Возможности использования цифровых интеллект-карт на уроках английского языка для совершенствования лексической компетенции старшеклассников - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Возможности использования цифровых интеллект-карт на уроках английского языка для совершенствования лексической компетенции старшеклассников

Машкина С.И. 1
1ФГБОУ ВО "Новосибирский Государственный Педагогический Университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня основной целью обучения иностранным языкам считается овладение учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. умением полноценно общаться на изучаемом языке. В состав коммуникативной компетенции входит лексическая компетенция, как ее неотъемлемый компонент. Развитие лексической компетенции – достаточно трудоемкий процесс, требующий вложения сил и от педагога, и от учащихся. Преподавателю следует стремиться к тому, чтобы сделать этот процесс поэтапным, целенаправленным, управляемым.

Одним из эффективных средств формирования умений в области иноязычной лексики считается применение цифровых интеллект-карт, сочетающих в себе широкие возможности для обучения, развития и стимулирования мотивации к изучению английского языка. Интеллект-карты могут быть использованы в ходе урока для освоения и закрепления новых знаний, могут внести большой вклад в формирование коммуникативной культуры старших школьников, поскольку представляют собой действенное обучающее средство.

Процесс формирования лексической компетенции предполагает взаимозависимое единство иноязычной речи и накопления лексического запаса, поскольку лексическая компетенция формируется в процессе коммуникативной деятельности, а коммуникативная компетенция совершенствуется по мере становления лексической. Так, овладение словарным запасом иностранного языка является первоочередной задачей при его изучении, поскольку языковые структуры представляют собой скелет, а лексический запас – жизненно важный орган и плоть языка [8, с. 5]. Однако сложность обучения лексике состоит в том, что язык представляет собой динамическую систему, подверженную постоянным изменениям: слова переходят в различные лексические пласты, появляются неологизмы, некоторые лексемы исчезают из языка и т.д. Кроме того, в курсе школьного обучения языкам «необходимо создание таких условий, которые повысят объем активного словаря учащихся и сведут к минимуму переход слов в пассивный словарь» [5, с. 260]

В рамках данной статьи будем понимать термин «лексическая компетенция» как способность старшеклассника правильно осуществлять речевое взаимодействие на английском языке (в частности, подбирать и интерпретировать лексические компоненты высказываний) с учетом требований программ и стандартов, предъявляемых к его учебной деятельности. При этом к основным задачам формирования иноязычной лексической компетенции в процессе школьного языкового образования относятся:

Отбор лексических единиц для усвоения с разными целями (понимание устных и письменных высказываний, понимание сообщений партнера по коммуникации, употребления в собственной устной либо письменной речи).

Анализ отобранной лексики и определение степени трудности ее усвоения (позволяет найти в запасе ранее усвоенной учащимися иноязычной лексики возможные опоры для усвоения новых слов и спрогнозировать вероятные ошибки в работе с новой лексикой для организации их профилактики).

Выбор способов и средств ознакомления с новой лексикой (выбор варианта презентации новых лексем и возможности их семантизации).

Анализ упражнений учебника, направленных на закрепление новой лексики или разработка собственных упражнений в случае их отсутствия в УМК [3, с. 59-68].

Сегодня существует большое количество возможностей для реализации различных видов деятельности на занятиях по иностранному языку, например, погружение в языковую среду, интерактивные доски, онлайн-технологии, ролевые игры, презентации и т.д. Еще к одной подобной технологии можно отнести использование интеллект-карт, которые также известны как ментальные карты, карты разума, мыслительные карты, карты мышления, концептуальные карты, ассоциативные карты и т.д. Учитывая условия реализации современного образовательного процесса с большим потоком информации, применение интеллект-карт в старших классах при изучении английского языка может дать значительные положительные результаты в формировании лексической компетенции, поскольку учащиеся с их помощью учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию для ее последующего воспроизведения. Интеллект-карты также помогают развивать креативное и критическое мышление, делая учебный процесс интереснее, плодотворнее и эффективнее.

Существует два основных способа построения интеллект-карт: классический (основан на использовании бумаги и цветных карандашей) и компьютерный (с использованием специальных программ типа FreeMind, MindMaps, MicrosoftPowerPoint др.). Интеллект-карты, созданные вторым способом, называют цифровыми или электронными и определяются как «ассоциативная сеть, состоящая из образов и слов, в которой аккумулируется многозначность лексем» [4, с. 107]. Мы же понимаем цифровую интеллект-карту как особый технико-графический способ представления информации о лексической системе языка, основанный на иерархической визуализации значений и внутренних связей лексем.

Эффективность использования интеллект-карт связана с устройством человеческого мозга, обработка информации в котором производится правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое ответственно за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Однако, усваивая информацию, школьники используют преимущественно левополушарные логические способности, что блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, а также препятствует развитию способности ассоциативного мышления.

Именно поэтому использование цифровых интеллект-карт в рамках обучения английскому языку является инновационным методом преподавания. Многие учителя английского языка справедливо считают, что цифровые интеллект-карты являются эффективным способом систематизации и обработки иноязычной информации, а «учет таких важных характеристик мозга, как ассоциативное мышление, иерархическое мышление и визуальное мышление и разработанные на основе данных о физиологии мозга правила построения карт делают возможным их применение при изучении иностранного языка как инновационного приема обучения» [2, c. 268].

Именно интеллект-карты позволяют облегчить работу с иноязычной лексикой: быстрее запоминать ее в ассоциативном поле и облегчать вызов из памяти уже известных лексем. Исследователи подчеркивают, что интеллект-карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов, благодаря которой учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления. «Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова» [1, с. 75].

Цифровые интеллект-карты способствуют непроизвольному запоминанию с использованием ключевых элементов, которые становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании, а информация запоминается уже понятой, устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память.

Учителя английского языка на своих уроках могут использовать различные виды интеллект-карт:

интеллект-карты, как наглядный материал (особенно удачны для изучения фразовых глаголов);

интеллект-карты с лексическим материалом по определенной теме (на уроке собирается вся лексика по заданной теме, происходит ее распределение по группам);

интеллект-карты для пересказа текста (в центр помещается основная мысль текста, затем ключевые слова);

интеллект-карты для повторения домашнего задания (для повторения лексики и грамматики).

Рассматривая методические основы применения цифровых интеллект-карт в образовательном процессе по иностранному языку, стоит подчеркнуть, что они особенно эффективны при работе с лексическим материалом – могут использоваться для введения и закрепления новой лексики, а также контроля степени ее усвоения. Цифровая интеллект-карта может найти применение в качестве опоры при выполнении различных видов упражнений: подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, исключение лишнего, формирование ассоциаций, заполнение пропусков, описание героев, распространение предложений, составление пар слов и т.д.

При подготовке цифровых интеллект-карт для уроков английского языка в старших классах педагог должен владеть методикой их разработки, понимать природу мышления, приемы эффективного запоминания и мн.др. При прохождении новой темы учителю следует заранее составить свою мыслительную карту, чтобы не только охватить всю лексику, входящую в подлежащий изучению материал, но и предусмотреть различные ассоциации, которые могут возникнуть у учеников. Можно составить интеллект-карту на занятии вместе с учащимися или дать это задание как индивидуальное, а также организовать работу в группе или в паре. При этом интеллект-карта, формируемая вместе с учащимися на занятии, может отличаться оригинала, заранее сделанного учителем, т.к. у каждого человека возникают свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

Выделяя преимущества использования цифровых интеллект-карт для формирования и развития лексической компетенции с точки зрения учеников, можно говорить о том, что с их помощью учащийся самостоятельно вспоминает или находит слово, активизируя процессы памяти и мышления, а представление лексики в виде картинок задействует набор навыков, характерных для левого и правого полушария мозга. Кроме того, визуализация лексики облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова, помогая формировать ассоциативное поле усвоения лексического материала.

Использование цифровых интеллект-карт на уроках английского языка в старших классах позволяет создать мотивацию к овладению иностранным языком, организовать индивидуальную, групповую и коллективную работу, сконструировать учебное содержание согласно специфике изучаемой темы, осуществить дифференцированный подход к каждому учащемуся, правильно организовать самостоятельную работу обучаемых (в том числе, научив их пользоваться словарями, справочниками и т.д.) и развивать творческие, интеллектуальные и ассоциативные способности учеников, а также их мышление, внимание, память. Все это оказывается особенно эффективным при формировании у учащихся лексической иноязычной компетенции.

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

С.П. Хорошилова

Источники

Безрукавая М.В. Использование интеллект-карт при обучении // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ, 2014, № 3-4(63-64). – С. 73-77.

Иванова Н.К. Интеллектуальные карты при изучении иностранного языка: новые горизонты для ученика и преподавателя // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. – Иваново, 2013. – С. 268-269.

Павлова И.П., Базанова Е.М. Задачи формирования иноязычной лексической компетенции и современные средства их решения // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2013, № 12(627). – С. 59-74.

Хитова Т.А. Методика использования электронных интеллект-карт и электронных интеллект-боксов при обучении иностранному языку // Успехи современной. науки, 2017, № 1(1). – С. 106-109

Штиглуз Л.Б., Гилимшина В.Р. Формирование речевой лексической компетенции в классе основной школы // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков, 2017, № 13. – С. 255-261.

Harmer J. The Practice of English Language Teaching (3d edition). – Harlow: Pearson Education, 2001. – 371 p.

Просмотров работы: 35