ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Музыка Е.М. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию граждан. В связи с эти возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно получить без творческих способностей обучающихся, что в свою очередь невозможно без формирования познавательного интереса.

Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения. В начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его целью является дальнейшее обучение, поэтому в процессе образовательной деятельности младших школьников педагогам важно не только сформировать интерес, но и сохранить его на всех этапах школьного обучения. Модернизация современной школы должна обеспечить ученику его личностное развитие и успешность в учебной деятельности.

Один из критериев эффективности педагогического процесса – это формирование устойчивого познавательного интереса у школьников, что является одной из центральных проблем современной школы. Социальную значимость процесса формирования познавательного интереса повышает введение новых федеральных образовательных стандартов в начальную школу.

Актуальность этой проблемы определяется обновлением содержания обучения и учебной деятельности, а также необходимостью формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний.

Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается и развивается образовательным учреждениям, начиная с начальной школы, следовательно, нужно решать задачу формирования познавательного интереса с начальной школы так как именно в этот период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности.

Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика.

Познавательный интерес – одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьника в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость развития у школьников познавательного интереса представляется очевидной. Тем не менее, вопрос о том, каким образом возможно обеспечить наибольшее его развитие, до сих пор остается открытым. Данную проблему невозможно решить без теоретического обоснования понятия «познавательный интерес».

Основная часть. С позиции научно – педагогической значимости познавательный интерес – это важный фактор совершенствования процесса  и одновременно показатель его результативности и эффективности, так как он стимулирует самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к изучению материала, побуждает к самообразованию.  Психологи сходятся во мнении, что ядром личности как субъекта сознательной деятельности является мотивационная сфера человека и, прежде всего, его интересы и потребности.

При исследовании понятия «познавательный интерес» для начала необходимо обратиться к анализу базового понятия – «интерес».

С психологической точки зрения под интересом понимается избирательное отношение личности к объекту, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы порождаются потребностями. Потребность выражает необходимость, а интерес – приятие, предрасположенность к какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью. Интересы индивида определяются особенностями объекта, на который они направлены, и психических свойств самого индивида (его воспитанности, культуры, характера, способностей) [13].

В учебнике психологии под редакцией И.В. Дубровиной [17] «интерес – это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес может все более обогащаться в условиях формирующейся познавательной деятельности, и включать в себя новые связи и отношения материального мира. Интерес имеет эмоциональную и волевую характеристики. Интерес представляет собой интеллектуальную эмоцию и соответствующее усилие, которое связано с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес свойственен человеку на этапе освоения им действительности в форме знаний.

В педагогической науке по мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания. [39] под интересом понимал специфическую направленность личности. [33] полагает, что интерес связан с особым избирательным отношением человека к окружающему миру. На взгляд [36], интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как особо важная для него, это положительное оценочное отношение субъекта к осуществляемой деятельности.

Таким образом, интерес это - избирательное отношение к чему-либо, определенная направленность личности, эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям действительности, условие познавательной деятельности.

Сегодня под познавательным интересом преимущественно понимают «различные состояния человека, объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство» [18, с. 145].

Следовательно, можно прийти к выводу, что познавательный интерес – это направленность личности на окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и активность.

В психолого-педагогической литературе (Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова. и др.). отмечается, что сформированный познавательный интерес может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высокого уровня развития способностей или недостаточного запаса у учащихся необходимых знаний, умений и навыков. От степени сформированности познавательного интереса, положительного отношения и силы мотивации в значительной степени зависят как учебная, социальная активность учащихся, так и их успешность в овладении знаниями.

А. С. Белкин утверждает, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания познавать. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение детей, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

В настоящее время создание ситуации успеха рассматривается как:

определяющий фактор развития личности в младшем школьном возрасте;

компенсаторный фактор в случае недостаточно высокого уровня развития способностей или недостаточного запаса у учащихся необходимых знаний, умений и навыков;

источник внутренних сил ребенка.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

В настоящее время нет единства мнений по вопросу определения ведущего подхода к данному понятию. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

По мнению И. Д. Беха, ситуация успеха дарит атмосферу дружбы и взаимопомощи, уверенность и защищенность. Учитель должен поддержать источник внутренних сил ребенка, источник, который дает энергию для преодоления трудностей и формирование желания учиться.

Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок определяет этот результат как успех. Каждому педагогу следует обратить внимание на этот постулат. Объективная успешность деятельности ребенка − успех внешний, так как качество результата оценивается свидетелями действия. Осознание ситуации успеха самим же учеником, понимание ее значимости возникает у субъекта после преодоления своей трусости, неумения, незнания психологического поражения и других видов трудностей.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными и не вербальными средствами. Для создания ситуации успеха существуют некоторые технологические операции:

Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно не сложная, этот материал мы с вами проходили”.

Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это внушает ученику уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только тебе я могу доверить…”.

Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”

Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось…”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.

Главное, что нужно учителю, приступая к работе «Создание ситуации успеха», − это создать оптимистичную установку ребенку, забыть на время о его «недостатках», увидеть только перспективные линии его развития [2,12].

Для подтверждения необходимости формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности познавательного интереса у учеников начальной школы в возрасте 8-9 лет. Диагностика включала в себя 3 комплексные методики, целью которых являлось выявление отношения к учению, уровня сформированности познавательного интереса, познавательной активности у детей младшего школьного возраста, а также выявления уровня школьной мотивации.

Первая анкета, включающая в себя 5 тестовых вопросов, была направлена на определенияуровня развития познавательного интереса у обучающихся начальной школы. Согласно результатам данной методики, среди опрошенных 20 учеников мы получили следующие результаты:

Высокий уровень развития познавательного интереса у 25% учащихся, у 40% – средний и у 35% – низкий уровень.

Вторая методика Н.Г. Лускановой. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». Данная методика была применена с целью выявления уровня школьной мотивации к учению у обучающихся. Интерпретация результатов позволила выявить, что у 4 обучающихся (20% от всего класса) – присутствует положительный тип сформированности школьной мотивации. 6 испытуемых (30% обучающихся) проявили нейтральный тип школьной мотивации. Большая часть испытуемых (10 человек, что составило 50%) показали отрицательный тип школьной мотивации.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в данном классе нужно вести работу по формированию положительного отношения к учению, необходимо формирование школьной мотивации учащихся.

Завершающий метод диагностики отношения к учению у детей младшего школьного возраста, метод беседа с учителем. Педагогу было предложено ответить на шесть вопросов. Вопросы – ответы беседы представлены в таблице.

Таблица 1

Результаты диагностики отношения к учению у детей младшего школьного возраста представлены в таблице

Вопрос

Ответ

Что вы понимаете под понятием «познавательный интерес»?

Педагог понимает под познавательным интересом – направленность личности на окружающий мир, желание познать предметы и явления окружающего мира.

Формируете ли Вы познавательный интерес к учению у детей младшего школьного возраста посредством приемов создания ситуации успеха?

На данный вопрос педагог ответил, что использует приемы создания ситуации успеха на уроках по предмету «окружающий мир» для формирования положительного отношения к учению, но очень редко, так как для использования данных приемов на уроке приходится терять время на «лишние разговоры», чем для выполнения заданий, поэтому учитель предпочитает больше прорешать заданий по темам, чем использовать приемы создания ситуаций успеха.

Часто ли Вы используете приемы создания ситуации успеха?

Учитель ответил: нет, так как для использования данных приемов на уроке приходится терять время.

Какие трудности возникают у вас при использовании приемов создания ситуации успеха?

Учитель ответил: «Испытываю трудности при подборке приемов создания ситуации успеха, а при использовании трудностей не испытываю».

Как с этими трудностями справляетесь вы?

На данный вопрос педагог ответил, что четкого алгоритма по решению своей трудности она не может дать, поэтому просто больше времени затрачивает на подборку приемов создания ситуации успеха.

Какие методы и приемы направленные на формирование познавательного интереса к учению детей младшего школьного возраста вами используются?

На вопрос «Какие методы и приемы направленные на формирование познавательного интереса к учению детей младшего школьного возраста вами используются?», мы получили следующие данные:

- прием «Заражение»

-прием «Эмоциональное поглаживание»

- прием «Следуй за нами»

- прием «Отсроченная отметка»

- прием «Эскалатор»

Таким образом, результаты беседы с педагогом начальной школы позволяет нам констатировать, что учитель имеет достаточно полные и четкие представления о том, что такое познавательный интерес, ссылаясь при этом на ФГОС НОО. Однако, педагог в реальной практике своей работы редко использует приемы создания ситуации успеха для формирования познавательного интереса, более того учитель предпочитает не тратить на приемы создания ситуации успеха времени, что в дальнейшем нас и приводит к низкому уровню отношения к учению.

Заключение. Таким образом, познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме.

Использование ситуации успеха должно способствовать: повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебной работы, формированию познавательного интереса, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью и, соответственно, обеспечить успех в обучении. Каждый ребенок имеет определенные способности, наша задача − отыскать маленькие побеги таланта, развивать их. Создание ситуации успеха, вера в ребенка и учет его индивидуального стиля деятельности наиболее продуктивно влияет на мотивацию учащихся, которые впоследствии действуют по сценарию «Победителя».

Список литературы:

1. Алексеева О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие/ О.В. Алексеева, А.А. Арасланова .- М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017.– С. 124 – 125.

2. Витушкина Э. В. Роль учителя в формировании самооценки младшего школьника / Э. В. Витушкина // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 31-37.
3. Морозова НГУчителю опознавательном интересе. — М.: Знание, 2009. — 246 с.

4. Носкова Н. В. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя // Начальная школа, 2015. – №3. – С.15-18.

5. Пелевина Н. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования // Вестник научных конференций. – №12-4 (16) – С.40-43.

6. Трубинова К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе //Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалв II Междунар.науч.конф., 2017. – С.9-14

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – С. 53

Просмотров работы: 64