Нарушение памяти у больных сосудистой патологией - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Нарушение памяти у больных сосудистой патологией

Гречко М.В. 1
1Ставропольский Государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение памяти и ее нарушений привлекает интерес ученых уже на протяжении многих лет. Исследованием нарушением памяти занимались известные отечественные (С.С.Корсаков, В.А. Гиляровский, Р.Я., Л.Т. Попова, М. Климковский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник и др.) и зарубежные (В. Пенфилд, В. Сковилл и Б. Милнер, Ж. Барбизе, и др.) ученые. Данная проблема остается актуальной и по сей день. При различных нарушениях памяти следует и изменение поведения человека, снижается его продуктивность при выполнении различных задач.

Наличие сосудистой патологии свидетельствует о недостаточности кровоснабжения головного мозга и как следствие, гибели нейронов головного мозга. В начале заболевания отмечаются общая слабость, астенические состояния, головные боли и ухудшение запоминания информации. Исследования нарушений памяти у больных сосудистой патологией позволяют не только выявить нарушения в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации, но и оценить уровень поражения анатомических структур головного мозга и разработать программу реабилитации для больного.

В настоящее время в психологической науке существует несколько подходов к исследованию нарушений памяти. С позиции отечественных психологов, память выступает как организованная деятельность, которая зависит таких факторов как: уровень развития познавательных процессов, мотивации и динамических компонентов. Из-за чего, при различных психических заболеваниях, изменение каждого из этих компонентов, в том числе и нарушение самой функции опосредования, могут обуславливать нарушение мнестической деятельности. Исследования направленные на изучение патологии памяти разделяются на три основных направления:

Клиническое направление (С.С.Корсаков, В.А. Гиляровский, Р.Я. Голант и др.) – представители данного направления связали расстройства памяти с определенными синдромами, нозологическими единицами, они не ставили перед собой цели раскрытия психологических механизмов;

Психофизиологическое или нейропсихологическое направление (Л.Т. Попова, М. Климковский, А.Р. Лурия и др.) – представители этого направления занимались анализом психофизиологических механизмов памяти, изучали природу мнестических механизмов при различных поражениях головного мозга, влияние различных поражений ЦНС на мнестические механизмы;

Психологическое направление (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник и др.) – данное направление рассматривали в основном организацию памяти и ее нарушения, особенности мнестических процессов при различных психических расстройствах.

С позиции деятельностного подхода (Б.В. Зейгарник,А.Н. Леонтьев,А.Р Лурия и др.) наиболее важными выступают вопросы о:

структуре мнестической деятельности;

строении процессов опосредованного и непосредственного запоминания;

динамике мнестического процесса;

мотивационном компоненте памяти.

Амнестические синдромы имеют сложную структуру, из-за чего, в них сложно вычленить отдельные характеристики, совокупность которых важно при проведении диагностики (особенно при проведении дифференциальной диагностики), однако при экспериментальном исследовании, достаточно легко справиться с этой задачей.

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе Ставропольской краевой клиническая специализированная психиатрическая больница №1 и Клиники пограничных состояний СтГМУ. В нем приняли участие 10 человек.

Для диагностики сохранения информации и воспроизведения нами были использованы методики: “10 Слов” и “Пиктограмма” А.Р.Лурия.

Перейдем к результатам экспериментального исследования. В ходе нашего исследования непосредственного запоминания мы выявили у обследуемых больных сосудистой патологией нарушения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. При обследовании непосредственного запоминания большинство обследуемых лучше всего запоминали первый и последний стимул. При исследовании опосредованного запоминания информации у большинства обследуемых грубых нарушений не обнаружено, у некоторых наблюдались незначительные снижения. При использовании методики “Пиктограмма” нам удалось выявить, что больные сосудистой патологией чаще всего обозначают понятия конкретными образами, не опираясь на какие-то значимые признаки объекта, и не детализируя его. Также, обследуемые крайне редко использовали при описании какого-то понятия изображения какой-либо ситуации, подходящей под предъявляемый стимул. Обследуемые чаще использовали описания с помощью “человечков” с обозначением частей тела в виде простых линий, не придавая им объем и не детализируя их. Больные использовали при описании изображения лиц, не детализируя их, изображая улыбку или грусть, использовали только линии.

Список литературы.

Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. - М., 1964.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Издательство московского университета, 1968.

Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (нарушения памяти при глубинных поражениях мозга). Москва. "Педагогика". 1976 г.

Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.

Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 1974.

Просмотров работы: 18