Ведение: Анатомия человека – это наука о строении, а физиология человека – наука о функционировании нашего организма. Эти науки очень тесно связаны между собой. Возрастная анатомия и физиология являются самостоятельной ветвью анатомии и физиологии человека, в задачу которой входит изучение закономерностей становления и развития строения и функций организма на протяжении всего онтогенеза [2].
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных преобразований, которые происходят в организме человека, и которые приводят к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три главных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости [3]. Условия проживания в г. Архангельск, который расположен в приполярном регионе Европейского Севера, многие ученые расценивают как экстремальное для жизни человека [4, 5, 6, 7]. Неблагоприятные факторы Севера можно разделить с учетом их физических и химических характеристик на специфические и не специфические. Неспецифические, например холод, высокая влажность, могут встречаться и в других регионах страны. К специфическим факторам относят длительные периоды «температурных стрессов», резкая асимметричность фотопериодизма (периоды «белых ночей», биологических сумерек и тьмы), нестабильные показатели давления, повышенная электромагнитная активность [7].
Сочетание климатических нагрузок и техногенных загрязнений среды обитания вызывает истощение саморегуляторных гомеостатических функций, приводят к перенапряжению нейрогуморальных механизмов в работе всех функциональных систем организма, сопровождающиеся хроническими заболеваниями [5, 8]. Более глубокие нарушения возникают у детей, которые родились и живут в условиях Севера [6]. Резервные возможности гомеостатических систем у детей-проживающих в условиях севера оказываются сниженными с периода эмбрио- и фетогенеза.
Данные исследований свидетельствуют, что длительное проживание в условиях севера приводит повышению напряжения в работе всех функциональных систем организма, которое может привести к развитию хронических заболеваний заболеваниями [10].
Природно-климатические особенности Севера и техногенные воздействие на окружающую среду приводят к появлению экологического неблагополучия, проявляющиеся у населения увеличением количества аллергических заболеваний, задержкой нервно-психического и физического развития детей, онкопатологией, повышением общей заболеваемости населения [9].
Объект исследования: параметры физического развития детей 5-7 лет, проживающих в г. Архангельске
В период дошкольного детства идет ускоренное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Вес ребенка возрастает в месяц примерно на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В средний рост 7-летних детей составляет 113-122 см, средняя масса тела – 21-25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. совершенствуется развитие двигательной сферы развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму [1].
Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное формирование познавательных и мыслительных психических процессов. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Развивается восприятия пространства. Ребенок 7 лет активно пользуется оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко развиты представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
К концу младшего школьного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Возрастает устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 8-9 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения [3].
К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он рассматривает предметы, ведет четко направленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда дошкольник самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, что является залогом успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей, таких как восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период необходимо целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Ведущим по-прежнему является нагляднообразное мышление, но к концу младшего школьного возраста формируется словесно-логическое мышление. Оно подразумевает развитие умения оперировать словами, рассуждать логически. И здесь важна помощь родителей и педагогов, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, размераи количества предметов. В этом возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций [10].
Продолжается формирование грамматики, лексики, речь становится связной. Запас слов увеличивается, дети активно используют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо развита как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Запас слов увеличивается примерно до 3000 слов [1].
Методы: Планируется провести анкетирование родителей, антропометрические измерения детей. Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются: рост, масса тела и окружность грудной клетки в покое. Все антропометрические данные обследуемого ребенка должны сопровождаться следующими обязательными сведениями о нем:
1. Дата обследования.
2. Фамилия, имя.
3. Пол.
4. Год, месяц и число рождения (с последующим расчетом возраста на день обследования).
5. Название учреждения, в котором проводится обследование.
Выводы: На основе проанализированных литературных источников составлен литературный обзор, составлен план методики для изучения морфофункциональных особенностей детей 5-7 лет г. Архангельск.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Галкина И. А. Особенности развития ребенка 6-7 лет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/145-osobennosti-razvitiya-rebenka-6-7-let , свободный. (Дата обращения 02.12.2019 23:45)
Eсаков С.А. Возрастная анатомия и физиология / УдГУ. Ижевск, 2010. – 196 с.
Гончарова Ю. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие для вузов / под ред. Л. М. Носиловой. – Воронеж: ВГУ, 2008. – 90 с.
Гудков А.Б. Влияние специфических факторов Заполярья на функциональное состояние организма человека / А. Б. Гудков, Н. Ю. Лабутин // Экология человека. – 2000 - №2. – с.18-20
Совершаева С. Л. Эколого-физиологическое обоснование механизмов формирования донозологических состояний у жителей Европейского Севера России: автореф. дис. д-ра мед. наук / Совершаева Светлана Леонидовна. – Архангельск: АГМА. – 39 с.
Теддер Ю. Р. Медико-экологические проблемы Архангельской области / Ю. Р. Теддер // Загрязнение морей вокруг СНГ: материалы Междунар. Конф. – 1993. – с.67-69
Лукина С. Ф. Соматотипы и морфофункциональный статус детей дошкольного возраста г. Архангельск / С. Ф. Лукина, Л. В. Бец, Т. С. Копосова // Экология человека. – 2006. – №6. – с. 24-28.
Рапопорт Ж. Ж. Адаптации ребенка на Севере / Ж. Ж. Рапопорт. – Л.: Медицина, 1979. – 192 с.
Cидоров П. И. Экология человека на Европейском севере России / П. И. Сидоров, А. Б. Гудков. // Экология человека. – 2004. - №6. – с. 15-21.
Хаснутдинова С.Л. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей дошкольного возраста / С.Л. Хаснутдинова, С.Л. Совершаева, В.И. Макарова. // Экология. – 2005. – № 1 – С. 30-35.