Психологические механизмы влияния секты на сознание человека - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психологические механизмы влияния секты на сознание человека

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема сектантства, которая по своей сути не является новой, приобретает в современном российском обществе все большую актуальность. Со временем она становится объектом особого внимания представителей разных сфер жизни общества: психологов, социологов, юристов, теологов, культурологов, философов и др.

Среди работ психологов и психиатров, затрагивавших вопрос сектантства можно отметить исследования В.В. Целиковой, Н.А. Орла, Р.А. Прокопишина, Т.С. Кабаченко, Т.М. Сулейманова. В.Ю. Бирюковым.

Социологические концепции и исследования по теме культов в основном принадлежат зарубежным авторам. Среди них наиболее значимые работы Д. Нэльсона, Р Нибура, Б. Джонсона, Р. Старка и В. Бэйнбриджа, К. Кэмпбэлла, М. Интровинье, Э. Баркер, С. Кента. В работах Н.В. Петровой и Я.В. Грусман рассматривается деятельность новых религиозных движений.

Несмотря на огромное количество исследований в данной области, множество вопросов остаются открытыми по причине своей сложности и неоднозначности рассматриваемой проблемы. Сложность заключается, прежде всего, в отсутствии четко определенного, общепринятого понятийного аппарата. Трудности возникают уже на этапе определения того, что именно можно отнести к понятию «секта». Этот термин имеет два варианта этимологии: либо от латинского же sequi - «следовать» (за лидером), либо оно происходит от латинского слова secare - «отсекать» (часть от целого).

Первоначально слово «секта» употребляли для обозначения образования философских школ. Секта первых веков н. э. — название религиозных групп и общин, отколовшихся от господствующей церкви в иудаизме, христианстве, др. религиях, а также их учения. Секты имеют определенные, но исторически подвижные границы. Изначально это группы верующих, объединенных общими взглядами и лишенных церковной иерархии, общеобязательных обрядов и догматов. Со временем многие секты превращаются в церковно-организованную религию. 

В широком смысле секта – это группа людей, пропагандирующих идеи, учение и практику, отличающиеся от общепринятых норм общества. Это говорит том, что не все секты носят разрушительный характер. Истинным же злом для общества является деструктивные секты. Именно о них в большей степени и пойдет речь в данной статье.

Деструктивная секта- это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к сложившимся социальным структурам, культуре, порядку, семье, личности и обществу в целом, практикующая латентное психологическое насилие над своими последователями путем использования определенной методологии.

Слово «методология» - здесь является ключевым. Оно предполагает контроль сознания. Только в деструктивных сектах есть контроль сознания. В сектах мистической и рационалистической направленности его нет.

Стремление к контролю и власти, естественно, не рекламируется. Различные учения, групповые ритуалы, способы спасения предлагаются для того, чтобы за их занавесом скрыть реальные цели, преследуемые сектами. Реальность оказывается противоположной тому, что руководители секты обещают. Например, вместо обещанных сектой свободы, разрешения проблем, «просветления», человек получает отчуждение, контроль над своим сознанием и деперсонализацию. Руководители сект делают членов своими добровольными последователями, проявляющими слепое послушание. Надежда на спасение души в секте способствует потере своего «Я» и формированию готовности ради этого делать все, что требуют. На это рассчитывают руководители сект, вербующие членов и делающих их послушными инструментами реализации своих идей.

Индоктринация является массивным психологическим средством влияния на группу или на отдельного индивидуума с целью навязывания идеи, мнения, системы взглядов, отношения к происходящим событиям и др. Наибольшее значение имеет внедрение стереотипа мышления в рамках определенной парадигмы, появляющееся под воздействием массивного психологического давления. В результате внедрения участники секты попадают в многостороннюю зависимость от группы. Опасность динамики, имеющей место в секте, заключается в том, что психологическая манипуляция не распознаются членами секты по причине того, что происходят незаметно. Поэтому члены секты лишены возможности развить стратегии психологической защиты. У новых участников культа складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Они убеждены в том, что предлагаемые им взгляды соответствует их собственным идеям, нереализованным и неоформленным до момента попадания в секту. Остальные участники секты воспринимаются вновь пришедшими как приятные, всегда готовые прийти на помощь люди. Происходит «бомбардировка» новичков любовью старых членов секты.Нового члена ни на минуту не выпускают из поля зрения и опеки.  Рекомендованная специальными наставлениями такая процедура называется «сандвич» и требует, чтобы новый член группы находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением развлекать его. Стоит отметить, что близкие и друзья не являются серьезным препятствием, мешающим вступлению в секту, в силу того, что их влияние менее сильно, чем влияние членов секты.

Руководство секты внушает чувство страха и вины, которые вызываются организацией покаяния, публичных исповедей под предлогом создания близости и обнаружения тайн, для формировки эмоциональной уязвимости посредством явных и завуалированных угроз, или чередованием наказаний и наград.

Секта любыми способами изолирует адепта, чтобы у него не было возможности или желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.

Стоит отметить, что во многих сектах практикуется техник «лишения сна» завуалированные в духовные упражнения или необходимого психофизического тренинга. Депривация сна пагубным образом влияет на психические процессы человека.

Подводя итоги следует подчеркнуть, что секты в настоящее время представляют серьезную социальную угрозу. Максимальная информированность населения об этой опасности и особенностях происходящего с вовлеченными в секты необходима как предварительное условие мобилизации общественности для организации эффективного противодействия деятельности сект.

Список используемой литературы:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Эра, 1995 

Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bookap. by.ru/psywar/grachev/oglav.shtm

Дудар Н. Социально-психологические составляющие возникновения новых религиозных течений / Материалы круглого стола научно-практической конференции. – К., 2000 .

Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования ("секты") как психолого-психиатрическая проблема. – М., 1999 .

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. — Новосибирск, 1999.

Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки и агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность: практическое пособие. – Минск: Харвест, 2000 

Просмотров работы: 121