Использование PowerPoint в процессе обучения геометрии - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Использование PowerPoint в процессе обучения геометрии

Воистинова Г.Х. 1, Кондратьева Н.С. 2
1СФ БашГУ
2СФ Башгу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня информационные технологии получили широкое распространение. Дети с ранних лет привыкают получать информацию с помощью различных цифровых устройств, поэтому не удивительно, что информационные технологии все чаще применяются в образовательном процессе.

Применение информационных технологий позволяет выполнять требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В частности, как отмечают Е.П. Габова и Н.И. Попов [2], необходимо повысить наглядность обучения, использовать различные виды деятельности и формы обучения в рамках одного урочного часа, мотивировать учащихся на получение новых знаний, повысить эффективность контроля знаний и т.д.

Одним из популярных средств обучения в школе в последнее время становится мультимедийная презентация. Слово «презентация» происходит от латинского praesentatio, в переводе означающего представление чего-либо нового. Ж.К. Мокешов и А.А. Бузурманкулов [3] определяют мультимедиа как интерактивную систему, которая обеспечивает одновременное представление различных медиасредств: звука, анимированной компьютерной графики, видеоряда. Мультимедийная презентация подразумевает представление нового с помощью мультимедийных технологий, различных программных средств.

При создании презентаций предпочтение отдается такому программному продукту, как PowerPoint. Во-первых, он наиболее доступен и известен, так как входит в состав стандартного пакета Microsoft Office. Во-вторых, он обладает широкими возможностями, позволяющими подготовить высокоэффективный электронный ресурс. В-третьих, он имеет интуитивно понятный интерфейс и потому не требует специальных знаний при создании презентаций.

Существует достаточно большое разнообразие учебных презентаций (табл. 1). При этом можно использовать каждый вид презентации отдельно или в комбинации. Выбор презентации, по мнению К.А. Никитиной и Л.Б. Абдуллиной [4], зависит от учебных задач.

Таблица 1

Виды учебных презентаций

Вид презентации

Характеристика презентации

Конспект урока

Отражает название темы, ход урока, ключевые понятия и домашнее задание

Слайд-шоу

Красочное изображение, музыкальное сопровождение, отсутствие текста

Текстовая презентация

Содержит в основном текстовую информацию, акцентирование осуществляется за счет разного оформления текста

Анимированные схемы

Использование различных графиков и схем, подвижных объектов

Работа с тестами

Предлагаются различные варианты ответов, на каждый слайд отводится определенное количество времени.

Рабочая тетрадь

Содержание аналогично соответствующей рабочей тетради к учебному предмету. В ходе обсуждения происходит заполнение «тетради»

Геометрия – это тот учебный предмет, в котором особенно важна наглядность изучаемого материала. Одним из достоинств использование презентаций на уроках геометрии является наглядность чертежей: более четкое, красочное изображение, последовательное построение, возможность повторить то или иное действие. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. действуют все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Поэтому особенно актуальным представляется использование презентаций PowerPoint во время обучения геометрии. Слайды презентации могут оформляться в графическом и текстовом виде, могут быть применены анимации, видео или аудио.

Методисты [1, 3, 5] выделяют следующие возможности использования презентаций в обучении геометрии: презентации позволяют строить урок согласно составленному плану, сохраняя логическую структуру; при доказательстве теорем средства построения презентаций позволяют продемонстрировать последовательность построений и их динамику; при изучении новой темы посредством анимированных слайдов можно последовательно выводить объекты и надписи, выделять на чертеже необходимые элементы, представлять интересные примеры и т.д.; при решении задач презентация позволяет создавать визуальные подсказки, демонстрировать построение чертежа, выделять элементы; и т.д.

Презентацию на уроке геометрии можно использовать в различных структурных моментах (табл. 2).

Таблица 2

Использование презентаций на уроках геометрии

Виды учебной деятельности

Содержание презентаций

Объяснение нового материала

Презентации с чертежами, свойствами фигур, с доказательствами теорем

Усвоение и закрепление учебного материала

Презентации содержат слайды с примерами решения задач, а также задачи различной сложности для самостоятельного решения. Кроме того, презентации включают в себя готовые чертежи

Промежуточный и итоговый контроль

Презентации с условиями самостоятельных и контрольных работ

Однако для того, чтобы использование презентаций было эффективным, необходимо, по мнению М.А. Сергеевой и М.Ю. Солощенко [5], соблюдать ряд требований:

один слайд должен содержать только одну идею;

рекомендуемый объем текста на слайде – 8 строк, а размер шрифта основного текста – не более 18 пт;

должен соблюдаться единый стиль оформления всех слайдов презентации, само оформление не должно отвлекать внимание от основной информации;

информация на слайде должна быть представлена кратко и сжато, при этом основные моменты необходимо выделять с помощью курсива, полужирного начертания или подчеркивания, а также цветом или рамками.

Таким образом, использование презентации позволяет визуализировать учебный материал, основная часть которого может быть сосредоточена на рисунке или графике. Это может быть один кадр, последовательность изображений или сложно организованная их серия. Повышая наглядность изучаемого материала, презентация становится важным элементом обучения геометрии в школе.

Рассмотрим примеры презентаций, используемых на разных этапах урока геометрии (Рис. 1).

Рис. 1. Слайд для повторения изученного материала

Рис. 2. Слайд с анимацией решенной задачей

Список источников:

1. Воистинова Г.Х., Булатова Л.М., Узингер А.А. Применение электронных образовательных ресурсов при преподавании математики // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». – 2017. – Т. – 3. – № 16. – С. 953-956.

2. Габова Е.П., Попов Н.И. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении школьников геометрии // Богатство финно-угорских народов: матер. студ. форума. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2018. – С. 363-364.

3. Мокешов Ж.К. Проблемы подготовки и применения мультимедийных презентаций / Ж.К. Мокешов, А.А. Бузурманкулова, А.А. Бузурманкулов // Известия вузов Кыргызстана. – 2016. – №5. – С. 38-41.

4. Никитина К.А., Абдуллина Л.Б. Виды учебных презентаций на уроках математики // Современные технологии в мировом научном пространстве: сб. матер. науч.-практ. конф. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 70-72.

5. Сергеева М.А., Солощенко М.Ю. Использование презентаций на уроках математики // Наука и общество в условиях глобализации. – 2017. – №1. – С.81-83.

Просмотров работы: 64