Расстройство речи невротического характера - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Расстройство речи невротического характера

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речь – это средство общения, которое необходимо, прежде всего, для привлечения в обществе, которая является основой всякой умственной деятельности и средством общения между людьми. Умение сравнивать, классифицировать, систематизировать, определить, рассказать, обобщать формируются в процессе освоения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.

Нарушение речи очень тяжелая проблема для многих людей, так как это вызывает прежде всего дискомфорт, ставит определенные рамки для людей с нарушениями. При нарушение речи так же ограничивается как круг общения, так и отношение окружающих к самому человеку. Человек с расстройством речи становится одинок, он испытывает затрудненность в общении, присутствует определённый страх перед знакомством с новыми людьми, испытывает небольшую тревожность в ответственный момент, расстройство речи не позволяет ему активно участвовать в общественной жизни. Нарушение речи многообразны, они могут проявляться в нарушение произношения, неумение построить правильно предложение, неумение формировать мысли, грамматического строя речи, соскальзывания со слов, бедности словарного запаса, застревание на одном предложение или теме, а также в нарушении темпа и плавности речи. Проблемы развития речи у людей в советское время развивались такими научными деятелями, как: В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ, Н. И. Политова, М. И. Буянов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и многими другими.

Огромное изучение речи неоднократно указывал Л. С. Вы­готский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формиро­вания поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного пове­дения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта». Изучением расстройством речи занимались российские исследователи. Так, например, М.Е. Хватцев разделил факторы речевых отклонений на внешние и внутренние, выделив также органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам М.Е. Хватцев отнес различную патогенные осложнения. К этим же причинам он отнес органические поражения периферических органов речи. В нарастании речевых осложнений большое значение М.Е. Хватцев отводил экзогенно-органическим факторам, отнесенным им же к группе органических поражений. Функциональные возникновения невротического расстройства М.Е. Хватцев связывал с учением И.П. Павлова, о различных патологиях в соотношении таких психических образований как возбуждение и торможение в центральной нервной системе. Психоневрологическими причинами он считал умственную отсталость, различные ухудшения памяти и осложнение других психических функций. В основу патогенеза неврозов легло разработанное учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности с соотношениями первой и второй сигнальных систем, коры и подкорки. Под неврозом И. П. Павлов рассматривал длительное нарушение высшей нервной деятельности, которое происходит перенапряжением нервных процессов в коре полушарий большого мозга под воздействием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. Учение И.П Павлова о неврозах существенные. Во-первых, психогенное возникновение срыва высшей нервной деятельности, что намечает границы между неврозами и обратимыми расстройствами не психогенной природы, во-вторых, связь форм неврозов с типами высшей нервной деятельности, что позволяет рассматривать классификацию неврозов не только с клинической, но и с патофизиологической точки зрения.

Больные неврозом в целом отличаются более низкими показателями «связности» речи, перескакивание с тем на другую тему, запинки в беседе, громкость речи как существенно повышается, так и понижается, возможен излом голоса, убыстрение либо замедление темпа речи, произношение может стать более отчетливым, почти на 50 % повышается количество пауз или сомнения, речь может прерываться вздохами, фразы становятся отрывисты и не завершаются. Речевая судорожность приобретает стойкий характер, хорошие условия значительно снижают расстройство темпа речи, но не устраняют его, так как пациенты находится все время в возбуждении (психомоторное беспокойство) и страхе. Так же при исследование речевой деятельности наблюдались двигательные сопутствующие движения в виде раскачивания туловища, притоптывания ногами, прищелкивания пальцами, ерзание на стуле, мотыляние ногами. Клинические наблюдения, показывают, что при неврозе происходит изменение нервно-висцеральных связей соматоформных расстройств, которые включают соматические нарушения невроза. При врожденных нарушениях распространяются на формы речевой деятельности, т.е. возникает системный дефект с преобладанием нарушения того или иного аспекта речи. Для невротического расстройства характерны обратимость патологических нарушений вне зависимости от их длительности, силе действия, врожденные факторы и неординарные клинические проявления. Поэтому мозговая организация речи очень сложна, а нарушения речи – многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате заболевания.

Список использованной литературы

Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление.

Гриншпун Б.М. Классификация речевых нарушений

.Зейгарник Б.В. , Патопсихология. М.: «МГУ» , 1986 г. - 278 с.\

Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2002. - 248 с.

Просмотров работы: 82