Методические рекомендации по использованию сказок на уроках математики в начальной школе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Методические рекомендации по использованию сказок на уроках математики в начальной школе

Леонтьева В.Н. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Методика преподавания математики имеет очень тесные связи с другими науками. Прежде всего, связана со своей базовой наукой - математикой. Методика преподавания математики связана с педагогикой и педагогической психологией. Новые закономерности относительно обучения, открытые педагогикой и психологией, всегда находят свое отражение в методике, а частные положения методики являются, в свою очередь, материалом для педагогических и психологических обобщений.

Методика преподавания математики и правильное использование ее на практике возможно только тогда, когда в каждом приёме, в системе упражнений учитель видит проявление педагогических и психологических закономерностей, когда учитель опирается на них при разработке каждого урока, использует их, добиваясь усвоения глубоких знаний каждым учеником. Чтобы успешно обучать математике учащихся начальных классов, начинающий учитель должен овладеть уже разработанной системой обучения математике, т.е. методикой преподавания математики в начальных классах и на этой основе приступить к творческой самостоятельной работе.

Также математическая подготовка оказывает положительное влияние на четкость речи учителя, на правильность использования терминологии и обоснованность подбора методических приемов, связанных с изучением математических понятий. Для выполнения любой учебной деятельности необходимо овладеть определенными знаниями и умениями. Особенность методических знаний и умений заключается в том, что они тесно связаны с психологическими и специальными (в частности, математическими) знаниями. Чем лучше учитель осознает эту взаимосвязь, тем выше уровень его методической подготовки, тем шире его возможности в осуществлении творческой методической деятельности. Поэтому осознание взаимосвязи -одно из важных условий полноценного овладения методическими знаниями и умениями. Деятельность, направленная на воспитание и развитие младшего школьника в процессе обучения математике, требует овладения не только частными, но и общими умениями, называемыми дидактическими, так как они могут быть использованы учителем не только при обучении математике, но и другим учебным предметам (например, умение целенаправленно применять различные способы организации внимания).

В наше время такая проблема, как заинтересовать ребенка занятиями в школе. Поэтому нужно организовывать уроки не только полезными, но интересными. Детям в возрасте младших классов интересны сказки. Потому их использование на уроке математики будут полезными не только в области знаний, но и научат относиться к занятиям с большой внимательностью, что поспособствует наиболее быстрому усвоению урока.

Сказки выбраны потому, что именно они воспитывают в ребенке восприятие мира, как идеальное стремление. Также они учат ребенка уметь отличать необычные явления от реальности. Учат тому, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения; использовать необходимую информацию для решения.

Помимо тех знаний, который приносит урок математики, сказка поможет поднять настроение детей, благодаря позволению присутствия на уроке юмора, фантазии, творчества. Благодаря проведению таких уроков, дети начинают задумываться над тем, что такое добро и справедливость. Это является очень важным качеством в каждом человеке.

На уроках математики нужно придумать весь сценарий «Урока-сказки», который научит тому, что предполагалось изучить на данном уроке. Дети должны прочувствовать все испытания и трудности героев, и суметь им помочь пройти все до конца. Трудность состоит в том, что героев ждут препятствия, которые необходимо решить:

- математические задания;

- разгадывание загадок;

- правильный подбор пословиц.

Данные задания, которые нужно будет преодолеть, помогут выразить яркие эмоциональные окраски, способствующие усвоить не только математический материал, но и литературный. Приведем пример фрагмента урока математики для 1-го класса с элементами сказки «Гуси-лебеди». Данный урок предназначен для закрепления знаний чисел от 1 до 10.

После того, как прозвенел звонок на урок, учитель говорит своим ученикам:

«Здравствуйте. Сегодня каждый из Вас погрузится в волшебный мир русской народной сказки «Гуси-лебеди». Все ли читали эту сказку? Если да, то Вы, наверное, должны помнить, что гуси-лебеди, которые служили злой и нехорошей старушке Бабе-Яге, украли Иванушку. Сестра мальчика побежала его искать, и кто же в этом ей помог? Правильно, печка, яблоня и речка. Но, прежде чем они помогли Аленушке, они просили помощи у нее. Бедная Аленушка очень волнуется за братца, и ей сложно правильно выполнить все просьбы ее помощников. Но, у нее есть мы. Нас много, и мы ей поможем, правда, ребята?»

«Вот бежит Аленушка за гусями-лебедями, бежит, да и отпустила их из виду, так как птицы летают, как нам известно, намного быстрее, чем ходят люди. Покрутилась на полянке, покрутилась, села и расплакалась, что делать дальше и не знает. Где искать братца. Тут видит, печка стоит, она и ринулась к ней за помощью: «Печка, дорогая печка! Ты все знаешь. Скажи мне, пожалуйста, куда полетели гуси-лебеди?» Печка и отвечает ей: «А ты помоги сначала мне, я тебе в ответ и скажу, куда они полетели». «Печечка! Спешу я очень, скажи, пожалуйста, сейчас». Но печка не может рассказать, пока ей не помогут. Ну, что ж, дети. Давайте поможем Аленушке спасти братца Иванушку».

В это время, должны выйти к доске 3 ученика – 3 рыцаря, каждому из которых раздаются карточки с заданиями:

1-я карточка: «Нужно написать на доске число, которое меньше 5, но больше 3».

2-я карточка: «Нужно написать число, которое больше 7, но меньше 9».

3-я карточка: «Напиши числа от 1 до 10 через одно».

Применение сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее. Выполнение "сказочных” заданий помогает формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде.

Таким образом, данные уроки помогают детям стать наиболее активными и учат не бояться задач.

Среди занимательных задач видное место занимают сказочные задачи, то есть задачи со сказочными сюжетами, сказочными образами. Казалось бы, сказка и математика - понятия несовместимые. Тем не менее встречи детей со знакомыми сказочными героями и сюжетами не оставляют их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает его интерес к математике [3].

Приведем примеры задач со сказочными сюжетами:

Задача 1. Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика 6 минут. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?

Решение: Волку бежать до домика Наф-Нафа 4 + 6:2 = 7 (минут). 6 < 7, значит, поросята успевают добежать до домика Наф- Нафа.

Ответ: успевают.

Задача 2. Возраст старика Хоттабыча записывается числом с различными цифрами. Об этом числе известно следующее:

1) Если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получится двузначное число, которое при сумме цифр, равной 13, является наибольшим.

2) Первая цифра больше последней в 4 раза.

Сколько лет старику Хоттабычу?

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивную эмоциональную реакцию ребёнка. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен мир, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие этапы в процессе самореализации проходят мужчина и женщина, какие трудности и искушения можно встретить в жизни и как с ними справляться. Как строить отношения с родителями и детьми, какими ценностями руководствоваться в жизни и многое другое не менее важное в становлении личности ребёнка. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Они возвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал [2].

Признак настоящей психотерапевтической сказки – хороший конец. Это даёт ребёнку чувство защищённости. Чтобы ни происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается [1].

Такой подход, как внедрение сказок в уроки математики, позволяет без особых содержательных изменений традиционного объема в обучении математике младших школьников нацелить обучающий процесс на развитие таких способов познания ребенка (упомянутые приемы умственных действий определяют процесс познания индивида), которые становятся достоянием субъекта, характеризуя его интеллектуальный потенциал и познавательные способности.

Список использованных источников:

1. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Москва: Просвещение, 1991. – 176 с.

2. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова // Народное образование. – 2008. – N 5. С.157-165.

3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов / В.С. Мухина. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

4. Терентьева Л.П., Алимова Д.Э Роль сюжетных уроков по математике в адаптации первоклассников к школьной жизни / Л.П. Терентьева, Д.Э. Алимова // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. – 2016. – С. 269-273.

5. Терентьева Л.П., Яковлева Ю.Ю. Использование самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах / Л.П. Терентьева, Ю.Ю. Яковлева // Инновационный подход в методике начального образования. – 2011. – С. 119-121.

Просмотров работы: 320