УСРЕДНЕННЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

УСРЕДНЕННЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Мешавкина Е.Н. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С целью изучения особенностей студентов-первокурсников направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» проведено исследование на выборке 25 человек. По гендерному составу группа смешанная: 6 юношей и 19 девушек. Возраст студентов составил диапазон от 17 до 23 лет (большая часть испытуемых находилась в возрасте 18 лет, одна девушка в возрасте 17 и одна – 23 лет).

В возрастной психологии существуют разные временные рамки определения того или иного этапа жизни человека, границы разделения условны и зависят в большей степени от особенностей человека. В соответствии с возрастной классификацией Д.Б. Эльконина большая часть выборки испытуемых относится к возрастному периоду юность, для которого характерно [6]:

становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – создание определенных представлений о себе как об уникальной личности;

профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и осознание выбора будущей профессии;

развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Одной из задач возраста является профессиональное самоопределение, которое в свою очередь связано с формированием образа «Я» [1].

Еще со старших классов будущие абитуриенты задумываются о том, как реализовать свой потенциал через свою профессиональную деятельность. Выбор часто основывается на интересе к тому или иному виду деятельности, но, к сожалению, не всегда является верным, так как часто не учитываются способности и особенности личности молодого человека. Нивелирование этой разницы может быть осуществлено за счет развития недостающих качеств и навыков. Однако, иногда наиболее оптимальным решением является смена профиля обучения.

С целью избегания ошибок в выборе будущей профессии в психологии применяется целый комплекс методов. В рамках данного исследования применялся компьютерный психодиагностический комплекс «Профориентатор», направленный на диагностику мотивации, интеллекта и личностных качеств. Основная задача при интерпретации результатов – это выработка рекомендаций по выбору профессии с учетом анализ мотивационной сферы, личностных качеств, интеллектуальных способностей и профессиональных склонностей личности [3].

Профессия специалиста по рекламе и связям с общественностью является молодой для российского общества. С каждым годом растет интерес абитуриентов к этой сфере деятельности. Данная тенденция объяснима тем, что с каждым готом возрастает роль информации и коммуникации в жизни людей. Профессия включает в себя широкий спектр знаний, где есть место для творчества и презентации собственных идей. Специалисты востребованы и ценятся на рынке труда.

На основании ФГОС ВО утвержденном 08.06.2017 г. № 512 в результате освоения программы бакалавриате по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» у выпускника должны быть сформированы компетенции [4], представленные в Таблице 1.

Таблица 1 – Компетенции выпускника бакалавриата по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»

Наименование категории (группы) универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Коммуникация

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

Продукт профессиональной деятельности

ОПК-1. Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем

Общество и государство

ОПК-2. Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах

Культура

ОПК-3. Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов

Аудитория

ОПК-4. Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности

Медиакоммуникационная система

ОПК-5. Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования

Технологии

ОПК-6. Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии

Эффекты

ОПК-7. Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности

Для формирования и закрепления данных компетенций необходимо наличие определенных характеристик личности. С этой целью можно обратиться к профессиограмме специалиста по связям с общественностью, составленной Е.С. Романовой, на основе которой сотрудник должен обладать следующим качествами [5]:

способности (коммуникативные навыки; организационные способности; развитое творческое мышление и воображение; развитые вербальные способности (умение ясно и лаконично излагать свои мысли); высокая степень активности поведения; умение работать в команде; умение оставаться «в тени»; способность влиять на окружающих; развитые аналитические способности);

личностные качества, интересы и склонности (активность; энергичность; коммуникабельность; уверенность в себе; ответственность; умение приспосабливаться к требованиям окружающей среды; выдержанность; доброжелательность; эрудированность).

Для анализа полученных с помощью методики Профориентатор результатов применялись количественные и качественные методы обработки данных.

В первую очередь был проведен анализ средних показателей группы по блокам: Интересы, Личностные характеристики, Интеллект, Склонность к обучению.

Таблица 2 – Результаты исследования по блоку «Интересы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Техника

Наука

Искусство

Общение

Бизнес

Знак

Природа

Риск

 

4,9

5,6

7,1

5,8

5,1

5,1

5,2

4,9

Из Таблицы 2 видно, что наибольший интерес первокурсники выражают к сфере искусства (7,1). Данный показатель выше среднего, следовательно, можно предположить, что для студентов может быть характерна сильная впечатлительность, эмоциональность, развитое воображение и образное мышление. Вероятнее всего они предпочитают работать с художественными образами.

Кроме этого, интерес наблюдается по шкалам Общество (5,8) и Наука (5,6). Подобные результаты могут говорить, о том, что студенты обладают развитыми коммуникативными и организаторскими способностями хорошей выдержкой, самоконтролем, доброжелательным отношением к окружающим. Они проявляют интерес к работе с людьми, различными группами и коллективами. Помимо этого, студентов также интересует и исследовательская деятельность. Возможно, для них характерны такие черты, как самообразование, любопытство, эрудиция, увлеченность, направленность на сбор и анализ информации и знаний в различных предметных областях.

Низких показателей по данному блоку не было выявлено, что может говорить, о том, что студентам интересны многие направления, и они обладают широким кругозором.

Таким образом, можно сделать вывод, что интересы студентов соответствуют предложенным характеристикам профессии и направленностям деятельности, так для данной профессии важно иметь широкий кругозор, направленность на общение, творчески подходить к решению поставленных задач.

Таблица 3 – Результаты исследования по блоку «Личностные характеристики» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Активность

Согласие

Самоконтроль

Эмоциональная стабильность

 

5,1

5,8

5,4

4,9

В соответствии с результатами, представленными в Таблице 3, можно предположить, что все характеристики личности находятся в пределах средних значений. Наиболее ярко выражена характеристики Согласие (5,8) и Самоконтроль (5,4). Высокий показатель по шкале Согласие, может свидетельствовать, о том, что студенты имеют склонность сотрудничать с другими людьми. Вероятно, они умеют смотреть на ситуацию глазами другого человека и могут проявлять эмпатию к собеседнику. Так как данный показатель находится в приделах средних значений, можно предположить, что в их работе присутствует вероятность самостоятельного выбора своей позиции, склонность отстаивать свою точку зрения.

Выраженность самоконтроля может готовить о том, что у респондентов хорошо развиты волевые качества. Скорее всего, наблюдается склонность к планированию своей деятельности, целеустремленность. Однако, при сравнении данного показателя со средним значением, можно говорить, о том, что не присутствует крайнее проявление этой черты в виде педантизма.

Скорее всего, для студентов этой группы будет характерна способность переключать свое внимание с одного дела на другое, но при необходимости ставить нужные для себя цели и доводить выбранное дело до конца. Вероятнее всего студенты могут отклоняться от шаблонов и мыслить нестандартно, что важно для творческих профессий.

Анализируя данные блока Личность, можно предположить, что группа студентов соответствует профилю профессиограммы: они могут проявлять инициативу, коммуникабельны, могут отставать свою точку зрения, при необходимости приспосабливаться к поведению группы.

Таблица 4 – Результаты исследования по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Вычисления

Лексика

Эрудиция

Зрит. логика

Абстр. логика

Внимание

Общий балл

 

5,2

5

5,5

5,4

6

5,6

5,5

Представленные данные Таблицы 4 свидетельствуют, что все сферы интеллекта находятся в приделах нормы и соответствую среднему уровню выраженности интеллектуальных способностей (5,5). Самый высокий результат имеют шкалы Абстрактная логика (6) и Внимание (5,6), что может говорить, о том, что студенты способны мыслить на понятийном уровне. Скорее всего они способны использовать логические понятия и конструкции, доказывать и рассудать, делать выводы из имеющихся предпосылок.

Помимо этого, респонденты обладают развитыми навыками самоконтроля и самоорганизации, что, несомненно, дает возможность концентрироваться в стрессовых ситуациях, а также позволяет выполнять монотонную работу, требующую высокой точности и концентрации внимания.

Наименьшее значение в данном блоке получили шкалы Вычисление (5,2) и Лексика (5), что может говорить о том, что для данных студентов могут возникнуть сложности в работе с числами. Им необходимо прилагать больше внимания при статистическом анализе данных, если такой будет встречаться в их будущей деятельности. Низкий показатель по шкале Лексика может свидетельствовать о необходимости развития ораторского мастерства и словарного запаса.

Таким образом, в сфере Интеллекта группа соответствует требованиям профессии и программе обучения, так как большая часть необходимых компетенций строится на способности к логическому мышлению. Однако, для эффективности реализации полученных знаний студентам необходимо обратить внимание на развитие лексики.

Таблица 5 – Результаты исследования по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Инженерный

Физико-матем.

Естеств. науч.

Естеств.-технолог.

Творческий

Лингвистич.

Обществ.-гуманитар.

Финанс.-экономич.

Информ.-технолог.

 

5,1

5,4

5,3

5,1

6,2

5,7

5,9

5,2

5,4

Анализ средних значений блока Склонность к профилю обучения показал, что для группы предпочтителен творческий профиль в направлении обучения (6,2). Для представителей данного направления характерно яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (зрение, слух, речь, вкус и т.п.)

Ведущим предметом труда является искусство. Труд направлен на художественные объекты или условия их создания, его основой является создание или преобразование художественных образов.

Также вероятны такие направления, как лингвистическое (5,7) и общественно-гуманитарное (5,9). Лингвистическое направление предполагает развитие активных коммуникативных и социокультурных способностей. Круг профессий для этого направления подходит активным гуманитариям с практической направленностью и, как правило, с отличным владением языками. Общественно-гуманитарное направление характеризуется направленностью в труде на взаимодействие с людьми. Ведущим предметом труда является воспитание, обучение, лечение, обслуживание, руководство людьми.

Представителей этого типа профессий можно встретить в разных сферах деятельности. Для них будут свойственны такие черты личности, как общительность, эмоциональность, устойчивость, организаторские способности, эмпатия, внимание, наблюдательность.

Следовательно, можно сделать вывод, что студенты первого курса направления Реклама и связи с общественностью выбрали верное направление для обучения, так как данная профессия предполагает творческий подход в решении поставленных задач, работу с образами и активное использование лексики. Данная профессия является публичной и направлена на коммуникацию с обществом.

Таблица 6 – Результаты исследования по блоку «Тренинговые программы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Общ.балл мотивац.

Мотивац.

Интел. развитие

Коммун. навыки

Лидерство и отношения

Самоорганизация

Эмоц. саморегуляция

 

5,5

2,7

2,5

3,7

4,1

5,3

4,6

В соответствии с данными Таблицы 6 можно предположить, что группа мотивирована на получение новых знаний и овладение профессией (5,5). Интересы участников группы совпадают с профилем выбранной специальности и в данном направлении студены видят возможность реализации своих способностей.

Для лучшей адаптации в профессии и лучшего освоения теоретического и практического материала студентам рекомендуется пройти тренинговые программы по самоорганизации (5,3), с целью освоения дополнительных методов управления временем и планами. Это может помочь студентам в будущем быть более активными, быстро принимать решение, развить способность критически оценивать результаты своего труда.

Кроме этого, рекомендуется прохождение тренинговой программы по эмоциональной саморегуляции (4,6) с целью освоения дополнительных навыков управления своими эмоциональными состояниями. Это поможет повысить стрессоустойчивость, что является необходимым условием при работе с людьми.

Для корреляционного анализа результатов эмпирического исследования был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критические значения которого для выборки 25 человек представлены в Таблице 7.

Таблица 7 – Критические значения коэффициента корреляции Спирмена

N

P

0,1

0,05

0,01

0,001

25

0,337

0,396

0,505

0,618

Основываясь на результатах Таблицы 7, при анализе корреляций шкал методики Профориентатор были установлены следующие критерии:

если величина коэффициента корреляции меньше или равна 0,337, следовательно переменные не связаны статистически значимо между собой;

если величина коэффициента корреляции между переменными меньше или равна 0,396, то это низкий уровень статистической значимости корреляции;

если величина коэффициента корреляции между переменными больше или равна 0,505, то это достаточный уровень значимости корреляции, если больше или равна 0,618, то это высокий уровень статистической значимости корреляции, в своих интерпретациях нам стоит обратить на нее внимание [2].

Таблица 8 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Интересы»

Блоки и шкалы

Интересы

Техника

Наука

Искусство

Общение

Бизнес

Знак

Природа

Риск

Интересы

Техника

-

0,53

-0,22

0,05

0,72 ⃰⃰ ⃰

0,52

0,33

0,24

Наука

-

-

0,11

0,09

0,24

0,57

0,77 ⃰ ⃰

-0,18

Искусство

-

-

-

0,09

-0,42

-0,35

0,16

0,05

Общение

-

-

-

-

0,12

-0,16

0,10

0,36

Бизнес

-

-

-

-

-

0,43

0,29

0,22

Знак

-

-

-

-

-

-

0,41

-0,24

Природа

-

-

-

-

-

-

-

-0,11

Риск

-

-

-

-

-

-

-

-

Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001

Как можно видеть из Таблицы 8, существуют связи между такими шкалами как Техника и Наука, Техника и Знак, Наука и Знак.

Взаимосвязь между этими шкалами подтвердилась на уровне p<0,01. Это может готовить о том, что интерес к работе с техникой и другими техническими системами может быть связан с потребностью в сборе необходимой информации. С помощью техники респонденты видят возможности в своей исследовательской, аналитической деятельности. Скорее всего техника рассматривается респондентами в рамках статистических и социологических исследований для ускорения процесса обработки данных.

Кроме этого, высокий уровень корреляции (при p<0,001) можно наблюдать между такими шкалами, как Техника-Бизнес и Наука-Природа. Подобная связь может говорить о том, что студенты видят значимость использования современных технологий в развитии бизнеса и коммуникаций общества. Для них важно понимание и изучение природных объектов.

Таблица 9 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интересы» и «Интеллект»

Блоки и шкалы

Интеллект

Вычисления

Лексика

Эрудиция

Зрит. логика

Абстр. логика

Внимание

Интересы

Техника

0,30

0,02

-0,44

0,05

-0,22

-0,29

Наука

0,10

0,21

0,17

0,09

0,09

-0,02

Искусство

0,13

0,27

0,49

-0,11

0,31

0,08

Общение

0,46

0,10

-0,04

0,40

0,22

-0,01

Бизнес

0,21

0,01

-0,51 ⃰

0,00

-0,17

-0,17

Знак

-0,11

-0,05

-0,20

-0,12

-0,22

0,13

Природа

0,08

0,26

0,24

0,33

0,27

0,04

Риск

0,20

0,06

-0,19

0,22

-0,08

-0,26

Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001

В соответствии с показателями Таблицы 9 можно предположить, что шкалы в блоках Интересы и Интеллект в данной группе не имеют статистически значимой связи, за исключением шкал Бизнес и Эрудиция, связь которых является отрицательной. Следовательно, можно предположить, что при рассматривании процессов управления и организации работы других людей, студенты не считают важным наличие широкого кругозора знаний.

Таблица 10 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интересы» и «Личностные характеристики»

Блоки и шкалы

Личностные характеристики

Активность

Согласие

Самоконтроль

Эмоц. Стабильность

Интересы

Техника

-0,37

-0,27

0,31

0,31

Наука

-0,36

0,02

0,44

0,21

Искусство

0,23

0,20

-0,27

-0,18

Общение

0,56

-0,11

0,09

0,07

Бизнес

-0,29

-0,22

0,37

0,12

Знак

-0,47

-0,14

0,68 ⃰ ⃰

0,39

Природа

-0,22

0,03

0,34

0,14

Риск

0,47

-0,39

-0,38

0,21

Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001

Анализ корреляций между блоками Интересы и Личностные характеристики выявил наличие двух достоверно значимых прямых связей между шкалами Общение-Активность и Знак-Самоконтроль. Полученные результаты могут говорить о том, что для данной группы важно выстраивать коммуникацию с другими людьми, проявляя активность в общении. Этот результат может являться показательным для данной профессии, потому что для специалистов по связям с общественностью важно уметь работать с коммуникациями и быть активным.

Если говорить о способах организации себя и окружающей среды, представители данной группы, вероятнее всего, считают важным использовать тайм-менеджмент при планировании своей деятельности, владеть навыками самоконтроля при работе со знаками.

Таблица 11 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Интеллект»

Блоки и шкалы

Интеллект

Вычисления

Лексика

Эрудиция

Зрит. Логика

Абстр. логика

Внимание

Интеллект

Вычисления

-

0,25

-0,25

0,58

0,42

0,19

Лексика

-

 -

0,15

0,25

0,35

-0,02

Эрудиция

-

 -

 -

-0,06

-0,02

0,19

Зрит. логика

-

 -

 -

 -

0,48

0,13

Абстр. логика

-

 -

 -

 -

 -

0,28

Внимание

-

-

-

-

-

-

Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001

Как видно из данных Таблицы 11, связь между шкалами Вычисления и Зрительная логика подтвердилась на уровне p<0,01. Для данной группы студентов, вероятнее всего, свойственно при выполнении вычислительных операций основываться на пространственном и образном мышлении, представляя для решения задачи все цифры и условия, оперируя этими образами в процессе вычислений.

Таблица 12 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интеллект» и «Личностные характеристики»

Блоки и шкалы

Личностные характеристики

Активность

Согласие

Самоконтроль

Эмоц. Стабильность

Интеллект

Вычисления

0,13

-0,05

0,02

0,10

Лексика

0,14

0,04

0,07

-0,15

Эрудиция

0,08

0,20

-0,07

-0,18

Зрит. логика

0,34

-0,05

-0,14

0,12

Абстр. логика

0,23

0,14

-0,14

-0,34

Внимание

-0,06

0,26

0,17

-0,08

Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001

Достоверных связей личностных характеристик и структуры интеллекта в данной выборке не выявлено, способности индивидуальны.

Таблица 13 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Личностные характеристики»

Блоки и шкалы

Личностные характеристики

Активность

Согласие

Самоконтроль

Эмоц. Стабильность

Личностные характеристики

Активность

0,08

-0,35

0,12

Согласие

 -

-0,05

-0,02

Самоконтроль

 -

 -

-0,02

Эмоц. Стабильность

 -

 -

 -

 -

Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001

Достоверных связей в данной группе студентов не выявлено, особенности личности представлены как уникальная комбинация черт характера, которая развивается под воздействием различных факторов, являясь пластичной средой, которая может меняться в случае необходимости, например, в процессе овладения новыми навыками, познавая себя и целенаправленно тренируя необходимые качества личности.

Таблица 14 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Склонность к обучению»

Блоки и шкалы

Склонность к обучению

Инженерный

Физико-матем.

Естественнонауч.

Естеств.-технолог.

Творческий

Лингвистический

Обществ.-гуманитар.

Финанс.-экономич.

Информ.-технолог.

Склонность к обучению

Инженерный

-

0,68 ⃰ ⃰

0,23

0,82 ⃰ ⃰

-0,72 ⃰ ⃰

-0,64 ⃰ ⃰

-0,54

0,77 ⃰ ⃰

0,88 ⃰ ⃰

Физико-матем.

-

-

0,68 ⃰ ⃰

0,87 ⃰ ⃰

-0,09

-0,54

-0,14

0,32

0,73 ⃰ ⃰

Естественнонауч.

-

-

-

0,60

0,17

-0,07

0,26

0,09

0,17

Естеств.-технолог.

-

-

-

-

-0,47

-0,72 ⃰ ⃰

-0,42

0,51

0,73 ⃰ ⃰

Творческий

-

-

-

-

-

0,57

0,74 ⃰ ⃰

-0,71 ⃰ ⃰

-0,42

Лингвистический

-

-

-

-

-

-

0,86 ⃰ ⃰

-0,19

-0,57

Обществ.-гуманитар.

-

-

-

-

-

-

-

-0,19

-0,37

Финанс.-экономич.

-

-

-

-

-

-

-

-

0,66 ⃰ ⃰

Информ.-технолог.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001

В соответствии с данными Таблицы 14, можно сделать вывод о связях шкал:

Инженерный профиль обучения коррелирует положительно со шкалами: Физико-математический, Естественно-технологический, Финансово-экономический и Информационно-технологический профили обучения; отрицательно со следующими шкалами: Творческий, Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения.

Физико-математический профиль обучения коррелирует положительно со шкалами: Естественнонаучный, Естественно-технологический и Информационно-технологический профили обучения; отрицательно со шкалой Лингвистический профиль обучения.

Естественнонаучный профиль обучения коррелирует положительно со шкалой Естественно-технологический профиль обучения.

Естественно-технологический профиль обучения положительно коррелирует со шкалами: Финансово-экономический и Информационно-технологический профили обучения; отрицательно со шкалой Лингвистический профиль обучения.

Творческий профиль обучения имеет корреляцию положительную со шкалами: Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения; отрицательную со шкалой Финансово-экономический профиль обучения.

Лингвистический профиль обучения положительно коррелирует со шкалой Общественно-гуманитарный профиль обучения и отрицательно со шкалой Информационно-технологический профиль обучения.

Следовательно, при анализе индивидуальных профилей студентов следует обратить внимание на рекомендованные профили обучения. Если предложенные профили имеют положительную корреляцию с другими направлениями обучения, то это значит, что данные направления относятся к одному типу профессией и могут быть рассмотрены студентом как смежные. Если предложенные профили имеют отрицательную корреляцию, то это говорит о том, что данные сферы обучения имеют разную предметность и в случае смены профессии могут возникнуть сложности в овладении.

Таблица 15 – Результаты корреляционного анализа блоков «Склонность к обучению» и «Интересы»

Блоки и шкалы

Склонность к обучению

Инженерный

Физико-матем.

Естественнонауч.

Естеств.-технолог.

Творческий

Лингвистический

Обществ.-гуманитар.

Финанс.-экономич.

Информ.-технолог.

 

Интересы

Техника

0,55

0,29

-0,11

0,47

-0,68⃰⃰ ⃰

-0,67⃰ ⃰

-0,68⃰ ⃰

0,24

0,30

 

Наука

0,28

0,63 ⃰ ⃰

0,60

0,62 ⃰ ⃰

-0,11

-0,41

-0,07

0,00

0,13

 

Искусство

-0,55 ⃰

-0,09

0,12

-0,37

0,62 ⃰ ⃰

0,46

-0,07

0,00

0,13

 

Общение

0,00

-0,16

0,10

-0,15

-0,18

0,43

0,31

0,35

-0,23

 

Бизнес

0,39

0,01

-0,21

0,34

-0,76⃰ ⃰

-0,51⃰

-0,60⃰

0,44

0,18

 

Знак

0,60

0,53

0,22

0,75 ⃰ ⃰

-0,49

-0,56⃰

-0,36

0,44

0,18

 

Природа

0,14

0,54

0,74 ⃰ ⃰

0,59

-0,07

-0,33

-0,08

-0,03

-0,04

 

Риск

-0,06

-0,41

-0,29

-0,36

-0,30

0,25

-0,11

0,07

-0,35

 

Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001

Анализ результатов корреляции Таблицы 15 показал, что:

Интерес Техника имеет связь положительную с инженерным профилем обучения и отрицательную со шкалами: Творческий, Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения. Следовательно, студентам, проявляющим интерес к работе с техникой и различными техническими системами, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал, и не рекомендуется выбирать направления подготовки, имеющие отрицательную корреляцию шкал.

Интерес Наука имеет положительную связь со шкалами: Физико-математический, Естественнонаучный и Естественно-технологический профили обучения. Таким образом, студентам, проявляющим интерес к исследовательской деятельности, к самообразованию рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал.

Интерес Искусство имеет связь положительную с творческим профилем и отрицательную с инженерным профилем обучения. Это значит, что студентам, проявляющим интерес к работе с художественными образами, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал, и не рекомендуется выбирать направления подготовки имеющих отрицательную корреляцию шкал.

Интерес Бизнес имеет отрицательную связь со шкалами: Творческий, Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения. Исходя из этого, студентам, интерес которых связан с управлением и организаций работы других людей, не рекомендуется выбирать направления подготовки, имеющие отрицательную корреляцию шкал.

Знак имеет связь положительную со шкалами: Инженерный, Физико-математический и Естественно-технологический профили обучения и отрицательную с лингвистическим профилем обучения. Из этого можно заключить, что студентам, интересующимся работой с буквами, цифрами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал, и не рекомендуется выбирать направления подготовки, имеющие отрицательную корреляцию шкал.

Природа имеет положительную связь со шкалами: Физико-математический, Естественнонаучный и Естественно-технологический профили обучения. Таким образом, студентам, чей интерес в работе связан с природными объектами, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал.

Данные различия в корреляции интересов респондентов и рекомендаций профиля обучения могут быть связаны с тем, что каждый профиль обучения имеет свою направленность предмета труда. Несоответствие предмета труда и интереса личности в будущем может привести к угасанию интереса к профессии в целом.

Таблица 16 – Результаты корреляционного анализа блоков «Склонность к обучению» и «Личностные характеристики»

Блоки и шкалы

Склонность к обучению

Инженерный

Физико-матем.

Естественнонауч.

Естеств.-технолог.

Творческий

Лингвистический

Обществ.-гуманитар.

Финанс.-экономич.

Информ.-технолог.

Личностные характеристики

Активность

-0,31

-0,49

0,00

-0,52⃰

0,14

0,77 ⃰ ⃰

0,48

0,03

-0,47

Согласие

-0,23

-0,08

0,26

-0,07

0,27

0,21

0,28

-0,15

-0,47

Самоконтроль

0,52

0,43

0,29

0,66 ⃰ ⃰

-0,46

-0,38

-0,12

0,57

0,40

Эмоц. Стабильность

0,45

0,12

0,20

0,35

-0,57

-0,27

-0,37

0,39

0,13

Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001

Из Таблицы 16 видно, что:

Шкала Активность имеет корреляцию положительную со шкалой Лингвистический профиль и отрицательную со шкалой Естественно-технологический профиль обучения. Следовательно, студентом, стремящимся проявлять активность в общении, искать новые впечатления, рекомендуется рассмотреть профессии, связанные с лингвистикой, и не рекомендуется останавливать свой выбор на профессиях, которые связаны с математикой, виртуальными объектами, информационными технологиями.

Шкала Самоконтроль имеет положительную связь со шкалами: Инженерный, Естественно-технологический и Финансово-экономический профили обучения. Скорее всего, для данной группы студентов, которые умеют организовывать себя, пунктуальны, целенаправленны, склонны к планированию, подойдут профессии, предполагающие работу со схемами, знаками, цифрами, химическими и физическими символами.

Таким образом, основываясь на сформированных требованиях к специалистам в области рекламы с связям с общественностью, было проведено исследование, направленное на изучение соответствия психологических особенностей студентов-рекламщиков требованиям направления подготовки.

Результаты исследования показали, что сформированная группа соответствует профилю выбранного направления подготовки. Студенты обладают необходимыми свойствами личности и интеллекта, проявляют интерес к изучаемому предмету труда.

С целью увеличения продуктивности работы группе рекомендовано прохождение специализированных тренингов, направленных на формирование навыков самоорганизации.

Список литературы

Бубновская, О.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно-личностной сферы и образовательных результатов студенчества // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 357-359.

Емолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник / О. Ю. Ермолаев — 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, Флинта, 2003 - 336 с.

Методическое пособие Диагностический комплекс «Профориентатор», Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 N 512 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 N 47220)

Романова, Е. С. 99 популярных профессий: психол. анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

Эльконин, Д.Б. Психология развития в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 3-е – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.

Просмотров работы: 5