Занятия физкультурой и спортом в вузе являются важной составляющей учебного процесса каждого студента. Большое количество проводимых в аудиториях часов делают специальную двигательную активность необходимой для нормального функционирования организма.
На сегодняшний день актуальность данной темы очень велика, так как молодые люди заинтересованы в том, чтобы иметь хорошую физическую форму. Для студентов вузов одной из возможностей развить физическую подготовленность являются посещения занятий физической культурой и спортом. В университете представлены различные направления занятий: учебное, научное, спортивно-массовое и оздоровительное.
В том числе возрастает интерес к занятиям плаванием. Плавание является одним из обязательных разделов дисциплины по «Физической культуре» в вузе. Сложно переоценить пользу плавания, так как с помощью этого вида занятий достигаются сразу несколько целей: развитие выносливости, благоприятное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы, развитие дыхательной системы, благоприятное воздействие на общее состояние организма.
Студенты С(А)ФУ имеют возможность на базе университета развивать плавательные навыки, изучать техники плавания, улучшать выносливость. Уровень физической подготовленности учащихся изначально различается. В ходе занятий физической культурой и спортом эти показатели меняются с определённой закономерностью.
Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма пловца с водой — средой, в которой организуются его двигательные действия. Изучение такого взаимодействия обусловлено необходимостью формирования двигательных навыков — тех, которые позволили бы передвигаться в водной среде наиболее эффективными способами без специальных приспособлений и поддерживающих средств. [1, с.3]
Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка). [2, с. 8]
Цель исследования: оценка уровня физической подготовленности студентов С(А)ФУ 1-3 курсов разных направлений.
Задачи исследования:
1) Оценить уровень физической подготовленности студентов С(А)ФУ (юноши).
2) Оценить уровень физической подготовленности студентов С(А)ФУ (девушки).
Тесты были проведены на базе С(А)ФУ. Тестовое задание: проплыть 50 метров вольным стилем (кроль на груди).
В исследовании участвовали студенты, которые занимаются по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» на базовом отделении в группе плавания. В тестировании участвовали студенты 2-3 курсов, а также те студенты 1-го курса, которые владеют техникой данного стиля. Приняли участие студенты:
- Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем (ВШИТиАС).
- Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации (ВШСГНиМК).
- Высшей школы энергетики, нефти и газа (ВШЭНиГ).
- Высшей школы естественных наук и технологий (ВШЕНиТ).
- Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры (ВШППиФК), (направления Психология, Педагогика, Олигофренопедагогика).
Техника плавания «кроль на груди»: тело в воде занимает сравнительно высокое, вытянутое и хорошо обтекаемое горизонтальное положение. Угол атаки — 3—5 градусов. Голова удерживается почти строго на продольной оси тела. Лицо опущено в воду, лицевой череп скрыт, взгляд направлен вперед-вниз Движения ногами попеременные. Направления движений: снизу вверх и сверху вниз. Снизу вверх — движение подготовительное; сверху вниз — рабочее.
[2, с. 98] (См. Рис. 1)
Рис. 1. Техника плавания «кроль на груди».
Диаграмма 1 – Кроль на груди (50 м) (девушки)
Для девушек нормой является тестовое время 50 сек. Менее чем за 50 сек. Задание выполнили 83% девушек. Кроме того, лишь 3% тестируемых выполнили задание более чем за 60 секунд, оставшиеся 97% проплыли 50 м менее чем за 1 минуту.Это свидетельствует о том, что у большинства девушек высокий уровень физической подготовленности.
Диаграмма 2 – Кроль на груди (50 м) (юноши)
Для юношей нормой является тестовое время 35 сек. Менее чем за 35 сек. Задание выполнили 64% юношей. Кроме того, все тестируемые проплыли 50 метров менее чем за 1 минуту. Это свидетельствует о том, что у большинства юношей высокий уровень физической подготовленности.
В результате данных исследований можно сделать следующие выводы:
И у девушек, и у юношей наблюдается высокий уровень физической подготовленности. Причём у девушек уровень физической подготовленности значительно выше, чем у юношей.
Показатели, полученные в ходе исследования достаточно высоки, что говорит о правильной организации занятий плаванием. Занятия плаванием проводятся регулярно, что приводит к быстрому развитию выносливости.
Хорошие результаты показали не только отдельные учащиеся, но и все тестируемые в целом, это говорит о том, что к каждому учащемуся имеется индивидуальный подход, позволяющий ему развиваться и увеличивать свой уровень физической подготовленности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; – М.: Издательский центр «Академия», 2000
3. Итоговый протокол личного первенства С(А)ФУ по плаванию «Спартакиада С(А)ФУ 2019/2020» (девушки) [Электронный ресурс]:
https://vk.com/sorevnovanya.safu?w=wall328371727_937&z=photo328371727_457240904%2Fwall328371727_937
4. Итоговый протокол личного первенства С(А)ФУ по плаванию «Спартакиада С(А)ФУ 2019/2020» (юноши) [Электронный ресурс]:
https://vk.com/sorevnovanya.safu?w=wall328371727_937&z=photo328371727_457240905%2Fwall328371727_937