ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(1993-2019 ГГ.) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(1993-2019 ГГ.)

Салимов Д.Р. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В конце 80-х гг. разрушение монополии КПСС, порождает изменения в сфере советского избирательного права. В 1990 году прошли выборы народных депутатов РСФСР, в 1991 году – выборы президента РСФСР. Однако в декабре 1991 СССР прекратил свое существование. Вследствие этого возникла необходимость реформирования системы законодательства, в том числе и избирательного.

С этого момента стали активно издаваться Законы, вносящие изменения и дополнения в Законы РСФСР, касающиеся избирательного права. Например такие как – «Закон РФ от 17 января 1992 года № 2206-I «О внесении дополнений в Закон РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 5. Ст. 183)», который ограничивал сроки признания недействительными полномочия избранного народного депутата РСФСР годом с момента его избрания. Или, например, «Закон РФ от 3 июля 1992 года № 3199-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 34. Ст. 1969)», в котором из наиболее важных изменений можно выделить то, что он отменял предварительное уведомление избирательных комиссий о направлении наблюдателей, так же он устанавливал условие, при котором в голосовании должны принять участие не менее 25% от общего числа избирателей.

Таким образом с момента распада СССР в сфере избирательного законодательства начался процесс демократизации выборов.

Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента РФ от 21 сентября 1993 г.) , когда события 3—4 октября 1993 г. выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган страны — Федеральное Собрание.Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т. д.).

Впоследствии в 90-е гг. было издано множество нормативных актов, регулирующих избирательный процесс.

В начале 2000-х годов политика государства была нацелена на резкое усиление контроля федерального центра над регионами, и избирательное законодательство стало неотъемлемой частью реализации этого курса.Согласно Федеральному закону от 01 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», только политические партии сохраняли право на участие в выборах. Теперь чтобы получить статус политической партии, вместо установленной фактически символической численности, которая подразумевала наличие нескольких учредителей, было необходимо иметь минимальную численность в 10 тысяч членов. По итогу данной реформы к концу 2003 года число партий в стране составило лишь 44 партии, а в 2004 это число достигло своего максимума – 46 партий.

Однако, с 2012 года численный минимум партий составит 500 членов, а одним из обязательных условий станет наличие региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ.

В сентябре 2004 года было объявлено о предстоящей отмене прямых выборов губернаторов и переходе с 2007 года от смешанной к полностью пропорциональной избирательной системе.Таким образом, регионы лишались своих прямых непосредственных представителей в Государственной Думе РФ, и сохраняли лишь опосредованное представительство через привязанные к регионам группы партийных списков. Главным бенефициаром этих изменений было федеральное руководство политических партий.

В соответствии с пропорциональной системой места в парламенте распределяются между партиями по спискам их членов полученным на выборах по общегосударственному округу голосам. В результате небольшие политические партии, которые не пользуются особой популярностью в какой-либо определенной части страны имеют возможность суммарно набрать по всей стране достаточное количество голосов для прохождения в парламент.

Но в свою очередь пропорциональная избирательная система имеет ряд минусов, таких как: слабая связь депутата и избирателей, чрезмерная многопартийность и зависимость депутата от партийных руководителей.

1 июня 2017 года в избирательный процесс были внесены существенные изменения. Вступили в силу федеральные законы № 103-Ф3 «О внесении изменений в федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и № 104-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данные законы включали в себя такие нововведения как голосование по месту нахождения, то есть теперь гражданин, находясь в день голосования вне места своего жительства, мог подать заявление о включении его в список избирателей по месту своего нахождения. Далее присутствует положение о формировании избирательных участков, то есть Федеральный закон № 104-Ф3 устанавливал, что избирательные участки, сформированные на 5 лет, считаются действующими на постоянной основе. Новое положение о формировании избирательных комиссий предусматривало то, что если срок избирательной комиссии подходил к концу в момент проведения избирательной компании, набор нового состава комиссии не производится до дня официального опубликования результатов выборов. Так же затрагивается гласность и деятельность комиссий, что подразумевает обновленный порядок распределения наблюдателей на избирательных участках.

Избирательное законодательство в 2019 году пополнилось следующими изменениями:Отдельным гражданам с временной регистрацией предоставлено право голосовать на региональных выборах и референдумах (Речь идет о гражданах, не имеющих регистрации по месту жительства на территории РФ и зарегистрированных по месту пребывания не менее чем за 3 месяца до дня голосования, в случае подачи заявления о включении в список избирателей, участников референдума.); Устанавливается порядок включения избирателей, работающих вахтовым методом, в списки избирателей аналогичный порядку включения в списки избирателей лиц, находящихся в местах временного пребывания; МВД России наделяется правом проводить проверку в отношении лиц, назначаемых членами комиссий, и представлять по ним сведения об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах; Субъектам РФ предоставляется право устанавливать региональным законом иной срок полномочий участковой комиссии (не менее 1 года и не более 5 лет) вместо установленного в настоящее время пятилетнего срока полномочий участковой избирательной комиссии. Данные изменения являются положениями Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ; Постановление ЦИК России от 17.06.2019 N 205/1566-7.

Так же в 2019 претерпел изменения сам процесс голосования ввиду движения прогресса. Вступает в силу Закон об экспериментальном голосовании на цифровых избирательных участках на выборах в Москве 8 сентября 2019 года.

Цифровыми избирательными участками, согласно закону, являются:

- избирательные участки, определенные ЦИК России для обеспечения голосования граждан РФ, находящихся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, и оснащенные в этих целях техническими средствами в соответствии с перечнем таких средств, утвержденным ЦИК России;

- избирательные участки, дополнительно образованные Мосгоризбиркомом в целях создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 55 дней до дня голосования на территории города Москвы, если это предусмотрено решением ЦИК России об утверждении перечня цифровых избирательных участков, на срок, установленный указанным решением.

Для участия в голосовании на цифровом участке избирателю не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня голосования посредством портала госуслуг следует подать заявление о включении в список избирателей.

Определение порядка голосования на цифровом избирательном участке, оформления и хранения связанной с таким голосованием избирательной документации возложено на ЦИК России.

(Федеральный закон от 29.05.2019 N 102-ФЗ).

Но постоянные изменения вносимые в Избирательное законодательство привели к ряду проблем. А именно постоянные изменения привели к тому что эта сфера стала слишком сложной и нестабильной. Стало наблюдаться применение двойных стандартов и это привело к снижению доверия избирателей.

Чрезмерное ужесточение привело к застою политической системы, вызвало недоверие к власти и взаимное отстранение власти и народа.

Список литературы:

Конституция РФ

Научное сообщение: «ПРОБЛЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ» М.В. Сербин https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-izbiratelnogo-prava-rossii/viewer

Научная статья: «РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» Э.Н. Примова https://cyberleninka.ru/article/n/3389787

Статья: «Развитие избирательного законодательства о пассивном избирательном праве в России с 1988 по 1993 г.» Л.А. Нудненко https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwiselawyer.ru%2Fpoleznoe%2F82491-razvitie-izbiratelnogo-zakonodatelstva-passivnom-izbiratelnom-prave-rossii

Статья: «Влияние изменений в избирательном законодательстве за последние 25 лет на избирательную активность граждан» Кузьменко П.С. https://school-science.ru/5/9/34698

Учебник «Конституционное право» А.Е. Козлов https://lawbook.online/page/kozlovp/ist/ist-1--idz-ax267--nf-56.html

Просмотров работы: 70