Введение. В настоящее время актуальной является задача развития у обучающихся самостоятельности как свойства личности, которое характеризуется стремлением и умением без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения в своей самостоятельной познавательной деятельности.
Согласно ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения познавательных задач и т.д[1].
В законе «Об образовании в Российской Федерации» [2] отмечается необходимость создания условий для формирования активной, инициативной, самостоятельной личности, которой свойственна высокая культура умственного труда в различных видах деятельности и которая владеет способами самопознания, саморазвития. Задача, которую призваны учителя – это поиск путей развития познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Кроме того, по мнению многих исследователей, одним из важных и значимых личностных свойств, которые необходимо формировать и развивать у детей младшего школьного возраста является познавательная самостоятельность, способствующая росту уровня развития их познавательного, интеллектуального и творческого потенциала, влияющая на степень усвоения учебного материала и повышающая качество учебно-познавательной деятельности.
Так, проведенный нами анализ педагогической литературы позволил сделать вывод, что проблема формирования и развития познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста является актуальной.
Основная часть. Отечественная педагогика и психология накопили значительный опыт по формированию различных аспектов познавательной самостоятельности. Данная проблема рассматривается в трудах В.И. Орлова, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Т.И. Шамовой, Г.Я. Шишмаренковой, Л.П. Аристовой, Ю.К. Бабанского, И.П. Подласого, А.В. Усовой и др.
В педагогической литературе представлены различные определения познавательной самостоятельности.
Таблица 1
Определения понятия «познавательная самостоятельность»
При определении структуры познавательной самостоятельности мы будем опираться на позицию Т.И. Шамовой, которая выделяет три компонента познавательной самостоятельности.
Рисунок 1. Компоненты познавательной самостоятельности по Т.И. Шамовой
Вышеперечисленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако, наиболее существенным из них является мотивационный, так как проявление самостоятельности в познавательной деятельности напрямую связано с ее мотивом [3].
Проанализировав теоретические аспекты изучаемой темы, мы приступили к проведению эмпирического исследования, направленного на определение уровня сформированности познавательной самостоятельности по методикам В.С.Юркевич, Э.Ф. Замбацявичине, Р.С.Немова. В исследовании приняли участие 26 первоклассников. В результате было выявлено, что у большинства обучающихся (более 65%) познавательная самостоятельность сформирована на низком (репродуктивном уровне). У этих обучающихся познавательная деятельность вызвана сиюминутным интересом, обусловленным внешними обстоятельствами, занимательностью ситуации. Интерес выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям – описаниям, действиям по образцу. Истинного стремления к знаниям нет. Преимущественно безразличное отношение к познанию.
Рисунок 2. Результаты диагностики уровня сформированности компонентов познавательной самостоятельности
Далее рассмотрим процесс формирования познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста. По мнению Веденькиной М.В., познавательная самостоятельность детей младшего школьного возраста формируется в несколько этапов[4].
Рисунок 3. Этапы формирования познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста по Веденькиной М.В.
Ю.А. Лях выделяет пять групп факторов, влияющих на формирование познавательной самостоятельности школьников[5].
Рисунок 4. Факторы, влияющие на формирование познавательной самостоятельности школьников по Ю.А. Лях
Заключение. Таким образом, познавательная самостоятельность представляет собой качество личности, проявляющееся в умении вести целенаправленную деятельность, направленную на приобретение, применение и преобразование знаний и умений. Формирование и развитие познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста – важная задача современной школы. Ученик в соответствии со своими личными психологическими данными на начальном этапе обучения может обладать какими-то отдельными элементами самостоятельности в познании, но развитие познавательной самостоятельности происходит в процессе обучения под непосредственным руководством педагога. Так, педагогу необходимо организовать целенаправленный планомерный процесс, представляющий собой постепенный переход от действий, производимых только под руководством педагога, к познавательной деятельности, основанной на самостоятельном, творческом подходе к поставленной учебной задаче.
В заключение отметим, что данное исследование не является полным и
законченным. Оно является отправной точкой для дальнейшего изучения темы.
Список литературы:
Российская Федерация. Приказы. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ № 373 : [зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г.].- М. : Просвещение, 2009.-29с.
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 11.01.2020 ). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Абрамовских Н.В., Смаранди Е.И. Развитие познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе решения поисковых задач на уроках русского языка // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2018/article/2018004062">https://scienceforum.ru/2018/article/2018004062</a> (дата обращения: 08.01.2020 ). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Веденькина М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом полоролевых особенностей: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01./ Веденькина Марина Васильевна; науч. рук. В.А. Пятин; Астраханский государственный университет.- Астрахань, 2007.- 200 с.
Рыдзе О.А. Учебно-познавательная самостоятельность младшего школьника: научно-методическое сопровождение процесса формирования: О. А. Рыдзе. - Москва: Вентана-Граф, 2017. - 142с.ISBN 978-5-360-09279-7.– Текст: непосредственный.