Здоровый образ жизни студентов ВУЗа - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Здоровый образ жизни студентов ВУЗа

Дернова Ю.С. 1, Голубина О.А. 2
1САФУ
2САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

В представленной научной статье анализируется отношение студентов САФУ к здоровью и здоровому образу жизни, физической культуре. Раскрывается сущность физической культуры как фундамента здоровья. В отношении здоровья студенты выделяются в категорию повышенного риска. Основанием для этого является существующее противоречие между необходимостью оптимизировать здоровье студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества их готовности к профессиональной деятельности.

The presented scientific article analyzes the students' attitude to a healthy and healthy lifestyle, physical education. The essence of physical culture is revealed as the foundation of health. In terms of health, students are at high risk. The basis for this is a significant contradiction between the need to optimize the health of students and the simultaneous intensification of the educational process in order to improve the quality of their readiness for professional activity.

Введение. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство; и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной, активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. [1]

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий – занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой—они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики. [2]

Цель работы. Выявить отношение студентов к здоровому образу жизни.

Задачи. Провести анкетирование среди студентов и проанализировать полученные результаты

Всего в опросе участвовало 50 респондентов САФу, студенты 1-4 курсов ВИШ. Заданные им вопросы указаны в анкете. Расчет результатов велся в процентах.

Результаты исследования.

Проведя анкетирование среди студентов 1-4 курса Северного Арктического Федерального Университета ВИШ можно увидеть следующие результаты.

Анализируя ответы респондентов на 1-й вопрос анкеты, мы получили следующие данные: "Да", а значит полагая, что ведут здоровый образ жизни - 70% , вариант "нет" - 20%, затрудняются ответить - 10%, таким образом, большинство респондентов, направлены на здоровый образ жизни.

На вопрос "Какие способы поддержания здоровья используете лично Вы?" мы получили следующие результаты ответов (разрешалось выбирать несколько вариантов): отказ от курения/алкоголя - 60%;

Выделение времени для отдыха - 80%.

Занятие физкультурой - 50%.

Правильное питание (без употребления фаст-фудов, газировки, чипсов, и т.п) - 40%.

Соблюдения режима дня - 42%.

Регулярная проверка здоровья 38%.

Так, важно отметить, что большинство студентов не уделяют должного внимания правильному питанию, не соблюдают режим дня, не регулярно следят за своим здоровьем.

Мы выяснили, что часть опрошенных студентов курят (30%), 52% употребляют алкоголь (52%), однако большинство (80%) из них реже одного раза в месяц. Простудными заболеваниями 54% студентов болеют чаще чем 1-2 раза в год, однако, "хорошую" оценку состоянию своего здоровья дали 72%, "скорее хорошую" - 22%, "скорее плохую" - 4% и "плохую" - 2%, т.е. так посчитал только один из респондентов.

В необходимости занятий физической культурой и спортом уверены 88% студентов, в свою очередь 36% не занимаются вышеупомянутым.

Прежде всего, отметим, что формирование здорового образа жизни у молодежи является одним из наиболее приоритетных вопросов в современной отечественной науке и не только. Многочисленный ряд нормативных актов, подчеркивает высокий уровень социальной значимости данного вопроса. Одним из важнейших является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», а также Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В вышеупомянутых документах, мы можем найти информацию о том, что формирование здорового образа жизни рассматривается как важнейшая часть государственной политики в отношении детей и молодежи. Также, изучив Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», мы можем полагать, что среди основных приоритетов социальной и экономической политики государства закреплено и распространение стандартов здорового образа жизни.[3]

В связи с этим, необходимо побуждать студентов к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодежи. Следует внедрять в образовательный процесс знания, направленные на формирования здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста и заниматься самовоспитанием личности.

Таким образом, организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению уровня заболеваний, и помогает воспитывать крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни наиважнейшей должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье студентов, формирование активной мотивации заботы о своем здоровье и здоровье находящихся вокруг людей.

Вывод. Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье во многом зависит от образа жизни. Главное - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие ЗОЖ гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья, овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

Содержание ЗОЖ студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами ЗОЖ выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. [4]

Подводя общий вывод по анкетированию, можно сказать, что студенты направлены на здоровый образ жизни. Каждый из них, старается правильно питаться (36%), заниматься по возможности физическими нагрузками (76%), придерживаться режима дня (68%).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Методика формирования здорового образа жизни у студентов [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://infourok.ru/metodika-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-u-studentov-kolledzha-3702129.html (дата обращения 29.12.2019). - Загл. с экрана.

2 Здоровый образ жизни студентов [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/B1626/B1626Part44-136.php (дата обращения 29.12.2019). - Загл. с экрана.

3 Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.samsmu.ru/news/2009/221009b/ (дата обращения 29.12.2019). - Загл. с экрана.

4 Физическая культура в режиме дня студента [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://studwood.ru/1110531/turizm/vyvody (дата обращения 29.12.2019). - Загл. с экрана.

Просмотров работы: 181