РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Марковцева Н.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский госудасртвенный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема развития волевой регуляции личности остается актуальной в современной науке, поскольку предпосылки ее становления включают развитие способности контролировать собственное поведение в связи с необходимостью успешного интегрирования в общественные отношения. Значимость этой проблемы обусловлена изменениями в образовании Российской Федерации, необходимостью решения вопросов полноценного развития личности и повышения эффективности и качества образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для обучающегося недостаточно овладеть только знаниями. Для него важно научиться пользоваться ими, иметь ценностные ориентиры, владеть жизненными компетентностями, которые нужны для успешной самореализации в жизни. Это возможно при условии развития волевого поведения обучающегося в процессе его подготовки к самостоятельной жизни и самореализации в современном обществе.

Воля проявляется в целенаправленных действиях. Волевое действие – действие осознанное, целенаправленное, преднамеренное, принятое к осуществлению по собственному сознательному решению; оно необходимо по социальным (внешним), или личным (внутренним) причинам, то есть имеет основания, по которым оно принимается к исполнению. Это действие, которому свойственен дефицит побуждения или торможения; исходной силы мотива недостаточно для того, чтобы это действие начать, поддержать или прекратить.

Волевая регуляция становится возможной благодаря выполнению регулирующей функции воли. Волевая регуляция – это частный вид произвольного управления человеком своим поведением [1; 2]. Она характеризуется использованием волевых усилий, которые направлены на преодоление препятствий и трудностей. Человек может регулировать: 1) действия (по параметрам скорости, темпа, силы, ритмичности, продолжительности, амплитуды и т.п.), 2) физиологические и психические состояния (тормозить нежелательные и активировать желаемые), 3) психические процессы (организовывать их в систему в соответствии с задачами деятельности).

Волевая регуляция проявляется через волевые состояния (состояние мобилизационной готовности, сосредоточенности, решительности, сдержанности и др.). Волевые состояния не сводятся к волевым качествам. Вместе с эмоциональной регуляцией, волевая регуляция образует так называемую регуляторную сферу психики человека.

Особую актуальность вопрос развития волевой регуляции приобретает в младшем школьном возрасте, когда дети овладевают умениями контролировать свое поведение в связи с новыми социальными условиями. Успешность социальной адаптации ребенка к школе в значительной степени зависит от уровня развития волевой регуляции. Именно воля помогает младшему школьнику в достижении поставленных целей, формировании усидчивости, внимательности, а также помогает ему управлять своим поведением. Воля помогает младшему школьнику сохранять цель обучения, а также именно благодаря воле ребенок конструирует свое поведение в коллективе в соответствии с этическими нормами и предлагаемыми образцами.

Анализ научной литературы позволяет выделить три основных направления возможного развития волевой регуляции в младшем школьном возрасте, а именно: в связи с развитием мотивации; формированием у ребенка осознанного отношения к своей деятельности и поведения; и речевым развитием [2; 3].

Таким образом, младший школьный возраст выступает сензитивным периодом для развития волевой регуляции, что обеспечивается психологическими особенностями данного возраста. В младшем школьном возрасте воля ребенка становится отправным ориентиром в сфере управления поведением. В младшем школьном возрасте воля ребенка становится отправным ориентиром в сфере управления поведением. Именно воля помогает школьнику в достижении поставленных целей, формировании усидчивости, внимательности, а также помогает ему управлять своим поведением. Воля помогает младшему школьнику сохранять цель обучения, а также именно благодаря воле ребенок конструирует свое поведение в коллективе в соответствии с этическими нормами и предлагаемыми образцами. Волевая регуляция поведения младшего школьника определяется развитием умения самостоятельно ставить цель деятельности, намечать пути ее достижения, то есть проявлением интеллектуально-волевых действий. Поэтому для развития мотивации волевого поведения психологи предлагают обучать детей младшего школьного возраста умению строить модель своего действия, с помощью которой можно сравнить результат с первичной целью и установить причины невыполнения той или иной операции действия.

Список литературы:

Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие / В. А. Иванников - Спб.: Питер, 2006. – 208 с.

Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Психол. журн., 2002. - Т. 23. - № 6.- с.5-18.

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования /Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

Просмотров работы: 106