История изучения шизотипического расстройства началась более 100 лет назад.
Понятие «латентная шизофрения» было введено в 1911 году швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером. Ученый не дал точного определения этому термину, но предположил, что такой диагноз можно поставить на основании прошлого пациента. Так, больные с острой формой шизофрении ранее проявляли симптомы латентной формы заболевания.
В дальнейшем различными психиатрическими школами мира описывались состояния, подходящие под понятие «вялотекущей шизофрении». В отечественной психиатрии эта форма заболевания описывалась А. Кронфельдом и А. Розенштайном (1932), Б.Д. Фридман (1933), Г.Е. Сухарева (1959), Д.Е. Мелехова (1963) и др.
Концепция вялотекущей шизофрении была предложена в 1969 году профессором А.В. Снежневским, и она базировалась на модели латентной шизофрении Э. Блейлера.
Другие исследователи - Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаумом – провели ряд экспериментов с целью изучить у больных вялотекущей шизофренией агнозии. Результаты этих исследований показали, что у ряда больных с органическим поражением мозга различного генеза агнозии проявлялась в одинаковом специфическом виде: больные не могли осуществлять синтеза частей воспринимаемого объекта и способны были описать только отдельные его признаки.
Они были способны точно различить различные части предмета, описывая их в разных формах и конфигурациях (например, «кольцо», «шар», «стержень», «прямоугольник» и т.д.), и даже могли изобразить, скопировать его, но не способны соединить описываемые части в единое целое.
Такая способность объяснять отдельные признаки предмета сохранялась у больных даже при проведении эксперимента в сложной форме – при быстром предъявлении изображений объектов при помощи тахископа.
Важно отметить, что даже при сохранном интеллекте и полном понимании инструкций больные не были способны узнать предмет, то есть, не могли объединить воспринимаемые ими разрозненно элементы в единый объект.
Процесс восприятия у таких больных носит скорее характер отгадывания, чем узнавания.
Например, они не сразу понимают содержание картины – прежде чем сделать догадку о том, что, как им кажется, представлено на ней, они долго изучают отдельные детали и только спустя некоторое время делают предположение о том, что перед ними. Для окончательного же ответа им необходимы подсказки, подтверждающие правильность их выводов.
А. Р. Лурия описывал процесс зрительного восприятия больных с агнозиями как расшифровку и угадывание признаков и деталей, с целью попытки в дальнейшем объединить их в единое целое.
Таким образом, агнозия у больных шизофренией выражена в виде нарушения смысловой стороны восприятия, целостного восприятия объектов, обобщения признаков и их условности.
Понимание механизмов и причин возникновения агнозий позволит определить способы компенсации этого дефекта. Узнаванию способствует включение объекта в соответствующий ему круг значений. Например, в случае, когда больной не может узнать на рисунке кота, экспериментатор может подсказать: «покажите, где здесь кот», это позволит больному подтвердить свои догадки о воспринимаемом объекте.
Шизотипическое расстройство по МКБ-10 характеризуется эксцентричностью, отрешенностью, сдержанным аффектом, склонностью к социальной отгороженности, магическому мышлению, подозрительности или параноидным идеям, навязчивым мыслям с часто агрессивным содержанием, деперсонализацией или дереализацией, соматосенсорными иллюзиями, квази-психотическими эпизодами с галлюцинациями, бредоподобными идеями. Все эти проявления напоминают симптомы, сопровождающие течение шизофрении, но ни на одной из стадий характерные для шизофрении нарушения не наблюдаются.
Агнозия у больных шизофренией выражена в виде нарушения смысловой стороны восприятия, целостного восприятия объектов, обобщения признаков и их условности.
Нарушения личностного компонента восприятия у больных шизотипическим расстройством личности
По результатам экспериментов учеными были сделаны следующие выводы:
1) при агнозиях ярко проявляется ступенчатость расстройствам восприятия: больные крайне плохо различали схематичные, контурные и пунктирные изображения, несколько лучше – рисунки предметов, ещё лучше – модели, и ещё лучше – реальные предметы;
2) больные значительно лучше воспринимают объекты, помещенные в фон, который мог бы дать подсказку о свойствах предмета;
3) они осознают разрозненность представленных изображений, но не способны осмыслить целостный объект или отнести его к какой-то категории предметов или явлений.
К завершению, хотелось бы уточнить, что понятие «латентная шизофрения» было введено в 1911 году швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером. Ученый не дал точного определения этому термину, но предположил, что такой диагноз можно поставить на основании прошлого пациента. Так, больные с острой формой шизофрении ранее проявляли симптомы латентной формы заболевания.
В дальнейшем различными психиатрическими школами мира описывались состояния, подходящие под понятие «вялотекущей шизофрении». В отечественной психиатрии эта форма заболевания описывалась А. Кронфельдом и А. Розенштайном (1932), Б.Д. Фридман (1933), Г.Е. Сухарева (1959), Д.Е. Мелехова (1963) и др.
Концепция вялотекущей шизофрении была предложена в 1969 году профессором А.В. Снежневским, и она базировалась на модели латентной шизофрении Э. Блейлера.
Список источников
Антропов Ю.А. Основы диагностики психических расстройств: рук. для врачей / Ю.А. Антропов, А.Ю. Антропов, Н.Г. Незнанов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 384 с.
Аверин В.А. Психология личности DOC. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2009.
Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. – СПб.: Питер, 2012.
Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 2012. – 301 с.
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 2007. Т.16. № 3. С.90 – 101.