Исследование различных форм расстройств мышления у невротических больных - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Исследование различных форм расстройств мышления у невротических больных

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: Невроз, психоневроз, невротическое расстройство – название группы нервно-психических расстройств, возникающих по причине острых психических или хронических психологических травм.

Клиническая картина расстройств данного спектра, как правило, характеризуется временным снижением умственной и физической работоспособности, а также астеническими, навязчивыми или истерическими проявлениями.

Психогенным фактором во всех случаях принято считать конфликты (внутренние или внешние), стресс, либо длительное перенапряжение эмоциональной или умственной сферы.

Проблема исследования развития различных форм нарушения мышления при невротических заболеваниях является очень актуальна в наше время. Так как мышление является совокупностью умственных процессов, лежащих в основе познания, оно играет немало важную роль в формировании успешной деятельности человека

Существует множество различных подходов к изучению мышления. Мышление широко исследовалось как с точки зрения физиологии и нейрофизиологии, так и с точки зрения психологии и нейропсихологии.

Исследованием мышления в различных направлениях занимались такие учёные как: И.П.Павлов, И.М. Сеченов, В. М. Бехтеров, А.Н. Леонтьев и др.

Цель исследования состоит в изучении различных форм расстройств мышления, у больных невротическими заболеваниями.

Задачи исследования:

Теоретически обосновать наличие различных форм расстройств мышления при невротических заболеваниях.

Основываясь на полученные данные выявить

Методы исследования: для решения поставленных в работе задач использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, психодиагностический, констатирующий эксперимент.

Основная часть: Мышление – это познавательная деятельность человка. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

Мысль(понятие,смысл, идея,) является результатом мыслительного процесса.

Получение знаний о различных объектах, свойствах и отношениях, которые не могут быть непосредственно восприняты, является особенностью мышления. Это свойство мышления реализуется посредством таких механизмов как аналогия и дедукция.

Исследование мышления берёт своё начало в работах античных философов, однако они рассматривали мышление не с позиции психологии, а со стороны других наук, в первую очередь – философии и логики. Первым, кто начал рассматривать процесс мышления в античной философии был Парменид. Он представил первое в истории сокращённое изложение основных понятий дедуктивной метафизики.

Важную роль в развитии исследования мышления сыграла медицина. Первыми сторонниками мозговой теории мышления были античный философ и математик – Пифагор, а также его ученик, философ и медик Алкмеон Кротонский.

Эпоха средневековья характеризовалась исключительно эмпирическими исследованиями и совершенно новых данных не было получено.

Лишь с XVII века начались активные психологические исследования мышления. Однако, они всё также сильно зависели от логики. В ранних учениях о мышлении XVII века считалось, что способность мыслить это врождённая способность человека, а само мышление стоит рассматривать отдельно от психики.

Позже, с появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и также рассматривалось как врождённая способность человека.

В конце XIX появляется новое направление в учении о мышлении – прагматизм. Его основателем считается американский учёный и философ У.Джеймс. В своей книге “Принципы психологии” он утверждал, что понятия – это не адекватное отражение объективного мира, а орудия, используемые при познавательной деятельности.

В это же время, формируется новое психологическое течение – рефлексология. В число видных её деятелей входят И.П.Павлов, В.М. Бехтерев и И.М. Сеченов.

В начале XX века многие психологические школы и направления ставили в центр своих интересов учение о мышлении. Мышление рассматривалось в рамках бихевиористического направления, гештальт-психологии, советской и зарубежной психологии.

Мышление в гештальт-психологии понималось как переконструирование проблемных ситуаций с помощью инсайта.

В рамках бихевиоризма мышление рассматривалось как процесс формирования связей между стимулами и реакциями.

Внёсло свой в вклад в развитие учения о мышлении и психоаналитическое направление. В рамках психоанализа изучались бессознательные формы мышления, а также зависимость мышления от мотивов и потребностей.

В отечественной психологии изучение мышления тесно связано с работами А.Н.Леонтьева и его психологической теорией деятельности. По мнении. А.Н.Леонтьева внутренняя деятельность (мышление) не только производная от поведения, но и имеет тоже строение. В мыслительной деятельности можно выделить отдельные операция и действия. На основе теории деятельности были построены педагогические теории В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова.

С точки зрения физиологического подхода, мышление является функцией головного мозга. Согласно работам И.П. Павлова мысль – это следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для осуществления успешной мыслительной деятельности требуется работы нескольких систем мозга.

Перейдём к рассмотрению заболеваний невротического спектра, исследованиям невроза, предпосылкам его формирования и степени влияния на мышление человека.

Невроз, психоневроз, невротическое расстройство – название группы нервно-психических расстройств, возникающих по причине острых психических или хронических психологических травм.

Клиническая картина расстройств данного спектра, как правило, характеризуется временным снижением умственной и физической работоспособности, а также астеническими, навязчивыми или истерическими проявлениями.

Психогенным фактором во всех случаях принято считать конфликты (внутренние или внешние), стресс, либо длительное перенапряжение эмоциональной или умственной сферы.

И. П. Павлов в рамках своего физиологического учения определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности (ВНД), вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. Использование клинического термина «невроз» применительно не только к человеку, но и к животным в начале XX века вызвало множество споров.

Психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть.

Зигмунд Фрейд видел этот конфликт в базовом противоречии между инстинктивными влечениями Оно и запрещающим давлением Сверх-Я, представляющим собой мораль и нормы, существующие в обществе.

Психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть.

Зигмунд Фрейд видел этот конфликт в базовом противоречии между инстинктивными влечениями Оно и запрещающим давлением Сверх-Я, представляющим собой мораль и нормы, существующие в обществе.

В настоящее время в качестве факторов, предрасполагающих к развитию невроза, выделяют как психологические (особенности личности, условия её созревания и воспитания, становления взаимоотношений с социумом, уровень притязаний), так и биологические факторы (функциональная недостаточность определённых нейромедиаторных или нейрофизиологических систем, делающая больных уязвимыми для определённых психогенных воздействий).

Качественные расстройства мышления не являются специфическими для расстройств невротического спектра. При этом, ассоциативный процесс остаётся в целом логически выверенным. Однако, при невротической депрессии отмечается замедление мышления, а при ананкастических неврозных проявлениях возможно появление обсессий.

Особый интерес вызывают исследования, наводящие на то, что, если эмоциональные реакции больного с неврозом являются внутренне беспорядочными и противоречивыми или неуместными по отношению к окружающим условиям объективной действительности, то это может означать, что его оценка и понимание это действительности объективно неверны.

Л.Бинсвангер считал, что среди невротиков преобладает число людей с так называемыми фиксированными абсолютами. Л.Бинсвангер видел в пациентах невротическими заболеваниями людей, которые в силу особенностей своего мышления с трудом могут анализировать происходящие в их жизни события, а также не могут критично или иронично рассуждать о своих слабостях.

Л.Бинсвангер считает, что у невротиков очень узкое восприятие окружающей их действительности. То есть понимание о осмысление жизненных ситуаций носит для них весьма специфический характер.

Одной из особенностей больных невротическими заболеваниями является стиль их мышления. Жизнь таких людей строго определена и регламентирована и носит догматичный характер. В ней оценивается вес возможных событий, а много происходящее не имеет различной важности и дифференцируется на плохое или хорошее.

Большинству людей с заболеваниями невротического спектра присуща ригидность мыслительных процессов, а также они не способны использовать гибкость мышления. Такие люди неспособные идти на компромиссы, так как не видят иных возможных вариантов решения проблемной ситуации. Недостаточная гибкость мыслительных процессов строго ограничивает выбор действий для таких людей.

Известно, что к неврозам наиболее предрасположены люди неспособные использовать гибкость мышления, упрямые, трудно переключаемые с одного вида деятельности на другой, неспособные соотносить вынужденные обстоятельства со своими принципами.

В ходе множества исследований были выявлены наиболее типичные отклонения восприятия и толкования личностных качеств и эмоциональнo значимыx стимулoв пaциентaми с невротическими заболеваниями по сравнению с больными шизофренией, наркозависимыми и даже психически здоровыми людьми.

Как выявилось, что в импликационной системе ревности у лиц с невротическими заболеваниями преобладает импликационал ревность-проявление любви. В свою очередь, у больных шизофренией ревность подразумевает собой наличие комплексов, а также неуверенность в себе и чувство неполноценности. А у наркозависимых ревность подразумевала желание контролировать партнёра.

Ещё одним примером можно привести восприятие качество зависти среди больных различными заболеваниями. Например, у невротиков, зависть воспринимается как обида на более успешных людей.

Наиболее интересно восприятие невротиками любви. Для них в первую очередь любовь это боль, страдания, терпение, что отличается от понимания здоровыми людьми. Для здоровых людей любовь характеризуется взаимопониманием, взаимовыручкой, способностью жить с другим человеком, способностью соотносить свою точку зрения с другой точкой зрения, идти на компромиссы, восторгом, радостью, наслаждением.

Заключение: Основной целью нашего исследования было исследование различных форм расстройства мышления у больных невротическими заболеваниями.

Для боле обширного обзора данного вопроса были проведены исследование и анализ научных работ по данной тематике.

Теоретический анализ позволил нам:

Выделить основные факторы, влияющие на процесс формирования невротического заболевания.

Рассмотреть нейропсихологические особенности мышления при невротических заболеваниях.

Установить факт наличия различных расстройств мышления у больных невротическими заболеваниями.

Список литературы:

Медицинский портал (Электронный ресурс) / http://dr20.ru/ 3

Энциклопедия практической психологии (Электронный ресурс) / http://www.psychologos.ru/

Р. Корсини, А. Ауэрбах Психологическая энциклопедия СПб, 2006 (Электронный ресурс) / http://vocabulary.ru/

Шкуренко Д. А., Общая и медицинская психология (Электронный ресурс) / http://psyera.ru/

Б. В. Зейгарник Нарушения мышления, Патопсихология: Хрестоматия. Составитель Н. Л. Белопольская, 2-е издание. – Москва: Когито-Центр, 2000 (Электронный ресурс) / http://psylist.net/

Н. В. Репина, Д. В. Воронцов, И. И. Юматова Основы клинической психологии Москва: Высшее образование (Электронный ресурс) / http://bookap.info/

Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок Клиническая психиатрия Москва, 1994 (Электронный ресурс) / http://azps.ru/

Просмотров работы: 9