труднев В.П. «Внеклассная работа по математике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1975 г.
Зак А.З. «600 игровых задач для развития логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1998 г.