Использование игровых технологий на уроке математики в младшем школьном возрасте - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Использование игровых технологий на уроке математики в младшем школьном возрасте

Павлова Л.Н. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Использование игровых технологий на уроке математики в младшем школьном возрасте

После дошкольного возраста ребенку тяжело ориентироваться в обучении, так как главной их задачей становится учение. Поэтому именно в младшем школьном возрасте учащимся требуется интересная форма обучения. Если с первых дней учебы не заинтересовать обучающихся, то они возненавидят школу и у них не будет желания посещать ее. А если же, напротив, заинтересовать их, то они с огромным желанием будут ходить в учебное заведение.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будничные дни по изучению математики. Ведь на самом деле не интересно, когда уроки каждый день проходят в одной и той же форме, монотонно. И именно игры помогают решить такую проблему, которая очень даже актуальна [2].

Использование игр в обучении помогают обучающимся развить познавательный интерес к изучаемому предмету, проявить активность, способствовать становлению творческой личности, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, находят пути решения учебных задач. Если же урок будет построен в виде соревнования, то конечно же у каждого ученика появится желание победить, а для этого они должны владеть знаниями.

Игры в обучении в основном проводят в группах. Как мы все знаем в каждом классе есть сильные и слабые обучающиеся. И если в каждой группе будет слабый и сильный обучающийся, то более сильные обучающиеся могут обучать отстающих. На наш взгляд на таких уроках ученики работают более эффективно и заинтересованно. Как говорила Крупская Н. К. « Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться».

В начальных классах на уроках математики предлагают использовать следующие виды игр:

интеллектуально-познавательные;

подвижные;

настольные;

ситуативно-ролевые;

логические [1].

Рассмотрим подробнее каждый из указанных видов игр:

Интеллектуально-познавательная игра предусматривает соревнование участников в эрудиции и интеллекте по проблемам воспитания. В ней принимают участие ведущий, соревнующиеся, эксперты, зрители. Игра включает специальные вопросы, на которые следует отвечать соревнующимся, игровой сюжет и игровую интригу. Интеллектуально-познавательную игру лучше использовать после изучения какого-либо раздела когда обучающиеся уже понимают о чем можно говорить.

Подвижная игра связана с характером двигательных действий, их символичностью, образностью, зависимостью от успеха. Воспитательная функция игр данного вида связана с развитием быстроты, ловкости движений, силой, выносливостью, гибкостью. Такие игры можно проводить во время физкультминутки.

Например, можем привести пример: по правилам игры, все учащиеся встают, учитель задает учащимся пример (например: 2+5, 7+3, 4+1 и так далее) если ответ на какой-либо пример будет четным, то учащиеся должны присесть, а если нечетным прыгнуть. Такую игру можно проводить и для того, чтобы закрепить какой-нибудь материал, например, таблицу умножения.

Вторым примером хотели бы привести такую игру, которая называется «математическая эстафета». По правилам, класс разбивается на 2 команды. Для каждой команды учитель заранее подготавливает примеры, которые обучающиеся должны будут решить. С каждой команды по одному учащемуся выходят к доске, чтобы решить по 3 примера, решив пример, он должен передать эстафету другому участнику команды. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить примеры. И соответственно победит та команда, которая решила быстрее и, конечно же, правильно.

Настольная игра предполагает использование статичного игрового поля (игровой доски), которое находится на столе. Она имеет специальный инвентарь: карточки, карты, кости, игровое поле, фишки и т.д.

К такому виду игры можно отнести, например, такую игру в виде «домино». В домино мы определяем число с помощью точек, а на уроке математики можем вместо этих точек написать какие-либо примеры на карточках (3+5, 7-1, 5+7 и т.д.) и так же по очередности ставить их к друг другу, т.е. суть та же, что и в игре «домино».

Ситуативно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметных действий участников игры. Активность участников стимулируется за счет переживания азарта, приключений, эмоциональной напряженности соперничества, собственной востребованности. В игре необходимо проявлять сильные стороны, индивидуальные способности, самостоятельность и т. д.

Ученики 1 ряда – первые множители, 2 ряда – вторые множители, 3 ряда – произведения. 1 ученик из 1 ряда встаёт и говорит : «Первый множитель 5, 1 ученик из второго ряда встаёт и говорит: «Второй множитель 3», 1 ученик их 3 ряда встаёт и говорит: «Произведение 15». Затем встают вторые ученики из каждого ряда и т. д.

Аналогично проходит игра при закреплении знаний компонентов и результатов деления. Такие игры активизируют мыслительную деятельность детей и дают возможность поработать на данном этапе урока всему классу.

Логические игры формируют у обучающихся практически учиться сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

В качестве примера, можем привести такие задачки:

1) На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 6 руках? (5*6=30).

2) Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 12 кг. Сколько она будет весить, если встанет на 2 ноги? (12 кг) и т. д. [4].

Также с помощью решения примеров учащиеся смогут закрепить изученное, и тем самым принять похвалу от учителя оригинальным способом, например с помощью игры «реши правильно и прочти». Правила игры: на доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

л

д

а

М

к

о

р

е

ц

9 – 4

3 + 4

10 – 8

2 + 5

7 – 4

6 + 3

5 + 5

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

Урок можно сразу начать в игровой форме. По требованиям стандарта, в основном, тему урока обучающиеся должны узнавать сами. И вот для того, чтобы начать урок мы предлагаем такой способ, называется он «реши ребус и прочти».

Тема урока: «Деление»

Тема урока: «Луч».

Тема урока: «Таблица умножения».

На самом деле мы все знаем, что существует множество игр, которые можно и нужно использовать на уроках математики. Как мы уже сказали это улучшает работу учителя и помогает лучше усваивать изучаемые материалы.

Таким образом, можем сказать, что игра является средством воздействия на личность ребенка. Также игра является воспитательной ролью в жизни человека. Она играет большую роль в развитии творческого воображения, которое пригодится в дальнейшей в трудовой деятельности.

С помощью игры ребенок учится вести себя в коллективе, овладевает нравственными нормами и правилами поведения, что является важным для межличностных отношений.

И тем же самым игра является результативным средством обучения в образовательном процессе. При этом обеспечивает позитивное настроение, повышение работоспособности и мотивацию к обучению.

Поэтому нам бы хотелось, чтобы учителя, по возможности, больше проводили игры на уроках или задания в игровой форме, что обеспечило бы высокую результативность обучения.

Список использованных источников

Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. учреждений высш. образования / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова; под ред. С. П. Баранова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 464с. – (Сер.Бакалавриат).

Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, 1966. – № 6. – С. 65 – 80.

Игнатьев В.А. «Внеклассная работа по арифметике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1965 г.

Сорокин П.И. «Занимательные задачи по математике» Москва, «Просвещение» 1967 г.

Труднев В.П. «Внеклассная работа по математике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1975 г.

Зак А.З. «600 игровых задач для развития логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1998 г.

Просмотров работы: 21