ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Васильева А.К. 1
1ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе реформ школьного образования серьезные изменения связаны с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс.

Реализация реформы осуществляется школой через решение тактических, методических и организационных задач.

Информатизация образования это один из факторов, стимулирующий рост и совершенствование образования. Любовь к компьютеру в наших детях заложена с самого детства, и только мастерство учителя может сделать компьютер средством управления учебной деятельностью школьников.

Обучение при помощи компьютера создает условия для повышения качества обучения [3]:

- обеспечивает индивидуальное обучение на уроке(работа с тренажерами, тестами);

-усиливает наглядность учебного материала (работа с сайтами);

- расширяет возможности моделирования учебных задач (работа с дисками)

Существует множество интерактивных средств обучения, которые возможно использовать на уроках математики в начальной школе. В данной статье мы рассмотрим некоторые из них: дидактическая игра, мультимедийная презентация, а также интерактивная доска.

Дидактическая игра предполагает такую деятельность младших школьников, которая осуществляется каждым ребёнком внутри коллектива во взаимодействии со всеми его членами, преследующими общую цель этой деятельности. Дидактические игры разнообразны, и каждая из них имеет собственную дидактическую цель, что необходимо учитывать при подборе дидактических задач для достижения наибольшей эффективности именно на данном уроке [5].

В качестве примера можем привести дидактическую игру «Составим цветок» для 1 класса, ориентированную на повторение состава чисел первого десятка. Оборудование: лепестки с примерами; стебель с листом, на котором число. Для проведения такой игры, сначала, на доску крепят стебли с листом. Лепестки лежат на столе. Выходит ученик, берет лепесток и читает пример разными способами (допустим, «к двум прибавить три» или «к трём прибавить два»), решает устно и прикрепляет к нужному стеблю. Играют дети по командам: сколько цветов, столько команд. В итоге, побеждает та команда, у которой все лепестки прикреплены правильно. При проведении такой игры с обучающимися наблюдается более полное и эффективное усвоение ими темы «Состав чисел первого десятка». Те обучающиеся, которые до проведения игры показывали плохие результаты при решении примеров, справлялись с примерами в игре правильно, а также в дальнейшем показывали лучший результат. Следовательно, можно сделать вывод, что дидактическая цель игры: закрепление состава чисел первого десятка-достигнута, что может свидетельствовать об эффективности внедрения интерактивного подхода в образовательную среду.

Презентация является средством наглядности, поэтому можно говорить о высокой эффективности ее использования на уроках в начальной школе. В качестве примера работы с мультимедийной презентацией на уроках математики можно привести презентацию к уроку в 1 классе на тему «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд». Сначала, обучающиеся повторяют пройденный материал, выполняя задания в презентации и тут же проверяя свои ответы. Встречаются такие задания, как: вспомнить состав числа 10, вспомнить компоненты сложения, восстановить ряд натуральных чисел от 1 до 10. Благодаря использованной в презентации анимации, такие задания интересны для младших школьников, а большое разнообразие шрифтов и цветов шрифта в программе помогают учителю сделать презентацию красочнее, что способствует привлечению внимания детей и появлению у них желания работать. Затем учитель переходит непосредственно к изложению новой темы урока. Объяснение сложения с переходом через разряд сопровождается наглядной интерпретацией (объединение 10 кружочков в 1 треугольник и прибавление к треугольнику оставшихся кружочков). Тут же осуществляется повторение состава чисел первого десятка, без чего невозможно правильно сложение с переходом через разряд. Обучающиеся делают вывод о взаимосвязи сложения в пределах первого десятка и сложения с переходом через разряд, что осуществляется именно с помощью наглядности, использованной в презентации к уроку. После выполнения подготовительных заданий по новой теме на слайд выносится правило сложения с переходом через разряд и примеры такого сложения. Именно возможность совместить теоретический материал с практическими примерами способствует лучшему усвоению нового материала младшими школьниками. В дальнейшем на слайдах презентации размещаются задания с интересной анимацией и переходами, реализуемыми программой для создания презентаций Microsoft PowerPoint. Работу над такими заданиями можно организовать в группах или парах, благодаря возможностям проектора, транслирующего презентацию на весь класс. Таким образом, использование презентации на уроках можно считать целесообразным, учитывая ее наглядную особенность и познавательную эффективность при изучении новой темы.

Возможности использования интерактивной доски очень разнообразны. Интерактивная доска может выступать как средство трансляции презентации или каких-либо наглядных средств, может быть использована для записи, как обычная классная доска, а также благодаря данному виду интерактивных средств обучения у школьников появляется возможность выполнять новые задания, по виду больше напоминающие компьютерную игру, чем обычные упражнения по предмету, и представляющие наибольший интерес для детей в начальной школе. Примером использования интерактивной доски на уроке математике может служить работа с такой доской по теме "Деление". С помощью интерактивной доски учитель может наглядно изобразить смысл деления и организовать работу со школьниками, направленную на его понимание и формирование навыка работы с ним. Выполнение представленных нами заданий типа: "Раздели 8 яблок по 4 корзинам", "Раздай девочкам по 2 конфеты каждой" эффективнее при использовании интерактивной доски, так как обучающиеся смогут сами переносить яблоки в корзины и конфеты в руки девочек, максимально приближаясь к личному опыту, а поэтому ясно и четко понимая смысл действия деления.

При правильном подходе компьютер активизирует  внимание  учащихся,  усиливает  их мотивацию,  развивает  познавательные интересы, мышление, внимание, развивает  воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной» [1].

Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает усвоение материала, интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели. 

Этапы включения ИКТ в работу на уроке (рис. 1). Информационные технологии на уроках математики в условиях введения ФГОС предполагают индивидуальный подход ко всем учащимся, позволяют организовать работу в уровневых группах, в парах. Грамотное использование ИКТ в учебном процессе повышает качество математического образования, вызывает интерес к изучению математики, стимулирует развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Применение ИКТ-технологий сегодня, на мой взгляд, является перспективным, так как позволяет комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, привносит элементы новизны и необычности, позволяет получить мгновенный результат, исключает предвзятое оценивание знаний учащихся, даёт учителю и ученику возможность освоения современных информационных технологий.

Таким образом, при использовании интерактивных средств младший школьник полноценно вовлечён в процесс обучения. Работа на основе интерактивного подхода эффективна, а образование обучающихся становится качественней благодаря его реализации на уроках, согласно принципам системно-деятельностного подхода, регламентированного ФГОС НОО РФ.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет педагогам качественно изменять содержание, методы и организационные формы обучения; помогает учителю реализовать запланированное, сделать урок современным; влияет на рост профессиональной компетентности учителя - все это ведет к решению главной задачи образовательной политики - значительному повышению качества образования. Но только грамотное, целесообразное и корректное использование компьютера на уроке дает положительный результат.

Литература

Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе / О.В. Афанасьева [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedsovet.org (Дата обращения: 25.11.2018)

Брейнет И.А. Использование электронного образовательного ресурса в рамках современного развивающего урока. И.А. Брейнет. // Начальная школа. 2015. №7 – С. 50-51.

Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных технологий/ А.В. Дворецкая // Школьные технологии. 2014. № 3. С. 201 – 205.

Демидова Г. В. Применение инновационных средств обучения (в т., ч., ИКТ-средств) в преподавании математики / Г.В. Демидова //Информатика: проблемы, методология, технологии. Информатика в образовании. 2018. С. 213-217.

Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев // Начальная школа. 2015. № 4. С. 59 - 62.

Капралова А. О. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе / А.О. Капралова // Студенческая наука и XXI век. 2018. Т. 15. № 1(16). Ч. 2. С. 154–156.

Просмотров работы: 8