С целью изучения особенностей студентов-первокурсников направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» проведено исследование на выборке 25 человек. По гендерному составу группа смешанная: 6 юношей и 19 девушек. Возраст студентов составил диапазон от 17 до 23 лет (большая часть испытуемых находилась в возрасте 18 лет, одна девушка в возрасте 17 и одна – 23 лет).
В возрастной психологии существуют разные временные рамки определения того или иного этапа жизни человека, границы разделения условны и зависят в большей степени от особенностей человека. В соответствии с возрастной классификацией Д.Б. Эльконина большая часть выборки испытуемых относится к возрастному периоду юность, для которого характерно [6]:
становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – создание определенных представлений о себе как об уникальной личности;
профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и осознание выбора будущей профессии;
развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Одной из задач возраста является профессиональное самоопределение, которое в свою очередь связано с формированием образа «Я» [1].
Еще со старших классов будущие абитуриенты задумываются о том, как реализовать свой потенциал через свою профессиональную деятельность. Выбор часто основывается на интересе к тому или иному виду деятельности, но, к сожалению, не всегда является верным, так как часто не учитываются способности и особенности личности молодого человека. Нивелирование этой разницы может быть осуществлено за счет развития недостающих качеств и навыков. Однако, иногда наиболее оптимальным решением является смена профиля обучения.
С целью избегания ошибок в выборе будущей профессии в психологии применяется целый комплекс методов. В рамках данного исследования применялся компьютерный психодиагностический комплекс «Профориентатор», направленный на диагностику мотивации, интеллекта и личностных качеств. Основная задача при интерпретации результатов – это выработка рекомендаций по выбору профессии с учетом анализ мотивационной сферы, личностных качеств, интеллектуальных способностей и профессиональных склонностей личности [3].
Профессия специалиста по рекламе и связям с общественностью является молодой для российского общества. С каждым годом растет интерес абитуриентов к этой сфере деятельности. Данная тенденция объяснима тем, что с каждым готом возрастает роль информации и коммуникации в жизни людей. Профессия включает в себя широкий спектр знаний, где есть место для творчества и презентации собственных идей. Специалисты востребованы и ценятся на рынке труда.
На основании ФГОС ВО утвержденном 08.06.2017 г. № 512 в результате освоения программы бакалавриате по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» у выпускника должны быть сформированы компетенции [4], представленные в Таблице 1.
Таблица 1 – Компетенции выпускника бакалавриата по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»
Наименование категории (группы) универсальных компетенций |
Код и наименование универсальной компетенции выпускника |
Системное и критическое мышление |
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
Разработка и реализация проектов |
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
Командная работа и лидерство |
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
Коммуникация |
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
Межкультурное взаимодействие |
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) |
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
|
Безопасность жизнедеятельности |
УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
Продукт профессиональной деятельности |
ОПК-1. Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем |
Общество и государство |
ОПК-2. Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах |
Культура |
ОПК-3. Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов |
Аудитория |
ОПК-4. Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности |
Медиакоммуникационная система |
ОПК-5. Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования |
Технологии |
ОПК-6. Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии |
Эффекты |
ОПК-7. Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности |
Для формирования и закрепления данных компетенций необходимо наличие определенных характеристик личности. С этой целью можно обратиться к профессиограмме специалиста по связям с общественностью, составленной Е.С. Романовой, на основе которой сотрудник должен обладать следующим качествами [5]:
способности (коммуникативные навыки; организационные способности; развитое творческое мышление и воображение; развитые вербальные способности (умение ясно и лаконично излагать свои мысли); высокая степень активности поведения; умение работать в команде; умение оставаться «в тени»; способность влиять на окружающих; развитые аналитические способности);
личностные качества, интересы и склонности (активность; энергичность; коммуникабельность; уверенность в себе; ответственность; умение приспосабливаться к требованиям окружающей среды; выдержанность; доброжелательность; эрудированность).
Для анализа полученных с помощью методики Профориентатор результатов применялись количественные и качественные методы обработки данных.
В первую очередь был проведен анализ средних показателей группы по блокам: Интересы, Личностные характеристики, Интеллект, Склонность к обучению.
Таблица 2 – Результаты исследования по блоку «Интересы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Техника |
Наука |
Искусство |
Общение |
Бизнес |
Знак |
Природа |
Риск |
4,9 |
5,6 |
7,1 |
5,8 |
5,1 |
5,1 |
5,2 |
4,9 |
Из Таблицы 2 видно, что наибольший интерес первокурсники выражают к сфере искусства (7,1). Данный показатель выше среднего, следовательно, можно предположить, что для студентов может быть характерна сильная впечатлительность, эмоциональность, развитое воображение и образное мышление. Вероятнее всего они предпочитают работать с художественными образами.
Кроме этого, интерес наблюдается по шкалам Общество (5,8) и Наука (5,6). Подобные результаты могут говорить, о том, что студенты обладают развитыми коммуникативными и организаторскими способностями хорошей выдержкой, самоконтролем, доброжелательным отношением к окружающим. Они проявляют интерес к работе с людьми, различными группами и коллективами. Помимо этого, студентов также интересует и исследовательская деятельность. Возможно, для них характерны такие черты, как самообразование, любопытство, эрудиция, увлеченность, направленность на сбор и анализ информации и знаний в различных предметных областях.
Низких показателей по данному блоку не было выявлено, что может говорить, о том, что студентам интересны многие направления, и они обладают широким кругозором.
Таким образом, можно сделать вывод, что интересы студентов соответствуют предложенным характеристикам профессии и направленностям деятельности, так для данной профессии важно иметь широкий кругозор, направленность на общение, творчески подходить к решению поставленных задач.
Таблица 3 – Результаты исследования по блоку «Личностные характеристики» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоциональная стабильность |
5,1 |
5,8 |
5,4 |
4,9 |
В соответствии с результатами, представленными в Таблице 3, можно предположить, что все характеристики личности находятся в пределах средних значений. Наиболее ярко выражена характеристики Согласие (5,8) и Самоконтроль (5,4). Высокий показатель по шкале Согласие, может свидетельствовать, о том, что студенты имеют склонность сотрудничать с другими людьми. Вероятно, они умеют смотреть на ситуацию глазами другого человека и могут проявлять эмпатию к собеседнику. Так как данный показатель находится в приделах средних значений, можно предположить, что в их работе присутствует вероятность самостоятельного выбора своей позиции, склонность отстаивать свою точку зрения.
Выраженность самоконтроля может готовить о том, что у респондентов хорошо развиты волевые качества. Скорее всего, наблюдается склонность к планированию своей деятельности, целеустремленность. Однако, при сравнении данного показателя со средним значением, можно говорить, о том, что не присутствует крайнее проявление этой черты в виде педантизма.
Скорее всего, для студентов этой группы будет характерна способность переключать свое внимание с одного дела на другое, но при необходимости ставить нужные для себя цели и доводить выбранное дело до конца. Вероятнее всего студенты могут отклоняться от шаблонов и мыслить нестандартно, что важно для творческих профессий.
Анализируя данные блока Личность, можно предположить, что группа студентов соответствует профилю профессиограммы: они могут проявлять инициативу, коммуникабельны, могут отставать свою точку зрения, при необходимости приспосабливаться к поведению группы.
Таблица 4 – Результаты исследования по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Вычисления |
Лексика |
Эрудиция |
Зрит. логика |
Абстр. логика |
Внимание |
Общий балл |
5,2 |
5 |
5,5 |
5,4 |
6 |
5,6 |
5,5 |
Представленные данные Таблицы 4 свидетельствуют, что все сферы интеллекта находятся в приделах нормы и соответствую среднему уровню выраженности интеллектуальных способностей (5,5). Самый высокий результат имеют шкалы Абстрактная логика (6) и Внимание (5,6), что может говорить, о том, что студенты способны мыслить на понятийном уровне. Скорее всего они способны использовать логические понятия и конструкции, доказывать и рассудать, делать выводы из имеющихся предпосылок.
Помимо этого, респонденты обладают развитыми навыками самоконтроля и самоорганизации, что, несомненно, дает возможность концентрироваться в стрессовых ситуациях, а также позволяет выполнять монотонную работу, требующую высокой точности и концентрации внимания.
Наименьшее значение в данном блоке получили шкалы Вычисление (5,2) и Лексика (5), что может говорить о том, что для данных студентов могут возникнуть сложности в работе с числами. Им необходимо прилагать больше внимания при статистическом анализе данных, если такой будет встречаться в их будущей деятельности. Низкий показатель по шкале Лексика может свидетельствовать о необходимости развития ораторского мастерства и словарного запаса.
Таким образом, в сфере Интеллекта группа соответствует требованиям профессии и программе обучения, так как большая часть необходимых компетенций строится на способности к логическому мышлению. Однако, для эффективности реализации полученных знаний студентам необходимо обратить внимание на развитие лексики.
Таблица 5 – Результаты исследования по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Инженерный |
Физико-матем. |
Естеств. науч. |
Естеств.-технолог. |
Творческий |
Лингвистич. |
Обществ.-гуманитар. |
Финанс.-экономич. |
Информ.-технолог. |
5,1 |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
6,2 |
5,7 |
5,9 |
5,2 |
5,4 |
Анализ средних значений блока Склонность к профилю обучения показал, что для группы предпочтителен творческий профиль в направлении обучения (6,2). Для представителей данного направления характерно яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (зрение, слух, речь, вкус и т.п.)
Ведущим предметом труда является искусство. Труд направлен на художественные объекты или условия их создания, его основой является создание или преобразование художественных образов.
Также вероятны такие направления, как лингвистическое (5,7) и общественно-гуманитарное (5,9). Лингвистическое направление предполагает развитие активных коммуникативных и социокультурных способностей. Круг профессий для этого направления подходит активным гуманитариям с практической направленностью и, как правило, с отличным владением языками. Общественно-гуманитарное направление характеризуется направленностью в труде на взаимодействие с людьми. Ведущим предметом труда является воспитание, обучение, лечение, обслуживание, руководство людьми.
Представителей этого типа профессий можно встретить в разных сферах деятельности. Для них будут свойственны такие черты личности, как общительность, эмоциональность, устойчивость, организаторские способности, эмпатия, внимание, наблюдательность.
Следовательно, можно сделать вывод, что студенты первого курса направления Реклама и связи с общественностью выбрали верное направление для обучения, так как данная профессия предполагает творческий подход в решении поставленных задач, работу с образами и активное использование лексики. Данная профессия является публичной и направлена на коммуникацию с обществом.
Таблица 6 – Результаты исследования по блоку «Тренинговые программы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Общ.балл мотивац. |
Мотивац. |
Интел. развитие |
Коммун. навыки |
Лидерство и отношения |
Самоорганизация |
Эмоц. саморегуляция |
5,5 |
2,7 |
2,5 |
3,7 |
4,1 |
5,3 |
4,6 |
В соответствии с данными Таблицы 6 можно предположить, что группа мотивирована на получение новых знаний и овладение профессией (5,5). Интересы участников группы совпадают с профилем выбранной специальности и в данном направлении студены видят возможность реализации своих способностей.
Для лучшей адаптации в профессии и лучшего освоения теоретического и практического материала студентам рекомендуется пройти тренинговые программы по самоорганизации (5,3), с целью освоения дополнительных методов управления временем и планами. Это может помочь студентам в будущем быть более активными, быстро принимать решение, развить способность критически оценивать результаты своего труда.
Кроме этого, рекомендуется прохождение тренинговой программы по эмоциональной саморегуляции (4,6) с целью освоения дополнительных навыков управления своими эмоциональными состояниями. Это поможет повысить стрессоустойчивость, что является необходимым условием при работе с людьми.
Для корреляционного анализа результатов эмпирического исследования был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критические значения которого для выборки 25 человек представлены в Таблице 7.
Таблица 7 – Критические значения коэффициента корреляции Спирмена
N |
P |
|||
0,1 |
0,05 |
0,01 |
0,001 |
|
25 |
0,337 |
0,396 |
0,505 |
0,618 |
Основываясь на результатах Таблицы 7, при анализе корреляций шкал методики Профориентатор были установлены следующие критерии:
если величина коэффициента корреляции меньше или равна 0,337, следовательно переменные не связаны статистически значимо между собой;
если величина коэффициента корреляции между переменными меньше или равна 0,396, то это низкий уровень статистической значимости корреляции;
если величина коэффициента корреляции между переменными больше или равна 0,505, то это достаточный уровень значимости корреляции, если больше или равна 0,618, то это высокий уровень статистической значимости корреляции, в своих интерпретациях нам стоит обратить на нее внимание [2].
Таблица 8 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Интересы»
Блоки и шкалы |
Интересы |
||||||||
Техника |
Наука |
Искусство |
Общение |
Бизнес |
Знак |
Природа |
Риск |
||
Интересы |
Техника |
- |
0,53 ⃰ |
-0,22 |
0,05 |
0,72 ⃰⃰ ⃰ |
0,52 ⃰ |
0,33 |
0,24 |
Наука |
- |
- |
0,11 |
0,09 |
0,24 |
0,57 ⃰ |
0,77 ⃰ ⃰ |
-0,18 |
|
Искусство |
- |
- |
- |
0,09 |
-0,42 |
-0,35 |
0,16 |
0,05 |
|
Общение |
- |
- |
- |
- |
0,12 |
-0,16 |
0,10 |
0,36 |
|
Бизнес |
- |
- |
- |
- |
- |
0,43 |
0,29 |
0,22 |
|
Знак |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,41 |
-0,24 |
|
Природа |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-0,11 |
|
Риск |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Как можно видеть из Таблицы 8, существуют связи между такими шкалами как Техника и Наука, Техника и Знак, Наука и Знак.
Взаимосвязь между этими шкалами подтвердилась на уровне p<0,01. Это может готовить о том, что интерес к работе с техникой и другими техническими системами может быть связан с потребностью в сборе необходимой информации. С помощью техники респонденты видят возможности в своей исследовательской, аналитической деятельности. Скорее всего техника рассматривается респондентами в рамках статистических и социологических исследований для ускорения процесса обработки данных.
Кроме этого, высокий уровень корреляции (при p<0,001) можно наблюдать между такими шкалами, как Техника-Бизнес и Наука-Природа. Подобная связь может говорить о том, что студенты видят значимость использования современных технологий в развитии бизнеса и коммуникаций общества. Для них важно понимание и изучение природных объектов.
Таблица 9 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интересы» и «Интеллект»
Блоки и шкалы |
Интеллект |
||||||
Вычисления |
Лексика |
Эрудиция |
Зрит. логика |
Абстр. логика |
Внимание |
||
Интересы |
Техника |
0,30 |
0,02 |
-0,44 |
0,05 |
-0,22 |
-0,29 |
Наука |
0,10 |
0,21 |
0,17 |
0,09 |
0,09 |
-0,02 |
|
Искусство |
0,13 |
0,27 |
0,49 |
-0,11 |
0,31 |
0,08 |
|
Общение |
0,46 |
0,10 |
-0,04 |
0,40 |
0,22 |
-0,01 |
|
Бизнес |
0,21 |
0,01 |
-0,51 ⃰ |
0,00 |
-0,17 |
-0,17 |
|
Знак |
-0,11 |
-0,05 |
-0,20 |
-0,12 |
-0,22 |
0,13 |
|
Природа |
0,08 |
0,26 |
0,24 |
0,33 |
0,27 |
0,04 |
|
Риск |
0,20 |
0,06 |
-0,19 |
0,22 |
-0,08 |
-0,26 |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
В соответствии с показателями Таблицы 9 можно предположить, что шкалы в блоках Интересы и Интеллект в данной группе не имеют статистически значимой связи, за исключением шкал Бизнес и Эрудиция, связь которых является отрицательной. Следовательно, можно предположить, что при рассматривании процессов управления и организации работы других людей, студенты не считают важным наличие широкого кругозора знаний.
Таблица 10 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интересы» и «Личностные характеристики»
Блоки и шкалы |
Личностные характеристики |
||||
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоц. Стабильность |
||
Интересы |
Техника |
-0,37 |
-0,27 |
0,31 |
0,31 |
Наука |
-0,36 |
0,02 |
0,44 |
0,21 |
|
Искусство |
0,23 |
0,20 |
-0,27 |
-0,18 |
|
Общение |
0,56 ⃰ |
-0,11 |
0,09 |
0,07 |
|
Бизнес |
-0,29 |
-0,22 |
0,37 |
0,12 |
|
Знак |
-0,47 |
-0,14 |
0,68 ⃰ ⃰ |
0,39 |
|
Природа |
-0,22 |
0,03 |
0,34 |
0,14 |
|
Риск |
0,47 |
-0,39 |
-0,38 |
0,21 |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Анализ корреляций между блоками Интересы и Личностные характеристики выявил наличие двух достоверно значимых прямых связей между шкалами Общение-Активность и Знак-Самоконтроль. Полученные результаты могут говорить о том, что для данной группы важно выстраивать коммуникацию с другими людьми, проявляя активность в общении. Этот результат может являться показательным для данной профессии, потому что для специалистов по связям с общественностью важно уметь работать с коммуникациями и быть активным.
Если говорить о способах организации себя и окружающей среды, представители данной группы, вероятнее всего, считают важным использовать тайм-менеджмент при планировании своей деятельности, владеть навыками самоконтроля при работе со знаками.
Таблица 11 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Интеллект»
Блоки и шкалы |
Интеллект |
||||||
Вычисления |
Лексика |
Эрудиция |
Зрит. Логика |
Абстр. логика |
Внимание |
||
Интеллект |
Вычисления |
- |
0,25 |
-0,25 |
0,58 ⃰ |
0,42 |
0,19 |
Лексика |
- |
- |
0,15 |
0,25 |
0,35 |
-0,02 |
|
Эрудиция |
- |
- |
- |
-0,06 |
-0,02 |
0,19 |
|
Зрит. логика |
- |
- |
- |
- |
0,48 |
0,13 |
|
Абстр. логика |
- |
- |
- |
- |
- |
0,28 |
|
Внимание |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Как видно из данных Таблицы 11, связь между шкалами Вычисления и Зрительная логика подтвердилась на уровне p<0,01. Для данной группы студентов, вероятнее всего, свойственно при выполнении вычислительных операций основываться на пространственном и образном мышлении, представляя для решения задачи все цифры и условия, оперируя этими образами в процессе вычислений.
Таблица 12 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интеллект» и «Личностные характеристики»
Блоки и шкалы |
Личностные характеристики |
||||
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоц. Стабильность |
||
Интеллект |
Вычисления |
0,13 |
-0,05 |
0,02 |
0,10 |
Лексика |
0,14 |
0,04 |
0,07 |
-0,15 |
|
Эрудиция |
0,08 |
0,20 |
-0,07 |
-0,18 |
|
Зрит. логика |
0,34 |
-0,05 |
-0,14 |
0,12 |
|
Абстр. логика |
0,23 |
0,14 |
-0,14 |
-0,34 |
|
Внимание |
-0,06 |
0,26 |
0,17 |
-0,08 |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Достоверных связей личностных характеристик и структуры интеллекта в данной выборке не выявлено, способности индивидуальны.
Таблица 13 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Личностные характеристики»
Блоки и шкалы |
Личностные характеристики |
||||
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоц. Стабильность |
||
Личностные характеристики |
Активность |
- |
0,08 |
-0,35 |
0,12 |
Согласие |
- |
- |
-0,05 |
-0,02 |
|
Самоконтроль |
- |
- |
- |
-0,02 |
|
Эмоц. Стабильность |
- |
- |
- |
- |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Достоверных связей в данной группе студентов не выявлено, особенности личности представлены как уникальная комбинация черт характера, которая развивается под воздействием различных факторов, являясь пластичной средой, которая может меняться в случае необходимости, например, в процессе овладения новыми навыками, познавая себя и целенаправленно тренируя необходимые качества личности.
Таблица 14 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Склонность к обучению»
Блоки и шкалы |
Склонность к обучению |
||||||||||
Инженерный |
Физико-матем. |
Естественнонауч. |
Естеств.-технолог. |
Творческий |
Лингвистический |
Обществ.-гуманитар. |
Финанс.-экономич. |
Информ.-технолог. |
|||
Склонность к обучению |
Инженерный |
- |
0,68 ⃰ ⃰ |
0,23 |
0,82 ⃰ ⃰ |
-0,72 ⃰ ⃰ |
-0,64 ⃰ ⃰ |
-0,54 ⃰ |
0,77 ⃰ ⃰ |
0,88 ⃰ ⃰ |
|
Физико-матем. |
- |
- |
0,68 ⃰ ⃰ |
0,87 ⃰ ⃰ |
-0,09 |
-0,54 ⃰ |
-0,14 |
0,32 |
0,73 ⃰ ⃰ |
||
Естественнонауч. |
- |
- |
- |
0,60 ⃰ |
0,17 |
-0,07 |
0,26 |
0,09 |
0,17 |
||
Естеств.-технолог. |
- |
- |
- |
- |
-0,47 |
-0,72 ⃰ ⃰ |
-0,42 |
0,51 ⃰ |
0,73 ⃰ ⃰ |
||
Творческий |
- |
- |
- |
- |
- |
0,57 ⃰ |
0,74 ⃰ ⃰ |
-0,71 ⃰ ⃰ |
-0,42 |
||
Лингвистический |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,86 ⃰ ⃰ |
-0,19 |
-0,57 ⃰ |
||
Обществ.-гуманитар. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-0,19 |
-0,37 |
||
Финанс.-экономич. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,66 ⃰ ⃰ |
||
Информ.-технолог. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
В соответствии с данными Таблицы 14, можно сделать вывод о связях шкал:
Инженерный профиль обучения коррелирует положительно со шкалами: Физико-математический, Естественно-технологический, Финансово-экономический и Информационно-технологический профили обучения; отрицательно со следующими шкалами: Творческий, Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения.
Физико-математический профиль обучения коррелирует положительно со шкалами: Естественнонаучный, Естественно-технологический и Информационно-технологический профили обучения; отрицательно со шкалой Лингвистический профиль обучения.
Естественнонаучный профиль обучения коррелирует положительно со шкалой Естественно-технологический профиль обучения.
Естественно-технологический профиль обучения положительно коррелирует со шкалами: Финансово-экономический и Информационно-технологический профили обучения; отрицательно со шкалой Лингвистический профиль обучения.
Творческий профиль обучения имеет корреляцию положительную со шкалами: Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения; отрицательную со шкалой Финансово-экономический профиль обучения.
Лингвистический профиль обучения положительно коррелирует со шкалой Общественно-гуманитарный профиль обучения и отрицательно со шкалой Информационно-технологический профиль обучения.
Следовательно, при анализе индивидуальных профилей студентов следует обратить внимание на рекомендованные профили обучения. Если предложенные профили имеют положительную корреляцию с другими направлениями обучения, то это значит, что данные направления относятся к одному типу профессией и могут быть рассмотрены студентом как смежные. Если предложенные профили имеют отрицательную корреляцию, то это говорит о том, что данные сферы обучения имеют разную предметность и в случае смены профессии могут возникнуть сложности в овладении.
Таблица 15 – Результаты корреляционного анализа блоков «Склонность к обучению» и «Интересы»
Блоки и шкалы |
Склонность к обучению |
||||||||||
Инженерный |
Физико-матем. |
Естественнонауч. |
Естеств.-технолог. |
Творческий |
Лингвистический |
Обществ.-гуманитар. |
Финанс.-экономич. |
Информ.-технолог. |
|||
Интересы |
Техника |
0,55 ⃰ |
0,29 |
-0,11 |
0,47 |
-0,68⃰⃰ ⃰ |
-0,67⃰ ⃰ |
-0,68⃰ ⃰ |
0,24 |
0,30 |
|
Наука |
0,28 |
0,63 ⃰ ⃰ |
0,60 ⃰ |
0,62 ⃰ ⃰ |
-0,11 |
-0,41 |
-0,07 |
0,00 |
0,13 |
||
Искусство |
-0,55 ⃰ |
-0,09 |
0,12 |
-0,37 |
0,62 ⃰ ⃰ |
0,46 |
-0,07 |
0,00 |
0,13 |
||
Общение |
0,00 |
-0,16 |
0,10 |
-0,15 |
-0,18 |
0,43 |
0,31 |
0,35 |
-0,23 |
||
Бизнес |
0,39 |
0,01 |
-0,21 |
0,34 |
-0,76⃰ ⃰ |
-0,51⃰ |
-0,60⃰ |
0,44 |
0,18 |
||
Знак |
0,60 ⃰ |
0,53 ⃰ |
0,22 |
0,75 ⃰ ⃰ |
-0,49 |
-0,56⃰ |
-0,36 |
0,44 |
0,18 |
||
Природа |
0,14 |
0,54 ⃰ |
0,74 ⃰ ⃰ |
0,59 ⃰ |
-0,07 |
-0,33 |
-0,08 |
-0,03 |
-0,04 |
||
Риск |
-0,06 |
-0,41 |
-0,29 |
-0,36 |
-0,30 |
0,25 |
-0,11 |
0,07 |
-0,35 |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Анализ результатов корреляции Таблицы 15 показал, что:
Интерес Техника имеет связь положительную с инженерным профилем обучения и отрицательную со шкалами: Творческий, Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения. Следовательно, студентам, проявляющим интерес к работе с техникой и различными техническими системами, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал, и не рекомендуется выбирать направления подготовки, имеющие отрицательную корреляцию шкал.
Интерес Наука имеет положительную связь со шкалами: Физико-математический, Естественнонаучный и Естественно-технологический профили обучения. Таким образом, студентам, проявляющим интерес к исследовательской деятельности, к самообразованию рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал.
Интерес Искусство имеет связь положительную с творческим профилем и отрицательную с инженерным профилем обучения. Это значит, что студентам, проявляющим интерес к работе с художественными образами, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал, и не рекомендуется выбирать направления подготовки имеющих отрицательную корреляцию шкал.
Интерес Бизнес имеет отрицательную связь со шкалами: Творческий, Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения. Исходя из этого, студентам, интерес которых связан с управлением и организаций работы других людей, не рекомендуется выбирать направления подготовки, имеющие отрицательную корреляцию шкал.
Знак имеет связь положительную со шкалами: Инженерный, Физико-математический и Естественно-технологический профили обучения и отрицательную с лингвистическим профилем обучения. Из этого можно заключить, что студентам, интересующимся работой с буквами, цифрами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал, и не рекомендуется выбирать направления подготовки, имеющие отрицательную корреляцию шкал.
Природа имеет положительную связь со шкалами: Физико-математический, Естественнонаучный и Естественно-технологический профили обучения. Таким образом, студентам, чей интерес в работе связан с природными объектами, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал.
Данные различия в корреляции интересов респондентов и рекомендаций профиля обучения могут быть связаны с тем, что каждый профиль обучения имеет свою направленность предмета труда. Несоответствие предмета труда и интереса личности в будущем может привести к угасанию интереса к профессии в целом.
Таблица 16 – Результаты корреляционного анализа блоков «Склонность к обучению» и «Личностные характеристики»
Блоки и шкалы |
Склонность к обучению |
|||||||||
Инженерный |
Физико-матем. |
Естественнонауч. |
Естеств.-технолог. |
Творческий |
Лингвистический |
Обществ.-гуманитар. |
Финанс.-экономич. |
Информ.-технолог. |
||
Личностные характеристики |
Активность |
-0,31 |
-0,49 |
0,00 |
-0,52⃰ |
0,14 |
0,77 ⃰ ⃰ |
0,48 |
0,03 |
-0,47 |
Согласие |
-0,23 |
-0,08 |
0,26 |
-0,07 |
0,27 |
0,21 |
0,28 |
-0,15 |
-0,47 |
|
Самоконтроль |
0,52 ⃰ |
0,43 |
0,29 |
0,66 ⃰ ⃰ |
-0,46 |
-0,38 |
-0,12 |
0,57 ⃰ |
0,40 |
|
Эмоц. Стабильность |
0,45 |
0,12 |
0,20 |
0,35 |
-0,57 |
-0,27 |
-0,37 |
0,39 |
0,13 |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Из Таблицы 16 видно, что:
Шкала Активность имеет корреляцию положительную со шкалой Лингвистический профиль и отрицательную со шкалой Естественно-технологический профиль обучения. Следовательно, студентом, стремящимся проявлять активность в общении, искать новые впечатления, рекомендуется рассмотреть профессии, связанные с лингвистикой, и не рекомендуется останавливать свой выбор на профессиях, которые связаны с математикой, виртуальными объектами, информационными технологиями.
Шкала Самоконтроль имеет положительную связь со шкалами: Инженерный, Естественно-технологический и Финансово-экономический профили обучения. Скорее всего, для данной группы студентов, которые умеют организовывать себя, пунктуальны, целенаправленны, склонны к планированию, подойдут профессии, предполагающие работу со схемами, знаками, цифрами, химическими и физическими символами.
Таким образом, основываясь на сформированных требованиях к специалистам в области рекламы с связям с общественностью, было проведено исследование, направленное на изучение соответствия психологических особенностей студентов-рекламщиков требованиям направления подготовки.
Результаты исследования показали, что сформированная группа соответствует профилю выбранного направления подготовки. Студенты обладают необходимыми свойствами личности и интеллекта, проявляют интерес к изучаемому предмету труда.
С целью увеличения продуктивности работы группе рекомендовано прохождение специализированных тренингов, направленных на формирование навыков самоорганизации.
Список литературы
Бубновская, О.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно-личностной сферы и образовательных результатов студенчества // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 357-359.
Емолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник / О. Ю. Ермолаев — 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, Флинта, 2003 - 336 с.
Методическое пособие Диагностический комплекс «Профориентатор», Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 N 512 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 N 47220)
Романова, Е. С. 99 популярных профессий: психол. анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
Эльконин, Д.Б. Психология развития в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 3-е – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.