ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ.

Абдуллова А.И. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Молодежь – исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой. В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет. Это солидная часть потенциальной рабочей силы, составляющая на конец 2018 года 25,5% экономически активного населения.

Молодые люди – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит её последующее развитие. Молодежь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь. Поэтому очень важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.

По мнению Качалкиной: безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица представляется как избыточное предложение рабочей силы по сравнению со спросом на нее. Важно отметить, что к безработным обычно относят не только тех, кого увольняют по разным причинам, но и тех, кто добровольно уходит и пытается найти новую работу. Структура безработицы по ее причинам состоит из четырех основных категорий: те, кто потерял работу в результате сокращения, добровольно отказываются от своей работы, выходят на рынок труда после перерыва, впервые на рынке труда [3, с. 12-13].

Для регулирования данного вопроса в РФ действует ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Демиденко в своей работе отмечает, что вопрос занятости молодежи является одним из важнейших сегодня. Последствия финансового кризиса 2014 года, санкций и пенсионной реформы затрагивают не только стратегии работы, которые строят молодые люди, но и на их отношение к работе и стимулам. В октябре 2018 г. в Институте социологии ФНИСЦ РАН (Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук) состоялся круглый стол. На нем были представлены первые результаты исследования «Молодежь и её работа», которое включало онлайн-опрос респондентов в возрасте от 18 до 35 лет (N = 3865), а также подробные интервью с молодыми людьми и девочками из разных регионов страны. Дискуссия была построена вокруг основных вопросов: проблемы занятости молодежи, адаптация к работе и аспект мобильности, социальная мобильность и волатильность занятости молодежи. [2, с.158] .

Росстат не дает суммарный процент безработной молодежи к экономически активному населению (за 2016 год численность экономически активного населения составила 76.7 млн. человек, или 52 % от общей численности населения страны но имеется статистика по возрастным группам за 2015 год. В первой группе 14-19 лет, процентный показатель составляет 4,7 %, или 199 тысячи человек, во второй группе 20-24 года - 19,8 %, или 842 тысячи человек и наконец 16,1 % (688 тысяч безработных) среди 25-30 летних. Если просуммировать процент второй и третьей групп, то мы получаем 35,9 % безработных молодых людей - это граждане от 20 до 30 лет . Довольно внушительная цифра, учитывая что данный возраст наиболее продуктивный для рынка труда. Среди безработных (по методологии МОТ) в феврале 2017 г. доля молодежи до 25 лет составила 21,0 % . При среднем уровне безработицы по России в тот же период в 5,6 %, коэффициент превышения уровня безработицы среди молодёжи возрастной группы 15-24 лет, по сравнению со средним уровнем по стране, составил 3,8 раза.

По мнению Константина Павловича Кучмы: существует несколько различных видов безработицы.
1. Безработица ожидания (вынужденная безработица) – возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне оплаты труда, но не в силах найти работу. Причиной может являться нарушение равновесия на рынке труда. Происходит это из-за негибкости заработной платы, вследствие различных причин. Выделяют несколько разновидностей вынужденной безработицы: − циклическая – представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы; − сезонная – характерна для некоторых отраслей экономики и зависит от колебаний уровня экономической активности в течение одного года; − технологическая – связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

2. Добровольная безработица – связана с нежеланием людей работать в связи с различными причинами, к примеру, в условиях понижения заработной платы.

3. Структурная безработица – обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Существует два типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

4. Институциональная безработица – возникает в случае вмешательства государственных органов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от сформированных в естественном рыночном хозяйстве.

5. Неустойчивая безработица – связана с временными причинами, к примеру, увольнение в сезонных отраслях промышленности.

6. Фрикционная безработица – появляется во время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его больше, чем прежнее рабочее место.

7. Маргинальная безработица – безработица слабо защищенных слоев населения и социальных низов.

8. Зарегистрированная – незанятое население, официально взятое на учет.

9. Скрытая: − формально занятые, но фактически безработные лица; − наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных [4, с. 79-80].

В фундаментальной социологии сказано, что Вчерашние выпускники учебных заведений ежегодно пополняют экономически активное население страны.

Роль молодежи в сфере занятости, ее рабочая сила остается высокой - около 3/4 молодых людей, занятых в народном хозяйстве, прошли профессиональную подготовку. Однако это не исключает роста безработицы среди молодежи, значительная часть которой находится в государственном секторе. «Скрытая безработица» набирает обороты из-за перерывов в работе предприятий, вынужденных отпусков и сокращения рабочих недель [6, с. 826].

Отметим, что при сложившейся ситуации молодых людей с высшим образованием насчитывается больше, чем с начальным профессиональным, что можно увидеть в отчете Федеральной службы государственной статистики. В 2015 г. на рынок труда вышел 27661 выпускник образовательных учреждений очной формы обучения, из которых 11293 человек, или 40,8 % - выпускники вузов, 8733 человек, или 31,5 % - выпускники средних учебных заведений и 7635 человек, или 27,6 % - выпускники учреждений начального профессионального образования . Возникает вопрос, почему на фоне такого положительного расклада такой высокий уровень безработицы? Очевидно, что молодые специалисты - это надежда любого развитого государства. Кроме того, во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы.

Гильманов, рассмотрела роль вуза в трудоустройстве выпускников и отметила, что уровень занятости выпускников вузов по полученной специальности является одним из ключевых критериев оценки эффективности образовательного учреждения. Успешность трудоустройства выпускников, их значение в Германии расценивается как основной показатель качества профессионального образования в высшей школе. В результате каждый немецкий университет делает все возможное, чтобы поддержать своих выпускников в трудоустройстве. Согласно опросу выпускников гуманитарных специальностей, через год после обучения доля работников составила 88,7% (52% выпускников работают по специальности). Показатели факультета естественных наук и математики: 92,2% трудоустроены, 73,5% работают по специальности. Среди выпускников медицинских вузов 96,2% работают по профессии. Кроме того, Боннский университет формирует список более или менее востребованных профессий, согласно которому расширяется количество мест в востребованных факультетах и закрываются неэффективные специальности. В Боннском университете успешно работают различные организации, агентства и комитеты, цель которых - помочь студентам и выпускникам в выборе профессии, учебе и поиске работы. [1,с.134].
Согласно проведенному анкетированию, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в вопросе «как вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?», 35% выбрали государство и 29% выбрали работодателей, 17% выбрали ответ «молодежь», 8,8% дали ответы «учебные заведения» и «биржи труда». Таким образом, молодые люди в больше степени считают, что ответственность за отсутствие рабочих мест, несёт государство.

Во-вторых, На вопрос «на кого молодые люди должны рассчитывать при устройстве на работу» 61,8% выбрали ответ на «собственные силы», 17,6% «учебное заведение», 14,7% «Содействие родственников\друзей». Исходя из этого, можно сказать, что молодые люди не рассчитывают на помощь окружающих и надеются на собственные силы, но молодые люди также не оставляют без внимания роль учебного заведения, в котором получили образование, и наличие связей родственников и друзей.

В-третьих, данные опроса показали, что наибольшим препятствием при поиске рабочего места является отсутствие практического опыта, что говорит о несовершенстве образовательной системы. А второй по популярности ответ «недостаток образования» свидетельствует о его недоступности.

В своей работе Макаров высказал мнение решение проблемы безработицы среди молодежи должно стать одним из ключевых направлений государственной социальной политики. Необходимо разработать четкий механизм взаимодействия федеральных, региональных, муниципальных, учреждений профессионального образования, работодателей, общественных организаций. Достижению этой цели могут способствовать:

- создание необходимого количества специализированных учреждений, занимающихся трудоустройством, профессиональной ориентацией и психологической поддержкой молодежи;

- восстановление современной системы для университетов по таким специальностям, которые отвечают требованиям времени и условиям существующего рынка труда;

- настройка параметров численности выпускников с учетом динамики спроса на работу в регионе.

Особое внимание следует уделить деятельности учреждений профессионального образования по подготовке специалистов. Университеты, чтобы обеспечить высококвалифицированного специалиста, должны: внедрить высокие стандарты качества обучения, повысить практическую направленность обучения, осуществлять мониторинг рынка труда и готовить специалистов в соответствующих областях; установить тесные связи с работодателями; повысить трудоустройство выпускников (с помощью университетских центров занятости) " [5, с.190-192].

Таким образом, анализируя проблему безработицы среди молодежи можно сделать вывод, что основным способом преодоления социальной напряженности на рынке труда должно стать государственная социальная политика. Необходимо выработать четкий механизм взаимодействия федеральных, региональных, муниципальных органов власти, учреждений профессионального образования, работодателей, общественных организаций в создании благоприятных условий для реализации конституционного права молодежи на труд.

Список использованной литературы

Гильманов, А. З. Роль вуза в трудоустройстве выпускников: опыт Боннского университета / А. З. Гильманов, С. О. Коваленко // Социс. – 2015. – № 1. – С. 134-135.

Демиденко, С. Ю. Молодежь и её работа: конструирование трудовой биографии/ С. Ю. Демиденко // Социс. – 2019. – № 4. – С. 158-161.

Качалкина, Я. Н. Безработица в России. Общие понятия и методы борьбы с ней / Я. Н. Качалкина // Актуальные вопросы экономических наук. – 2014. – № 36. – С. 12-16.

Кучма, К. П. Безработица: виды, причины и пути решения / К. П. Кучма // Социально – экономические явления и процессы. – 2015. – № 7. – С. 77-83.

Макаров В. В. Безработица молодежи как социальная проблема // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 190-192. — URL https://moluch.ru/archive/181/46727/ (дата обращения: 26.11.2019).

Фундаментальная социология. В 15т. Т. 9. Возрасты человеческой жизни / ред. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : Инфра – М, 2004. – 739 с.

Просмотров работы: 60