Эффективность учебно-тренировочного процесса зависит от функционального состояния спортсменов, которое характеризуется не только деятельностью сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но также уровнем физической работоспособности и двигательной подготовленности. Своевременная оценка указанных параметров позволяет обеспечивать высокую спортивную результативность и оптимальную спортивную форму занимающихся. Оценка функционального состояния спортсмена имеет основополагающее значение при планировании величины, размера и интенсивности физических нагрузок. Данный анализ необходимо проводить для обеспечения наиболее эффективной работоспособности, на основании которой возможно достижение высоких соревновательных результатов. Цель исследования – оценить физическое развитие, динамику показателей функционального состояния и физической подготовленности девушек 18-22 лет, занимающихся волейболом. В нашем исследовании приняло участие двадцать девушек в возрасте 18-22 лет, которые в 2018-2019 учебном году занимались волейболом на базе ФГАОУ ВО «Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова».
Эмпирическое исследование проводилось на этапе подготовительного тренировочного процесса.
Все участницы исследования являются студентками очной формы обучения вышеназванного образовательного учреждения и не имеют спортивной квалификации. Средний возраст участниц обследования на момент проведения исследования составляет 20,89 лет.
В процессе исследования была проведена оценка показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уровня работоспособности и степени развития основных и специальных физических качеств обследуемых студенток, занимающихся по спортивному отделению волейбол.
Далее в нашей работе представлены данные и анализ эмпирического исследования. Результаты исследования представлены в нашей работе в виде таблиц.
Для определения исходного уровня физического развития волейболисток в нашем исследовании использовались следующие показатели:
- длина тела;
- масса тела;
- окружность грудной клетки;
- окружность обхвата плеча;
- окружность обхвата бедра;
- окружность обхвата голени
- индекс Кетле (ИМТ).
В ходе исследования уровня физического развития обследуемых, мы получили следующие средние результаты: длина тела составила 167,19±1,70 см, масса тела 59,21±1,20 кг., окружность грудной клетки 89,75±1,9 см., окружность обхвата плеча 25,50±0,17 см., окружность обхвата талии 67,54±0,65, см., окружность обхвата бедра 52,11±1,4 см., окружность обхвата голени 32,11±0,25 см. На основании указанных данных, можно сделать вывод, что обследуемые студентки занимающиеся по спортивному отделению волейбол, имеют нормальное пропорциональное телосложение. Для оценки степени соответствия длины тела обследуемых, массе их тела, мы использовали индекса Кетле (ИМТ). Индекс Кетле обследуемых студенток находится на уровне 21,18±0,15, на основании чего можно сделать косвенную оценку о соответствии длины и массы тела волейболисток, которые находятся в норме.
В нашем исследовании оценка функционального состояния обследуемых студенток, занимающихся по спортивному отделению волейбол, проводилась на основании следующих критериев:
- оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АДС, АДД, АДП);
- оценка работоспособности с использованием ИГСИТ;
- оценка функционального состояния дыхательной системы;
- оценка биологического возраста обследуемых.
В ходе исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы обследуемых девушек волейболисток на первом этапе мы получили следующие данные: ЧСС 64,55±1,5; АДС 124,45±2,0; АДД 85,74±1,7; АДП 38,71. На основании указанных данных можно сделать вывод, что обследуемые студентки, занимающиеся по спортивному отделению волейбол, имеют хорошее состояние сердечно-сосудистой системы, поскольку полученные данные обследуемых находятся в норме. Данные о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы обследуемых, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, (М±m)
№ п/п |
Функциональные показатель ССС |
Данные исследования |
1 |
ЧСС |
64,55±1,5 |
3 |
АДС, мм.рт.ст. |
124,45±2,0 |
4 |
АДД, мм.рт.ст. |
85,74±1,7 |
5 |
АДП, мм.рт.ст. |
38,71 |
В ходе исследования работоспособности обследуемых на первом этапе мы получили следующие данные ИГСТ – 70,6±1,90 условных единиц. На основании полученных данных, можно сделать вывод, что работоспособность находится выше среднего уровня. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что обследуемые студентки, занимающиеся по спортивному отделению волейбол, имеют хорошее состояние сердечно-сосудистой и дыхательных систем, поскольку полученные данные обследуемых имеют значение выше среднего.
В ходе исследования функционального состояния дыхательной системы обследуемых студенток, занимающиеся по спортивному отделению волейбол, мы получили данные: ФЖЕЛ (мл.) 3670±11,00; ФЖЕЛ (%) 105,49. На основании указанных данных можно сделать вывод, что обследуемые, имеют хорошее состояние дыхательной системы, поскольку полученные в ходе исследования данные находятся выше средних показателей. Данные о функциональном состоянии дыхательной системы студенток, занимающиеся по спортивному отделению волейбол, представлены в таблице 2.
Таблица 2 Показатели функционального состояния дыхательной системы, (М±m)
№ п/п |
Функциональные показатель ДС |
Данные исследования |
1 |
ФЖЕЛ, мл. |
3670±11,00 |
2 |
ДЖЕЛ, мл. |
3479±10,50 |
3 |
Фактическая ЖЕЛ,% |
105,49 |
В ходе исследования биологического возраста студенток, занимающихся по спортивному отделению волейбол, мы получили следующие данные: БВ - 20,38±0,15 лет, ДБВ – 34,20±0,14 лет. На основании указанных данных можно сделать вывод, что поскольку степень постарения (БВ-ДБВ) на первом этапе исследования меньше 0, то обследуемые студентки, занимающиеся по спортивному отделению волейбол, имею степень постарения лучше статистических нормативов. Данные о БВ обследуемых, полученные в ходе эмпирического исследования, представлены в таблице 3
Таблица 3 - Сравнительные показатели БВ, (М±m)
№ п/п |
Показатели |
Данные исследования |
1 |
БВ |
20,38±0,15 |
2 |
ДБВ |
34,20±0,14 |
3 |
Степень постарения |
-5,82 |
Результаты тестирования по определению развития физических качеств обследуемых студенток, занимающихся по спортивному отделению волейбол, приведены в таблице 4. Как мы видим, из полученных данных, при сравнении с нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и нормативов в регламенте организации учебного процесса по физической культуре и спорту в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова, обследуемые имеют показатели по общей физической подготовке на уровне серебряного и золотого значка, что характеризуется достаточным уровнем подготовки на занятиях по физической культуре в рамках учебной программы.
Таблица 4 – Показатели уровня общей физической подготовленности, М±m
№ п/п |
Тесты |
Результаты |
1 |
Челночный бег 3×10 м, сек. |
8,3±0,16 |
2 |
Бег 100 м, сек. |
16,3±0,25 |
3 |
Поднимание туловища из исходного положения лёжа (количество раз) |
44±1,5 |
4 |
Прыжок в длину с места, м. |
192±0,06 |
5 |
Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90 см., кол-во раз |
15±1,4 |
6 |
Бег на 2000 метров (мин., сек.); (м) |
10 мин.34 сек.±26 сек. |
7 |
Индекс гибкости (усл.ед.) |
0,42±0,03 |
Таблица 5 - Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), VI ступень (возрастная группа от 18 до 24 лет)
№ п/п |
Испытания (тесты) |
Бронзовый значок |
Серебряный значок |
Золотой значок |
Результаты обследуемых |
1 |
Бег на 100 метров |
17,8 |
17,4 |
16,4 |
16,3 |
2 |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см, кол-во раз |
10 |
12 |
18 |
15 |
3 |
Челночный бег 3×10 м, сек |
9,0 |
8,8 |
8,2 |
8,3 |
4 |
Бег на 2000 метров (мин., сек.); (м) |
13.10 |
12.30 |
10.50 |
10.34 |
5 |
Прыжок в длину с места, м. |
170 |
180 |
195 |
192 |
6 |
Поднимание туловища из исходного положения лёжа |
32 |
35 |
43 |
44 |
Анализ полученных данных у волейболисток студенток спортивного отделения даёт возможность сделать заключение – показатели при тестировании общей физической подготовленности находятся на среднем уровне и уровне выше среднего при сравнении нормативов по усвоению навыков, умений и развитию двигательных качеств по программе по физической культуре для вузов.
При оценке показателей по результатам тестирования по специальной физической подготовке, представленных из таблицы 6, мы видим, что уровень данных спортсменок, занимающихся волейболом, находится в пределах средних результатов.
Таблица 6 – Показатели уровня специальной физической подготовленности, М±m
№ п/п |
Тесты |
Результаты |
Нормативы, см |
||
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
|||
1 |
Оценка прыгучести, см. |
52±2,14 |
48-54 |
55-58 |
<59 |
2 |
Оценка специальной акробатической ловкости (сек.) |
3,37±0,18 |
3,40-3,44 |
3,36-3,39 |
>3,35 |
3 |
Оценка подвижности рук в плечевых суставах (м) |
1,48±0,07 |
1,61 -1,95 |
1,26-1,60 |
>1,25 |
4 |
Тест на прыжковую выносливость (кол-во раз за 1 мин.) |
45±2,15 |
30 |
40 |
50 |
5 |
Оценка силы мышц в быстрых (бросковых) движениях. Бросок набивного мяча массой 1 кг на дальность одной рукой стоя с места (м) |
15,0±1,1 |
14,3-14,7 |
14,8-15,1 |
15,2 и выше |
Подводя итоги вышесказанному, при оценке результатов эмпирического исследования физического развития, функционального состояния и физической подготовленности девушек, занимающихся волейболом, спортивного отделения позволяет нам утверждать, что физическое развитие, функциональное состояние и уровень физических качеств по общей подготовке находится в пределах «среднего уровня», и по специальной подготовке – показатели девушек также находятся на среднем уровне. Из этого следует, что на занятиях по волейболу в достаточной степени были созданы определённые условия деятельности, используемые соответствующими физическими упражнениями для развития данных качеств.
Список используемых источников:
1. Аврамова, Н.В., Назаренко, Л.Д. Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет [Электронный ресурс] / Аврамова Н.В., Назаренко Л.Д. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2012. – С. 13-17. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/testy-i-kriterii-otsenki-navykov-programmirovaniya-dvigatelnyh-deystviy-voleybolistok-15-17-let. – (Дата обращения 03.05.2019).
2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст] / А.В. Беляев, Л. Булыкина. - М. : Физкультура и спорт, 2011. - 178 с.
3. Глушков, Ю.А. Методика по волейболу для подготовки волейболистов [Электронный ресурс] / Ю.А. Глушков / Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/08/07/metodika-po-voleybolu-dlya-podgotovki. – (Дата обращения 03.05.2019).
4. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Б.Р. Голощапов. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -312 с.
5. Готов к труду и обороне. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gto.ru/norms#tab_women (дата обращения 04.08.2019)
6. Казакова Т. С., Нурмамедова Е. Э. Методы проведения антропометрических исследований с целью определения состояния физического здоровья [Электронный ресурс ] // Т.С. Казакова, Е.Э. Нурмамедова / Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/archive/150/42371/ (дата обращения: 27.10.2018).
7. Шарафеев, А.Б. Физическая подготовка волейболистов: методические рекомендации [Текст] / А.Б. Шарафеев. – Томск. – 2008. – 54 с.