Игровая деятельность на уроке математики в начальных классах - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Игровая деятельность на уроке математики в начальных классах

Григорьева Е.П. 1
1ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. С переходом ребёнка в школу на смену приходит учебная деятельность. Исторические данные свидетельствуют о том, что во все времена учёба была трудным делом. И возникает вопрос: как ребёнку понять учебный предмет, если он для ребёнка скучный, а уроки проходят однообразно? Лёгкой учёба не бывает, а вот сделать её радостной и интересной вполне возможно. Решением этой проблемы является игра.

По определению, игра – это одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Игра способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей [3]. В. А. Сухомлинский в своё время писал: «Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [2].

Наряду с учением и трудом игра является одним из наиболее важных видов деятельности. Ш.А. Амонашвили пишет: «Самое интенсивное развитие многих функций ребенка происходит до 7–9 лет, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям» [8].

детей младшего школьного возраста ещё сильна потребность в игре. А математика является сложным предметом, который требует эффективного труда. Поэтому использование игр на уроках математики помогает учащимся лучше понять предмет, формирует интерес, любознательность, активизирует психические процессы, то есть способствуют умственному и общему развитию ребёнка. Математика необходима в жизни каждого человека. Изучая её, человек учится мыслить, анализировать, проводить аналогии, обобщать и делать выводы [1].

С помощью игры можно привлечь внимание учащихся к предметам, которые не вызывают интерес и на которых они не могут сосредоточить внимание. Именно в играх младший школьник сможет преодолеть трудности математического характера, так как, играя, его внимание приковано к игре, к выполнению игровых задач. Поскольку игры понятны и доступны детям, они формируют воображение ребёнка, а также создают приподнятое настроение. В игре формируются и качества личности младших школьников. Благодаря играм, у детей воспитывается чувство ответственности, они учатся учитывать интересы своих друзей, товарищей, сдерживать свои желания. Дети младшего школьного возраста на уроке быстро отвлекаются, они легко возбудимы. Поэтому слишком шумные игры не следует вносить в урок, а правильнее будет использовать на уроке такие игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение учеников. Также немаловажную роль играет правильный темп игры. При слишком быстром темпе игры младшие школьники будут давать ответы наугад, вместо того, чтобы решать, считать. А при замедленном темпе игры у детей может снизиться интерес к ней. При изучении нумерации чисел и арифметических действий над ними главная задача игр – закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков выполнять точно и быстро действия с числами, а также использовать наиболее рациональные приемы вычислений.

На уроках при изучении таких важных тем я рекомендую использовать следующие игры:

Игра «Молчанка». Необходимый материал:конверт с пройденнымицифрами для каждого ученика; карточки, где изображены числовые фигуры для показа. Можно провести следующие варианты молчанки:

а) учитель показывает детям карточку, дети поднимают соответствующую цифру. Учитель готовит числовые фигуры так, чтобы они были легко воспринимаемыми: больших размеров, чётко изображены. Они не должны требовать долгого пересчитывания.

б) учитель ударяет определённое количество раз в ладоши; дети внимательно слушают, затем выбирают из имеющихся у них цифр такую, которая соответствует числу ударов, и поднимают её. Учитель проверяет правильность выполненного детьми задания. (Ударять можно в бубен или карандашом по столу). Эту игру можно проводить в течение нескольких минут в пределах первых пяти-шести чисел.

в) на уроке дети рисуют в последовательности нарастания числовые фигуры и под каждой числовой фигурой пишут соответствующую цифру. (Каждый ребёнок может по-своему изображать числовые фигуры, например, в виде точек, кружочков, квадратиков и т.д., и располагать в любом порядке).

Игра «Сколько осталось?». Учитель вызывает нескольких детей.Они становятся шеренгой лицом к классу и пересчитываются, называя порядковые числительные: первый, второй, третий и т. д. Пересчитавшись, они хором говорят, сколько их. Вызвано, например, шесть детей. Пересчитавшись, они говорят: «Нас шестеро», или «Нас шесть человек». Шестой возвращается на место со словами: «Шестой ушёл, осталось...?» Вопрос обращён к классу, и класс дружно отвечает: «Осталось пять человек»; «Пятый ушёл, осталось...?» Класс отвечает: «Осталось четверо» и т.д. «Первый ушёл, осталось...?» «Никого», – отвечают дети. При повторении игры увеличивается количество вызываемых детей. Усложнить игру можно так: уходит не последний, а первый, второй и т. д.

«Игра в волшебника». Ведущий говорит«Задумайте число,прибавьте к нему 3, затем 2, отнимите 1. Скажите ответ, и я угадаю задуманное число. Ребенок должен проделать следующие вычисления:

+ 3 + 2 – 1 = х + 4.

Чтобы определить задуманное число, следует вычесть из результата

Обращаем внимание, что ребенок все вычисления производит устно. Задания в ходе игры можно менять. Например, задавать такие вычисления:

+ х + х – 3 + 4 = 3х + 1.

этом случае результат, полученный учеником, уменьшенный на единицу, должен делиться на три. Можно меняться ролями при проведении этой игры. Например, учитель задумывает число, а дети указывают действия, которые он должен проделывать с ним, затем ученики пытаются определить задуманное число. В основном учащиеся пытаются определить задуманное число подбором, поэтому оно должно быть небольшим, чтобы ограничить число вариантов, которые придется просчитать ученикам [4].

Такие игры и занимательные упражнения способствуют закреплению умений и навыков при выполнении арифметических действий сложения, вычитания, умножения и деления. Важнейшей составляющей для каждого человека является умение ориентироваться в пространстве. Ведь для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями.

Наиболее эффективно усвоение пространственного и геометрического представления достигается в процессе выполнения различного рода практических упражнений. Ведущее место в нём занимают игры. Они развивают и закрепляют у детей представления о положении предметов в пространстве, о геометрических формах.

На уроках математики для закрепления материала по данным темам мы предлагаем включить в урок следующие игры:

Игра «Самый внимательный в классе». Правила игры.Один ученик становится перед классом на место, обозначенное точкой или небольшим кругом. Учащиеся по очереди дают ему команду: «Шаг вперед!» Ученик должен выполнить команду, сделав один шаг вперед, а потом вернуться на прежнее место и ждать следующей команды. Следующими командами могут быть: «Два шага назад!», «Шаг влево!», «Два шага вправо!» Если ученик сделал все движения верно, то ему на грудь прикрепляется звездочка. Игру можно повторить, вызвав другого ученика. В игре развиваются пространственные представления учащихся, закрепляется соотношение между направлением движения и его словесным выражением.

Игра «Геометрическая мозаика». Учитель предлагает детям составить комбинацию из геометрических фигур, следуя его указаниям: – Положите зеленый кружок, справа от него – желтый треугольник, слева от зеленого кружка – желтый квадрат, а выше – красный треугольник, ниже – красный квадрат. За желтым треугольником положите зеленый квадрат, а рядом – красный круг [5].

Игра «День и ночь». Учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа).

Игра «Опусти рыбку в море». Учитель: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море». Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.

Игра «Незнайка – математик». Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.

Игра «Сбор плодов» Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.

«Детский сад» (игра в парах). В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.). Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).

Игра «Лучший считающий в классе». Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.

Игра «Обгонялки». Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.

Игра «Корабль стартует в космос». На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд. Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.

Игра «Поставь стрелку правильно». На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе – геометрическая фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга подвижная стрелка. Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не называет её, а другой указываете стрелкой и называет.

Игра «Какое число я задумал?». Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?

Таким образом, я считаю, что использование игр на уроках математики дают возможность не только активно включать младших школьников в учебную деятельность, но и активизировать их познавательную деятельность. Игры на уроках помогают учителям объяснить учащимся трудный материал в доступной форме, следовательно, использование игр необходимо при обучении математике младших школьников.

Список использованных источников

Горнобатова Н.Н. Развитие познавательного интереса на уроках математики / Горнобатова // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. – №2. – С. 33–42.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики : учебное пособие / В. Г. Коваленко. – Москва : Просвещение, 2002. – 65 с.

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. – Москва : Академия, 2005. – 93 с.

Мартынов И. И. Учёба может быть радостной (игры в обучении) / И. И. Мар-тынов // Начальная школа. – 2005. – №4. – С. 40–43.

Петрова В. И. Использование игровых элементов при обучении математике в группе продлённого дня (1 класс) / В. И. Петрова // Начальная школа: плюс до и после. – 2006. – №1. – С. 30–34.

Терентьева Л. П. Подготовка студентов к интеллектуальному развитию млад-ших школьников / Л. П. Терентьева // Современные проблемы науки и образования. Чебоксары, 2014. – 100 с.

Терентьева Л. П. Час интеллектуального развития младшего школьника / Л. П. Терентьева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2000. – 35 с.

Щебланова Е. И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных пока-зателей младших школьников / Е. И. Щебланова // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – 91 с.

Шубникова Е. Г. Управление системой социальной защиты детства / Е. Г. Шубникова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2007. – 335 с.

Просмотров работы: 19