С целью изучения особенностей студентов-первокурсников направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» проведено исследование на выборке 25 человек. По гендерному составу группа смешанная: 6 юношей и 19 девушек. Возраст студентов составил диапазон от 17 до 23 лет (большая часть испытуемых находилась в возрасте 18 лет, одна девушка в возрасте 17 и одна – 23 лет).
В возрастной психологии существуют разные временные рамки определения того или иного этапа жизни человека, границы разделения условны и зависят в большей степени от особенностей человека. В соответствии с возрастной классификацией Д.Б. Эльконина большая часть выборки испытуемых относится к возрастному периоду юность, для которого характерно [6]:
становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – создание определенных представлений о себе как об уникальной личности;
профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и осознание выбора будущей профессии;
развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Одной из задач возраста является профессиональное самоопределение, которое в свою очередь связано с формированием образа «Я» [1].
Еще со старших классов будущие абитуриенты задумываются о том, как реализовать свой потенциал через свою профессиональную деятельность. Выбор часто основывается на интересе к тому или иному виду деятельности, но, к сожалению, не всегда является верным, так как часто не учитываются способности и особенности личности молодого человека. Нивелирование этой разницы может быть осуществлено за счет развития недостающих качеств и навыков. Однако, иногда наиболее оптимальным решением является смена профиля обучения.
С целью избегания ошибок в выборе будущей профессии в психологии применяется целый комплекс методов. В рамках данного исследования применялся компьютерный психодиагностический комплекс «Профориентатор», направленный на диагностику мотивации, интеллекта и личностных качеств. Основная задача при интерпретации результатов – это выработка рекомендаций по выбору профессии с учетом анализ мотивационной сферы, личностных качеств, интеллектуальных способностей и профессиональных склонностей личности [3].
Профессия специалиста по рекламе и связям с общественностью является молодой для российского общества. С каждым годом растет интерес абитуриентов к этой сфере деятельности. Данная тенденция объяснима тем, что с каждым готом возрастает роль информации и коммуникации в жизни людей. Профессия включает в себя широкий спектр знаний, где есть место для творчества и презентации собственных идей. Специалисты востребованы и ценятся на рынке труда.
На основании ФГОС ВО утвержденном 08.06.2017 г. № 512 в результате освоения программы бакалавриате по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» у выпускника должны быть сформированы компетенции [4], представленные в Таблице 1.
Таблица 1 – Компетенции выпускника бакалавриата по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»
| Наименование категории (группы) универсальных компетенций | Код и наименование универсальной компетенции выпускника | 
| Системное и критическое мышление | УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | 
| Разработка и реализация проектов | УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | 
| Командная работа и лидерство | УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде | 
| Коммуникация | УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) | 
| Межкультурное взаимодействие | УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах | 
| Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) | УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни | 
| УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | |
| Безопасность жизнедеятельности | УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций | 
| Продукт профессиональной деятельности | ОПК-1. Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем | 
| Общество и государство | ОПК-2. Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах | 
| Культура | ОПК-3. Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов | 
| Аудитория | ОПК-4. Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности | 
| Медиакоммуникационная система | ОПК-5. Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования | 
| Технологии | ОПК-6. Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии | 
| Эффекты | ОПК-7. Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности | 
Для формирования и закрепления данных компетенций необходимо наличие определенных характеристик личности. С этой целью можно обратиться к профессиограмме специалиста по связям с общественностью, составленной Е.С. Романовой, на основе которой сотрудник должен обладать следующим качествами [5]:
способности (коммуникативные навыки; организационные способности; развитое творческое мышление и воображение; развитые вербальные способности (умение ясно и лаконично излагать свои мысли); высокая степень активности поведения; умение работать в команде; умение оставаться «в тени»; способность влиять на окружающих; развитые аналитические способности);
личностные качества, интересы и склонности (активность; энергичность; коммуникабельность; уверенность в себе; ответственность; умение приспосабливаться к требованиям окружающей среды; выдержанность; доброжелательность; эрудированность).
Для анализа полученных с помощью методики Профориентатор результатов применялись количественные и качественные методы обработки данных.
В первую очередь был проведен анализ средних показателей группы по блокам: Интересы, Личностные характеристики, Интеллект, Склонность к обучению.
Таблица 2 – Результаты исследования по блоку «Интересы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Техника | Наука | Искусство | Общение | Бизнес | Знак | Природа | Риск | 
| 4,9 | 5,6 | 7,1 | 5,8 | 5,1 | 5,1 | 5,2 | 4,9 | 
Из Таблицы 2 видно, что наибольший интерес первокурсники выражают к сфере искусства (7,1). Данный показатель выше среднего, следовательно, можно предположить, что для студентов может быть характерна сильная впечатлительность, эмоциональность, развитое воображение и образное мышление. Вероятнее всего они предпочитают работать с художественными образами.
Кроме этого, интерес наблюдается по шкалам Общество (5,8) и Наука (5,6). Подобные результаты могут говорить, о том, что студенты обладают развитыми коммуникативными и организаторскими способностями хорошей выдержкой, самоконтролем, доброжелательным отношением к окружающим. Они проявляют интерес к работе с людьми, различными группами и коллективами. Помимо этого, студентов также интересует и исследовательская деятельность. Возможно, для них характерны такие черты, как самообразование, любопытство, эрудиция, увлеченность, направленность на сбор и анализ информации и знаний в различных предметных областях.
Низких показателей по данному блоку не было выявлено, что может говорить, о том, что студентам интересны многие направления, и они обладают широким кругозором.
Таким образом, можно сделать вывод, что интересы студентов соответствуют предложенным характеристикам профессии и направленностям деятельности, так для данной профессии важно иметь широкий кругозор, направленность на общение, творчески подходить к решению поставленных задач.
Таблица 3 – Результаты исследования по блоку «Личностные характеристики» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Активность | Согласие | Самоконтроль | Эмоциональная стабильность | 
| 5,1 | 5,8 | 5,4 | 4,9 | 
В соответствии с результатами, представленными в Таблице 3, можно предположить, что все характеристики личности находятся в пределах средних значений. Наиболее ярко выражена характеристики Согласие (5,8) и Самоконтроль (5,4). Высокий показатель по шкале Согласие, может свидетельствовать, о том, что студенты имеют склонность сотрудничать с другими людьми. Вероятно, они умеют смотреть на ситуацию глазами другого человека и могут проявлять эмпатию к собеседнику. Так как данный показатель находится в приделах средних значений, можно предположить, что в их работе присутствует вероятность самостоятельного выбора своей позиции, склонность отстаивать свою точку зрения.
Выраженность самоконтроля может готовить о том, что у респондентов хорошо развиты волевые качества. Скорее всего, наблюдается склонность к планированию своей деятельности, целеустремленность. Однако, при сравнении данного показателя со средним значением, можно говорить, о том, что не присутствует крайнее проявление этой черты в виде педантизма.
Скорее всего, для студентов этой группы будет характерна способность переключать свое внимание с одного дела на другое, но при необходимости ставить нужные для себя цели и доводить выбранное дело до конца. Вероятнее всего студенты могут отклоняться от шаблонов и мыслить нестандартно, что важно для творческих профессий.
Анализируя данные блока Личность, можно предположить, что группа студентов соответствует профилю профессиограммы: они могут проявлять инициативу, коммуникабельны, могут отставать свою точку зрения, при необходимости приспосабливаться к поведению группы.
Таблица 4 – Результаты исследования по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Вычисления | Лексика | Эрудиция | Зрит. логика | Абстр. логика | Внимание | Общий балл | 
| 5,2 | 5 | 5,5 | 5,4 | 6 | 5,6 | 5,5 | 
Представленные данные Таблицы 4 свидетельствуют, что все сферы интеллекта находятся в приделах нормы и соответствую среднему уровню выраженности интеллектуальных способностей (5,5). Самый высокий результат имеют шкалы Абстрактная логика (6) и Внимание (5,6), что может говорить, о том, что студенты способны мыслить на понятийном уровне. Скорее всего они способны использовать логические понятия и конструкции, доказывать и рассудать, делать выводы из имеющихся предпосылок.
Помимо этого, респонденты обладают развитыми навыками самоконтроля и самоорганизации, что, несомненно, дает возможность концентрироваться в стрессовых ситуациях, а также позволяет выполнять монотонную работу, требующую высокой точности и концентрации внимания.
Наименьшее значение в данном блоке получили шкалы Вычисление (5,2) и Лексика (5), что может говорить о том, что для данных студентов могут возникнуть сложности в работе с числами. Им необходимо прилагать больше внимания при статистическом анализе данных, если такой будет встречаться в их будущей деятельности. Низкий показатель по шкале Лексика может свидетельствовать о необходимости развития ораторского мастерства и словарного запаса.
Таким образом, в сфере Интеллекта группа соответствует требованиям профессии и программе обучения, так как большая часть необходимых компетенций строится на способности к логическому мышлению. Однако, для эффективности реализации полученных знаний студентам необходимо обратить внимание на развитие лексики.
Таблица 5 – Результаты исследования по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Инженерный | Физико-матем. | Естеств. науч. | Естеств.-технолог. | Творческий | Лингвистич. | Обществ.-гуманитар. | Финанс.-экономич. | Информ.-технолог. | 
| 5,1 | 5,4 | 5,3 | 5,1 | 6,2 | 5,7 | 5,9 | 5,2 | 5,4 | 
Анализ средних значений блока Склонность к профилю обучения показал, что для группы предпочтителен творческий профиль в направлении обучения (6,2). Для представителей данного направления характерно яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (зрение, слух, речь, вкус и т.п.)
Ведущим предметом труда является искусство. Труд направлен на художественные объекты или условия их создания, его основой является создание или преобразование художественных образов.
Также вероятны такие направления, как лингвистическое (5,7) и общественно-гуманитарное (5,9). Лингвистическое направление предполагает развитие активных коммуникативных и социокультурных способностей. Круг профессий для этого направления подходит активным гуманитариям с практической направленностью и, как правило, с отличным владением языками. Общественно-гуманитарное направление характеризуется направленностью в труде на взаимодействие с людьми. Ведущим предметом труда является воспитание, обучение, лечение, обслуживание, руководство людьми.
Представителей этого типа профессий можно встретить в разных сферах деятельности. Для них будут свойственны такие черты личности, как общительность, эмоциональность, устойчивость, организаторские способности, эмпатия, внимание, наблюдательность.
Следовательно, можно сделать вывод, что студенты первого курса направления Реклама и связи с общественностью выбрали верное направление для обучения, так как данная профессия предполагает творческий подход в решении поставленных задач, работу с образами и активное использование лексики. Данная профессия является публичной и направлена на коммуникацию с обществом.
Таблица 6 – Результаты исследования по блоку «Тренинговые программы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Общ.балл мотивац. | Мотивац. | Интел. развитие | Коммун. навыки | Лидерство и отношения | Самоорганизация | Эмоц. саморегуляция | 
| 5,5 | 2,7 | 2,5 | 3,7 | 4,1 | 5,3 | 4,6 | 
В соответствии с данными Таблицы 6 можно предположить, что группа мотивирована на получение новых знаний и овладение профессией (5,5). Интересы участников группы совпадают с профилем выбранной специальности и в данном направлении студены видят возможность реализации своих способностей.
Для лучшей адаптации в профессии и лучшего освоения теоретического и практического материала студентам рекомендуется пройти тренинговые программы по самоорганизации (5,3), с целью освоения дополнительных методов управления временем и планами. Это может помочь студентам в будущем быть более активными, быстро принимать решение, развить способность критически оценивать результаты своего труда.
Кроме этого, рекомендуется прохождение тренинговой программы по эмоциональной саморегуляции (4,6) с целью освоения дополнительных навыков управления своими эмоциональными состояниями. Это поможет повысить стрессоустойчивость, что является необходимым условием при работе с людьми.
Для корреляционного анализа результатов эмпирического исследования был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критические значения которого для выборки 25 человек представлены в Таблице 7.
Таблица 7 – Критические значения коэффициента корреляции Спирмена
| N | P | |||
| 0,1 | 0,05 | 0,01 | 0,001 | |
| 25 | 0,337 | 0,396 | 0,505 | 0,618 | 
Основываясь на результатах Таблицы 7, при анализе корреляций шкал методики Профориентатор были установлены следующие критерии:
если величина коэффициента корреляции меньше или равна 0,337, следовательно переменные не связаны статистически значимо между собой;
если величина коэффициента корреляции между переменными меньше или равна 0,396, то это низкий уровень статистической значимости корреляции;
если величина коэффициента корреляции между переменными больше или равна 0,505, то это достаточный уровень значимости корреляции, если больше или равна 0,618, то это высокий уровень статистической значимости корреляции, в своих интерпретациях нам стоит обратить на нее внимание [2].
Таблица 8 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Интересы»
| Блоки и шкалы | Интересы | ||||||||
| Техника | Наука | Искусство | Общение | Бизнес | Знак | Природа | Риск | ||
| Интересы | Техника | - | 0,53 ⃰ | -0,22 | 0,05 | 0,72 ⃰⃰ ⃰ | 0,52 ⃰ | 0,33 | 0,24 | 
| Наука | - | - | 0,11 | 0,09 | 0,24 | 0,57 ⃰ | 0,77 ⃰ ⃰ | -0,18 | |
| Искусство | - | - | - | 0,09 | -0,42 | -0,35 | 0,16 | 0,05 | |
| Общение | - | - | - | - | 0,12 | -0,16 | 0,10 | 0,36 | |
| Бизнес | - | - | - | - | - | 0,43 | 0,29 | 0,22 | |
| Знак | - | - | - | - | - | - | 0,41 | -0,24 | |
| Природа | - | - | - | - | - | - | - | -0,11 | |
| Риск | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Как можно видеть из Таблицы 8, существуют связи между такими шкалами как Техника и Наука, Техника и Знак, Наука и Знак.
Взаимосвязь между этими шкалами подтвердилась на уровне p<0,01. Это может готовить о том, что интерес к работе с техникой и другими техническими системами может быть связан с потребностью в сборе необходимой информации. С помощью техники респонденты видят возможности в своей исследовательской, аналитической деятельности. Скорее всего техника рассматривается респондентами в рамках статистических и социологических исследований для ускорения процесса обработки данных.
Кроме этого, высокий уровень корреляции (при p<0,001) можно наблюдать между такими шкалами, как Техника-Бизнес и Наука-Природа. Подобная связь может говорить о том, что студенты видят значимость использования современных технологий в развитии бизнеса и коммуникаций общества. Для них важно понимание и изучение природных объектов.
Таблица 9 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интересы» и «Интеллект»
| Блоки и шкалы | Интеллект | ||||||
| Вычисления | Лексика | Эрудиция | Зрит. логика | Абстр. логика | Внимание | ||
| Интересы | Техника | 0,30 | 0,02 | -0,44 | 0,05 | -0,22 | -0,29 | 
| Наука | 0,10 | 0,21 | 0,17 | 0,09 | 0,09 | -0,02 | |
| Искусство | 0,13 | 0,27 | 0,49 | -0,11 | 0,31 | 0,08 | |
| Общение | 0,46 | 0,10 | -0,04 | 0,40 | 0,22 | -0,01 | |
| Бизнес | 0,21 | 0,01 | -0,51 ⃰ | 0,00 | -0,17 | -0,17 | |
| Знак | -0,11 | -0,05 | -0,20 | -0,12 | -0,22 | 0,13 | |
| Природа | 0,08 | 0,26 | 0,24 | 0,33 | 0,27 | 0,04 | |
| Риск | 0,20 | 0,06 | -0,19 | 0,22 | -0,08 | -0,26 | |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
В соответствии с показателями Таблицы 9 можно предположить, что шкалы в блоках Интересы и Интеллект в данной группе не имеют статистически значимой связи, за исключением шкал Бизнес и Эрудиция, связь которых является отрицательной. Следовательно, можно предположить, что при рассматривании процессов управления и организации работы других людей, студенты не считают важным наличие широкого кругозора знаний.
Таблица 10 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интересы» и «Личностные характеристики»
| Блоки и шкалы | Личностные характеристики | ||||
| Активность | Согласие | Самоконтроль | Эмоц. Стабильность | ||
| Интересы | Техника | -0,37 | -0,27 | 0,31 | 0,31 | 
| Наука | -0,36 | 0,02 | 0,44 | 0,21 | |
| Искусство | 0,23 | 0,20 | -0,27 | -0,18 | |
| Общение | 0,56 ⃰ | -0,11 | 0,09 | 0,07 | |
| Бизнес | -0,29 | -0,22 | 0,37 | 0,12 | |
| Знак | -0,47 | -0,14 | 0,68 ⃰ ⃰ | 0,39 | |
| Природа | -0,22 | 0,03 | 0,34 | 0,14 | |
| Риск | 0,47 | -0,39 | -0,38 | 0,21 | |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Анализ корреляций между блоками Интересы и Личностные характеристики выявил наличие двух достоверно значимых прямых связей между шкалами Общение-Активность и Знак-Самоконтроль. Полученные результаты могут говорить о том, что для данной группы важно выстраивать коммуникацию с другими людьми, проявляя активность в общении. Этот результат может являться показательным для данной профессии, потому что для специалистов по связям с общественностью важно уметь работать с коммуникациями и быть активным.
Если говорить о способах организации себя и окружающей среды, представители данной группы, вероятнее всего, считают важным использовать тайм-менеджмент при планировании своей деятельности, владеть навыками самоконтроля при работе со знаками.
Таблица 11 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Интеллект»
| Блоки и шкалы | Интеллект | ||||||
| Вычисления | Лексика | Эрудиция | Зрит. Логика | Абстр. логика | Внимание | ||
| Интеллект | Вычисления | - | 0,25 | -0,25 | 0,58 ⃰ | 0,42 | 0,19 | 
| Лексика | - | - | 0,15 | 0,25 | 0,35 | -0,02 | |
| Эрудиция | - | - | - | -0,06 | -0,02 | 0,19 | |
| Зрит. логика | - | - | - | - | 0,48 | 0,13 | |
| Абстр. логика | - | - | - | - | - | 0,28 | |
| Внимание | - | - | - | - | - | - | |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Как видно из данных Таблицы 11, связь между шкалами Вычисления и Зрительная логика подтвердилась на уровне p<0,01. Для данной группы студентов, вероятнее всего, свойственно при выполнении вычислительных операций основываться на пространственном и образном мышлении, представляя для решения задачи все цифры и условия, оперируя этими образами в процессе вычислений.
Таблица 12 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интеллект» и «Личностные характеристики»
| Блоки и шкалы | Личностные характеристики | ||||
| Активность | Согласие | Самоконтроль | Эмоц. Стабильность | ||
| Интеллект | Вычисления | 0,13 | -0,05 | 0,02 | 0,10 | 
| Лексика | 0,14 | 0,04 | 0,07 | -0,15 | |
| Эрудиция | 0,08 | 0,20 | -0,07 | -0,18 | |
| Зрит. логика | 0,34 | -0,05 | -0,14 | 0,12 | |
| Абстр. логика | 0,23 | 0,14 | -0,14 | -0,34 | |
| Внимание | -0,06 | 0,26 | 0,17 | -0,08 | |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Достоверных связей личностных характеристик и структуры интеллекта в данной выборке не выявлено, способности индивидуальны.
Таблица 13 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Личностные характеристики»
| Блоки и шкалы | Личностные характеристики | ||||
| Активность | Согласие | Самоконтроль | Эмоц. Стабильность | ||
| Личностные характеристики | Активность | - | 0,08 | -0,35 | 0,12 | 
| Согласие | - | - | -0,05 | -0,02 | |
| Самоконтроль | - | - | - | -0,02 | |
| Эмоц. Стабильность | - | - | - | - | |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Достоверных связей в данной группе студентов не выявлено, особенности личности представлены как уникальная комбинация черт характера, которая развивается под воздействием различных факторов, являясь пластичной средой, которая может меняться в случае необходимости, например, в процессе овладения новыми навыками, познавая себя и целенаправленно тренируя необходимые качества личности.
Таблица 14 – Результаты корреляционного анализа по блоку «Склонность к обучению»
| Блоки и шкалы | Склонность к обучению | ||||||||||
| Инженерный | Физико-матем. | Естественнонауч. | Естеств.-технолог. | Творческий | Лингвистический | Обществ.-гуманитар. | Финанс.-экономич. | Информ.-технолог. | |||
| Склонность к обучению | Инженерный | - | 0,68 ⃰ ⃰ | 0,23 | 0,82 ⃰ ⃰ | -0,72 ⃰ ⃰ | -0,64 ⃰ ⃰ | -0,54 ⃰ | 0,77 ⃰ ⃰ | 0,88 ⃰ ⃰ | |
| Физико-матем. | - | - | 0,68 ⃰ ⃰ | 0,87 ⃰ ⃰ | -0,09 | -0,54 ⃰ | -0,14 | 0,32 | 0,73 ⃰ ⃰ | ||
| Естественнонауч. | - | - | - | 0,60 ⃰ | 0,17 | -0,07 | 0,26 | 0,09 | 0,17 | ||
| Естеств.-технолог. | - | - | - | - | -0,47 | -0,72 ⃰ ⃰ | -0,42 | 0,51 ⃰ | 0,73 ⃰ ⃰ | ||
| Творческий | - | - | - | - | - | 0,57 ⃰ | 0,74 ⃰ ⃰ | -0,71 ⃰ ⃰ | -0,42 | ||
| Лингвистический | - | - | - | - | - | - | 0,86 ⃰ ⃰ | -0,19 | -0,57 ⃰ | ||
| Обществ.-гуманитар. | - | - | - | - | - | - | - | -0,19 | -0,37 | ||
| Финанс.-экономич. | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,66 ⃰ ⃰ | ||
| Информ.-технолог. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
В соответствии с данными Таблицы 14, можно сделать вывод о связях шкал:
Инженерный профиль обучения коррелирует положительно со шкалами: Физико-математический, Естественно-технологический, Финансово-экономический и Информационно-технологический профили обучения; отрицательно со следующими шкалами: Творческий, Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения.
Физико-математический профиль обучения коррелирует положительно со шкалами: Естественнонаучный, Естественно-технологический и Информационно-технологический профили обучения; отрицательно со шкалой Лингвистический профиль обучения.
Естественнонаучный профиль обучения коррелирует положительно со шкалой Естественно-технологический профиль обучения.
Естественно-технологический профиль обучения положительно коррелирует со шкалами: Финансово-экономический и Информационно-технологический профили обучения; отрицательно со шкалой Лингвистический профиль обучения.
Творческий профиль обучения имеет корреляцию положительную со шкалами: Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения; отрицательную со шкалой Финансово-экономический профиль обучения.
Лингвистический профиль обучения положительно коррелирует со шкалой Общественно-гуманитарный профиль обучения и отрицательно со шкалой Информационно-технологический профиль обучения.
Следовательно, при анализе индивидуальных профилей студентов следует обратить внимание на рекомендованные профили обучения. Если предложенные профили имеют положительную корреляцию с другими направлениями обучения, то это значит, что данные направления относятся к одному типу профессией и могут быть рассмотрены студентом как смежные. Если предложенные профили имеют отрицательную корреляцию, то это говорит о том, что данные сферы обучения имеют разную предметность и в случае смены профессии могут возникнуть сложности в овладении.
Таблица 15 – Результаты корреляционного анализа блоков «Склонность к обучению» и «Интересы»
| Блоки и шкалы | Склонность к обучению | ||||||||||
| Инженерный | Физико-матем. | Естественнонауч. | Естеств.-технолог. | Творческий | Лингвистический | Обществ.-гуманитар. | Финанс.-экономич. | Информ.-технолог. | |||
| Интересы | Техника | 0,55 ⃰ | 0,29 | -0,11 | 0,47 | -0,68⃰⃰ ⃰ | -0,67⃰ ⃰ | -0,68⃰ ⃰ | 0,24 | 0,30 | |
| Наука | 0,28 | 0,63 ⃰ ⃰ | 0,60 ⃰ | 0,62 ⃰ ⃰ | -0,11 | -0,41 | -0,07 | 0,00 | 0,13 | ||
| Искусство | -0,55 ⃰ | -0,09 | 0,12 | -0,37 | 0,62 ⃰ ⃰ | 0,46 | -0,07 | 0,00 | 0,13 | ||
| Общение | 0,00 | -0,16 | 0,10 | -0,15 | -0,18 | 0,43 | 0,31 | 0,35 | -0,23 | ||
| Бизнес | 0,39 | 0,01 | -0,21 | 0,34 | -0,76⃰ ⃰ | -0,51⃰ | -0,60⃰ | 0,44 | 0,18 | ||
| Знак | 0,60 ⃰ | 0,53 ⃰ | 0,22 | 0,75 ⃰ ⃰ | -0,49 | -0,56⃰ | -0,36 | 0,44 | 0,18 | ||
| Природа | 0,14 | 0,54 ⃰ | 0,74 ⃰ ⃰ | 0,59 ⃰ | -0,07 | -0,33 | -0,08 | -0,03 | -0,04 | ||
| Риск | -0,06 | -0,41 | -0,29 | -0,36 | -0,30 | 0,25 | -0,11 | 0,07 | -0,35 | ||
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Анализ результатов корреляции Таблицы 15 показал, что:
Интерес Техника имеет связь положительную с инженерным профилем обучения и отрицательную со шкалами: Творческий, Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения. Следовательно, студентам, проявляющим интерес к работе с техникой и различными техническими системами, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал, и не рекомендуется выбирать направления подготовки, имеющие отрицательную корреляцию шкал.
Интерес Наука имеет положительную связь со шкалами: Физико-математический, Естественнонаучный и Естественно-технологический профили обучения. Таким образом, студентам, проявляющим интерес к исследовательской деятельности, к самообразованию рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал.
Интерес Искусство имеет связь положительную с творческим профилем и отрицательную с инженерным профилем обучения. Это значит, что студентам, проявляющим интерес к работе с художественными образами, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал, и не рекомендуется выбирать направления подготовки имеющих отрицательную корреляцию шкал.
Интерес Бизнес имеет отрицательную связь со шкалами: Творческий, Лингвистический и Общественно-гуманитарный профили обучения. Исходя из этого, студентам, интерес которых связан с управлением и организаций работы других людей, не рекомендуется выбирать направления подготовки, имеющие отрицательную корреляцию шкал.
Знак имеет связь положительную со шкалами: Инженерный, Физико-математический и Естественно-технологический профили обучения и отрицательную с лингвистическим профилем обучения. Из этого можно заключить, что студентам, интересующимся работой с буквами, цифрами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал, и не рекомендуется выбирать направления подготовки, имеющие отрицательную корреляцию шкал.
Природа имеет положительную связь со шкалами: Физико-математический, Естественнонаучный и Естественно-технологический профили обучения. Таким образом, студентам, чей интерес в работе связан с природными объектами, рекомендуется выбирать профессии из направлений подготовки, имеющих положительную корреляцию шкал.
Данные различия в корреляции интересов респондентов и рекомендаций профиля обучения могут быть связаны с тем, что каждый профиль обучения имеет свою направленность предмета труда. Несоответствие предмета труда и интереса личности в будущем может привести к угасанию интереса к профессии в целом.
Таблица 16 – Результаты корреляционного анализа блоков «Склонность к обучению» и «Личностные характеристики»
| Блоки и шкалы | Склонность к обучению | |||||||||
| Инженерный | Физико-матем. | Естественнонауч. | Естеств.-технолог. | Творческий | Лингвистический | Обществ.-гуманитар. | Финанс.-экономич. | Информ.-технолог. | ||
| Личностные характеристики | Активность | -0,31 | -0,49 | 0,00 | -0,52⃰ | 0,14 | 0,77 ⃰ ⃰ | 0,48 | 0,03 | -0,47 | 
| Согласие | -0,23 | -0,08 | 0,26 | -0,07 | 0,27 | 0,21 | 0,28 | -0,15 | -0,47 | |
| Самоконтроль | 0,52 ⃰ | 0,43 | 0,29 | 0,66 ⃰ ⃰ | -0,46 | -0,38 | -0,12 | 0,57 ⃰ | 0,40 | |
| Эмоц. Стабильность | 0,45 | 0,12 | 0,20 | 0,35 | -0,57 | -0,27 | -0,37 | 0,39 | 0,13 | |
Примечание: уровень значимости * - p<0,01, ** - p<0,001
Из Таблицы 16 видно, что:
Шкала Активность имеет корреляцию положительную со шкалой Лингвистический профиль и отрицательную со шкалой Естественно-технологический профиль обучения. Следовательно, студентом, стремящимся проявлять активность в общении, искать новые впечатления, рекомендуется рассмотреть профессии, связанные с лингвистикой, и не рекомендуется останавливать свой выбор на профессиях, которые связаны с математикой, виртуальными объектами, информационными технологиями.
Шкала Самоконтроль имеет положительную связь со шкалами: Инженерный, Естественно-технологический и Финансово-экономический профили обучения. Скорее всего, для данной группы студентов, которые умеют организовывать себя, пунктуальны, целенаправленны, склонны к планированию, подойдут профессии, предполагающие работу со схемами, знаками, цифрами, химическими и физическими символами.
Таким образом, основываясь на сформированных требованиях к специалистам в области рекламы с связям с общественностью, было проведено исследование, направленное на изучение соответствия психологических особенностей студентов-рекламщиков требованиям направления подготовки.
Результаты исследования показали, что сформированная группа соответствует профилю выбранного направления подготовки. Студенты обладают необходимыми свойствами личности и интеллекта, проявляют интерес к изучаемому предмету труда.
С целью увеличения продуктивности работы группе рекомендовано прохождение специализированных тренингов, направленных на формирование навыков самоорганизации.
Список литературы
Бубновская, О.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно-личностной сферы и образовательных результатов студенчества // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 357-359.
Емолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник / О. Ю. Ермолаев — 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, Флинта, 2003 - 336 с.
Методическое пособие Диагностический комплекс «Профориентатор», Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 N 512 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 N 47220)
Романова, Е. С. 99 популярных профессий: психол. анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
Эльконин, Д.Б. Психология развития в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 3-е – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.