АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Патрушева Е.М. 1
1МГТУ им.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В конституционной юридической науке понятие «конституционно-правовые отношения» является одним из центральных и по содержанию, и по объему. Данные отношения возникают при реализации конституционных норм, лежащих в основе правового статуса личности, его взаимоотношений с государством, а также связанных с организацией государства и функционированием публичной власти. Они являются частью конституционного права России, которое представляет собой системообразующую отрасль российского права, лежит в основе всей правовой системы России.

Социальные право-это права, призванные обеспечивать социальные потребности человека и общественную безопасность общества в целом.

Виды социальных прав и свобод:

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания обучения и творчества (часть 2 статьи 26 Конституции РФ);

Право на свободный выбор религиозных и иных убеждений и действий в соответствие с ними (статья 28 Конституции РФ);

Право на свободу труда (часть 1 статьи 37 Конституции РФ);

Право на труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ);

Право на отдых (часть 5 статьи 37 Конституции РФ);

Право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции РФ);

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (часть 4 стати 37 Конституции РФ);

Право на защиту материнства, детства и семьи (часть 1 Конституции РФ);

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и других случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции РФ);

Право на жилище (часть 1 статья 40 Конституции РФ);

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции РФ);

Право на благоприятную окружающую среду (часть 1 статьи 42 Конституции РФ);

Право на образование (статья 43 Конституции РФ);

Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества или преподавания (часть 1 статьи 44 Конституции РФ);

Право на защиту интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).[1]

Правовое отношение - это общественная связь, которая образуется на основе норм права, при этом ее участники имеют юридические обязанности и субъективные права, обеспеченные государством.

Выделяются следующие особенности конституционно-правовых отношений в социальной сфере: являются ориентиром правомерности действий государства по социальным вопросам, определяют структуру и направляют систему социальной защиты на конкретных граждан, содержат ключевые гарантии государства в социальной сфере.

Термин «социальное государство» подразумевает воплощение гарантий Конституции социальных прав граждан в реальной жизни. Государство имеет определенные обязательства перед обществом, в том числе охранять труд и здоровье людей; определять минимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

Конституция Российской Федерации закрепляет защиту граждан от безработицы и право любого человека на труд. Однако высокий уровень самой безработицы в нашей стране не дает возможности реализовать человеку свое право на труд. Не менее актуальным в социальной сфере является вопрос защиты материнства и детства. Законодательство в данной области имеет ряд пробелов, является бессистемным и подчас противоречивым. Так, СК РФ в ст. 139 содержит положение, обязывающее некоторых лиц сохранять данные об усыновлении в тайне без определенных условий. В отношении этого же вопроса УК РФ определяет ответственность за разглашение сведений, являющихся тайной, лицом, обязанным хранить данный факт (усыновления или удочерения) как служебную тайну из корыстных или иных низменных побуждений. Данное противоречие усложняет охрану прав лиц, так как включают некоторые положения в отношении тайны - профессиональный или служебный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.[2]

По вопросу о государственных пособиях на детей, необходимо подчеркнуть тот факт, что законодательство в данной сфере имеет ряд пробелов и противоречий. Кроме того, существующая система социальных пособий не подстраивается под постоянно меняющиеся условия рынка и экономики. В большей степени, это обусловлено неразработанностью в социальном законодательстве некоторых понятий, касающихся семьи с детьми и без них, а также ограниченным толкованием семьи по крови, семьи усыновителей. Данные факты приводят к ограничению прав тех граждан, которые на практике воспитывают и содержат ребенка.[5]

Весьма проблематичным также остаётся вопрос регулирования механизма защиты отцовства, детства, материнства. За последние годы принималось немалое количество нормативных документов касаемо защиты отцовства, детства, материнства. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации в данной сфере не является системным, констатируется факт того, что прослеживается в данном направлении разобщение актов в различных отраслях права.

Например, Трудовой кодекс Российской Федерации регламентирует гарантии и льготы по защите детства и материнства. Вместе с тем, некоторым положениям Трудового кодекса Российской Федерации в данном направлении свойственна противоречивость. В статье 259 Кодекса Гарантии предоставляются отцам и матерям, которые воспитывают без супруга или супруги детей в возрасте до пяти лет. В качестве условий при которых действуют гарантии, регламентированы брачные отношения, а не семейные, поэтому имеет место «наложение понятий» «супруги» и «родители ребёнка» друг на друга. По данному вопросу В.А. Малышев отмечает, что подлежат регулированию отношения с лицами, у которых имеются семейные обязанности, а упоминание супруга родителя ребёнка вводит в заблуждение. Данное подтверждается и тем, что в статье 264 ТК РФ отмечаются отцы, которые воспитывают детей без матери [3,4]

Стоит отметить большое значение введение и распространение права на получение материнского капитала. Вместе с тем, продолжают возникать вопросы по срокам его получения, прежде всего, по целям расходования материнского капитала.

Отдельная глава раздела о социальном устройстве содержит нормы об окружающей среде . Установлен основной принцип: каждый человек имеет право на экологически сбалансированную окружающую среду, общенародное пользование которой существенно для здорового образа жизни. Поэтому ее защита должна осуществляться публичной властью и обществом в интересах нынешнего и будущих поколений. Конституция предусматривает серию мер, которые должны проводиться публичной властью для реализации этого права.

В частности, при разработке минеральных ресурсов законом регулируется выполнение обязанности восстановить нарушенную окружающую среду, что контролируется компетентными органами публичной власти. [1]

Нормы Конституций Российской Федерации имеют прямое действие, что уже означает отсутствие надобности наличия дополнительной их законодательной регламентации. Но по причине того, что нормы Конституции о социальных правах, зачастую, общие, поэтому они не могут иметь прямого действия. В некоторых случаях норма Конституции предусматривает необходимость принять соответствующий федеральный закон по тому или иному правоотношению.

Проблема безработицы, проблема выплаты пособий и материнского капитала, экологическая проблема являются наиболее актуальными в сфере конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан в Российской Федерации.

Литература:

1 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993), ГУ издательство "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, 2009 год, с 17-64

2 «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019), издательство: Омега-Л, 2019 г, статья 139

3 Трудовой кодекс Российской Федерации, Издательство: Омега-Л, 2019 г, с-234-237

4 Зудаева В.В. Защита социальных прав граждан Российской Федерации/ Журнал «Образование и наука в России и за рубежом»// 15.03.2019, с 73-75.

5 Малышев В.А. Системный анализ законодательства в области охраны защиты материнства и детства / Социальное и пенсионное право.// – 2009. - № 2. – С. 86-97.

1

Просмотров работы: 316