Культура в годы Великой Отечественной войны - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Культура в годы Великой Отечественной войны

Аникеев В.А. 1, Ершова О.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу Победе, защите Отечества. Война, как никогда сплотила народы всех национальностей СССР. На фронт добровольцами уходили профессоры и студенты, музыканты и художники, поэты. С оружием в руках сражались свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР на фронтах, в отрядах народного ополчения, в партизанских отрядах. Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками. Не было практически ни одного жанра, в котором так или иначе не отразились бы переживания или события военных лет.

Деятели искусств внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Литература военного времени имела открыто агитационный характер, призывая народ бороться против ненавистного врага.

Поэзия первых дней содержала в себе переживания и чувства человека, который лицом к лицу оказался рядом со смертью, чувствовал ее горячее дыхание. В первые дни войны было написано большое количество патриотических песен.

Одна из самых из популярных песен – «Священная война» А. Александрова сразу же завоевала сердца миллионов людей по всей стране. Главный её смысл – это осознание патриотического долга. Эта песня стала уже в те дни «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», гимном защиты Отечества. Группа Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, которая не смогла выехать на фронт, впервые исполнила эту песню 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале. В газете «Известия» также были опубликованы стихи Евгения Долматовского «Будем крушить разбойничью рать!», Александра Прокофьева, написанные 22 июня в Ленинграде «В поход!», Василия Лебедева-Кумача «Покончим с фашизмом!», Александра Ромма «Смерть врагам Страны Советской!».

Было очень много и других песен военных лет, которые становились духовным оружием фронта и тыла. Главная тема песен этих лет – защита Родины. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Не было, пожалуй, ни одного человека, который не знал бы песен М. Блантера («В лесу прифронтовом» на слова М. Исаковского, «Жди меня на слова К. Симонова). «Песня смелых» В. Белого (текст А. Суркова), «Ой туманы мои, растуманы» В. Захарова (текст М. Исаковского), «Шумел сурово брянский лес» С. Каца (текст А. Софронова), «Песня о Днепре» М. Фрадкина (текст Е. Долматовского), «Заветный камень» (текст А. Жарова) и «Песня защитников Москвы» (текст А. Суркова) Б. Мокроусова, «Самовары-самопалы», «Вася-Василек», «Где орел раскинул крылья» (текст С. Алымова) А. Новикова, «В землянке» К. Листова (текст А. Суркова) и многие другие, которые вошли в золотой фонд советской песенной культуры.

Жанр советской песни в годы великой Отечественной войны стал народным. А это особая великая роль. Именно она должна была поднимать боевой дух солдат и тыла, когда перевернулся мир и в один миг изменилась вся жизнь.

Маршал Советского Союза, Иван Христофорович Баграмян так писал о значимости песен: «Я вспоминаю сорок первый, сорок второй… самые тяжёлые для нас годы. Я обратил внимание на нечто невероятное… в то время было написано очень много песен. Это были хорошие песни: о любви к Отчизне, о ненависти к врагу, о героизме, смелости и воинской дружбе, обо всем, что помогло выжить в то страшное время… Эти песни вели людей на кровавую битву с врагом, которого следует уничтожить, чтобы защитить Родину, ради будущего наших детей, счастья и цивилизованного мира. Песня всегда достигала своей благородной цели, через мелодию и слова нам было гораздо легче выражать свои чувства» [3].

Многие песни, звучавшие во время войны, были написаны до неё. Например, песня «Три танкиста» родилась ещё в 1938 г. Слова к песни были придуманы Борисом Ласкиным, а музыку к ней написали братья Дмитрий и Даниил Покрассы. Как никогда в военные годы песня возродилась и начала звучать с новой силой, хотя изначально пелось в ней о военных действиях на Дальнем Востоке.

Советский журналист Матвей (Мордехай) Блантер, служивший при дивизии маршала Ворошилова, считался одним из самых любимых советских композиторов в военные годы. Именно им написаны тексты песен, которые знал почти каждый боец: «Катюша» (1939), «Моя любимая» (1941), В лесу прифронтовом» (1942), «От Москвы до Бреста» (1944), «Враги сожгли родную хату» (1945).

Все песни уникальны по своей истории создания. У каждой песни, родившейся в военные годы, своя история, свой путь, и своя судьба.

Наиболее известной песней времен Великой Отечественной войны стала песня «Катюша», на музыку Матвея (Мордехая) Блантера, слова Михаила Исаковского. Эта песня была написана ещё до нападения Германии на Советский Союз в 1938 г. Эта песня о бесстрашной девушке Катюше-разведчице, медсестре, партизанке, которая волнуется за любимого защитника Родины и ждёт его с войны. У этой песни есть замечательное продолжение. В Смоленской области на высоком берегу реки Угры, где рос Михаил Исаковский, был поставлен памятник «Катюше».

Изначально, стихотворение «В землянке» не предназначалось даже для печати, но с момента появления песни она сразу была принята всеми. Слова принадлежат поэту Алексею Суркову, это было письмо домой жене. Слова были положены на музыку композитора Константина Листова. Эта песня стала одной из самых чистых и светлых песен о любви.

Всенародно известная песня «Темная ночь» тоже имеет свою историю создания. В 1943 г. режиссер Леонида Луков, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» никак не мог отснять эпизод написания солдатом письма домой. Неожиданно расстроенному режиссеру пришла в голову мысль, что в этом эпизоде должна быть песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Так, благодаря идее режиссера Леонида Лукова, композитора Никите Богословского и поэта Владимира Агатова родилась легендарная песня «Темная ночь». Она не сходила с уст фронтовиков, её пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа, кто на своих плечах вынес тяготы войны, кто верил в Победу, сражался, любил и победил.

Таким образом, песня в годы войны стала духовным оружием фронта и тыла. На фронте рождались многие военные песни. И именно эти песни шли вместе с солдатами по дорогам войны, согревали их на привале, и вместе с ними возвращались домой. Песни стали их боевыми товарищами, они были нужны, как глоток свежего воздуха в жаркий день, они не давали черстветь человеческим чувствам.

Потрясения и ужасы войны родили целое поколение молодых поэтов, их потом называли фронтовыми: Сергей Наровчатов, Юлия Друнина, Михаил Львов, Михаил Луконин, Александр Межиров, Сергей Орлов, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Евгений Винокуров, Мусса Джалиль и многие другие. Они поняли, что любовь к своей родине, к своему Отечеству, на которое посягнул враг, надо доказывать готовностью защищать его до последнего дыхания, до последней капли крови. Многое в жизни, что раньше казалось сложным, стало простым и ясным. Созданные в годы войны поэтические произведения, показывали суровую правду жизни, с её реальными чувствами, эмоциями и переживаниями.

И призывная публицистика, и едкая сатира, и задушевная лирика, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы нашли свое выражение в совместном коллективном опыте тех военных лет. Они выступали мощным поэтическим оружием в борьбе за победу, становились примером непреклонной жизнестойкости и упорства художественного слова.

Известные стихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать суровые военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Именно в самые тяжелые военные месяцы, были созданы почти все поэтические шедевры Симонова. Константин Михайлович Симонов, как и многие молодые люди, с началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Работоспособность, собранность и целеустремленность – вот стиль жизни Симонова. Стиль, который помог ему создать такие уникальные произведения, как «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Будучи военным корреспондентом. Константин Симонов был участником всех фронтов, стал свидетелем последних боев за Берлин. После окончания войны он создал сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

Многие поэты шли на фронт добровольцами или военными корреспондентами, жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.

История еще одного поэта, не любившего говорить о себе. Это поэт Булат Окуджава. Как герой своей популярной песни «До свидания, мальчики» Булат Окуджава со школьной скамьи попал на Северо-Кавказский фронт, где сначала был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Первая его песня «Нам в холодных теплушках не спалось», была написана в 1943 г., текст которой не сохранился. О том, что на войне были его главные жизненные университеты, Окуджава говорил не раз: «У меня большинство стихотворений и песен – военного плана, и это объясняется прежде всего тем, что семнадцати лет, из девятого класса, ушел на фронт. И это было очень страшно. Очень страшно. Тогда стихов не писал, а начал их писать значительно позже. Мои воспоминания шли за мной по пятам и идут. И почему-то у меня всё время – до сих пор – появляются военные стихи и военные песни» [5]. Воспоминания военных лет он пропустил через сердце и создал строки, которые до сих пор помнят во всех республиках.

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 г., как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Круг писателей среднего поколения был довольно узок и часто ограничивался пределами взвода, роты, батальона. Вот некоторые произведения прозаиков среднего поколения: «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Журавлиный крик», «Третья ракета» В. Быкова, «Убиты под Москвой» Воробьёва, «Пастух и пастушка» Астафьева и др.

Именно благодаря богатому литературному наследству в настоящее время мы можем почувствовать дух того времени, ощутить чувства героев книг, прилив патриотизма, понять, насколько страшной была эта война и каковы были её последствия. Но несмотря на все беды, павшие на плечи русского народа, он выстоял. А в этом ему несомненно помогали песни, стихи и музыка, которые давали надежду на новый день и веру в будущее.

С первых дней войны жанры публицистики, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах, радио. Индивидуальное восприятие окружающей действительности, непосредственные впечатления, сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком событий.

Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков и другие писатели-публицисты создали произведения, несущие огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Их творчество способствовало воспитанию масс в духе любви и преданности своей Отчизне.

Тема Родины, патриотического долга перед ней заняла главное место в публицистическом творчестве Алексея Толстого. 27 июня 1941 г. в «Правде» появилась его первая военная статья «Что мы защищаем». В ней автор противопоставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Отчизну от врага. В грозный для страны час слова публициста звучали как призывный набат. 18 октября 1941 г. «Правда» опубликовала его статью «Москве угрожает враг». Начав ее словами «Ни шагу дальше!», писатель-публицист обратился к самым сокровенным патриотическим чувствам каждого советского человека. Исключительного публицистического накала тема Отчизны достигла в статье А. Толстого «Родина», впервые опубликованной 7 ноября 1941 г. в газете «Красная звезда» и перепечатанной затем многими изданиями. Пророческие слова писателя, содержащиеся в этой статье: «Мы сдюжим!», – стали клятвой советских воинов в трудные дни обороны Москвы [2].

В творчестве А. Толстого – и художественном и публицистическом - тесно переплетаются две темы – Родины и внутреннего богатства национального характера русского человека. С наибольшей полнотой это единство воплотилось в «Рассказах Ивана Сударева», первый цикл которых появился в «Красной звезде» в апреле 1942 г., а последний – «Русский характер» – на страницах этой же газеты 7 мая 1944 г.

За годы войны А. Толстой написал около 100 статей, текстов для выступлений на митингах и собраниях. Многие из них звучали по радио, публиковались в газетах.

23 июня 1941 г. – на второй день Великой Отечественной войны – началась публицистическая деятельность Ильи Эренбурга военного периода. Его статья «В первый день», появившаяся в печати, пронизана высоким гражданским пафосом, стремлением вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня И. Эренбург по приглашению редакции «Красной звезды» пришел в газету и в тот же день написал статью «Гитлеровская орда», которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публиковались также во многих центральных и фронтовых газетах.

Свою главную задачу публицист видел в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его поработить, уничтожить. Статьи И. Эренбурга «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Киев», «Одесса», «Харьков» и другие вытравляли из сознания советских людей благодушие, обостряли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключительной конкретности. Публицистика Эренбурга содержала неопровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев.

Особого накала публицистика Ильи Эренбурга достигла в кризисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 г. «Красная звезда» опубликовала его статью «Выстоять!». Этот страстный клич стал ведущей темой статей «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Испытание».

За годы Великой Отечественной войны Эренбург написал около 1,5 тыс. памфлетов, статей, корреспонденции, вышли в свет 4 тома его памфлетов и статей под названием «Война».

Первый том, изданный в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в котором с исключительной разоблачительной силой созданы образы фашистских главарей – Гитлера, Геринга, Геббельса, Гитлера.

В годы Великой Отечественной войны заметное развитие получила фотопублицистика. Объектив фотоаппарата запечатлел неповторимые события истории и героические поступки тех, кто сражался за Родину. Имена фотопублицистов «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Комсомольской правды» А. Устинова, М. Калашникова, Б. Кудоярова, Д. Бальтерманца, М. Бернштейна, В. Темина, П. Трошкина, Г. Хомзера, А. Капустянского, С. Лоскутова, Я. Халипа, И. Шагина и многих других встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов.

Усилиями опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 г. стал выпускаться литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание – «Фотогазета», с периодичностью шесть раз в месяц. «Фотогазета» выходила до Дня Победы.

Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания. Сатирические материалы часто появлялись в центральной печати. Так, в «Правде» над ними трудился творческий коллектив, в который входили художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) и поэт С. Маршак. На некоторых фронтах были созданы сатирические журналы «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др.

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки печати на военный лад. На второй день войны стал функционировать авторитетный правительственный информационный орган – Совинформбюро, в короткие сроки была создана система фронтовой печати, которая по своему характеру была многонациональной.

Проблематика советской журналистики периода Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Советской Армии на территориях европейских стран, освобождаемых от фашистской оккупации, и Германии.

Из всего вышеизложенного следует, что публицистика периода Великой Отечественной войны не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели, публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества. Публицистика военной поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению – средоточие величия, беспредельного мужества и преданности советского человека своей Родине.

Происходили изменения и в плакатном искусстве 1941–1945 гг. Советские политические плакаты времен второй мировой войны приобрели особую значимость и актуальность. Страна напрягала последние силы в борьбе с немецкими захватчиками, поэтому плакаты концентрировались на чисто человеческих чувствах – гневе, ярости, страдании, мужественности, стремлении к победе. Особой популярностью пользовались сатирические плакаты выпуска «Боевого карандаша» и «Окон ТАСС», внушавшие защитникам Отечества и народу в неизбежность победы и разгрома фашистской Германии.

Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период Великой Отечественной войны. Также, как и в годы Гражданской войны, он переживал расцвет; кроме того, традиции периода 1917–1921 гг. использовались художниками в период новой войны, причем многие из них поработали в оба периода.

Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием.

Большая часть известных плакатов была создана мастерами поколения войны. Ираклий Моисеевич Тоидзе автор знаменитого плаката «Родина – мать зовёт!», Кокорекин Алексей Алексеевич – автор плаката «За Родину!», с фигурой раненого матроса, бросающего гранату. Плакат Виктора Семеновича Иванова «Пьём воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» проникнут оптимистическим чувством, уверенностью в победе. Фигура молодого человека, пьющего воду из каски, рисуется на пожарном небе чётким силуэтом [12]. Плакаты Иванова скорее напоминают жанровые картины военного времени, но благодаря большей лаконичности, в том числе и цветового строя, всё же остаются плакатами. Некоторые мастера пользовались в своих плакатах приемами фотомонтажа, так, например, Корецкий Виктор Борисович, автор плаката «Воин Красной Армии, спаси!».

Во время войны плакаты выпускались в Москве, блокадном Ленинграде, в Горьком, Иванове, Красноярске, Мурманске, Пензе, Ростове, Саратове, Свердловске, Куйбышеве, Тюмени, Хабаровске, Томске, Челябинске и др. городах. Плакаты создавались в республиках, особенно Армении и Грузии. В 1944 году в залах Государственной Третьяковской галереи в Москве прошла выставка армянского плаката, где выделилось имя художницы-станковистки Мариам Асламазян («Кровь за кровь!»), гравёра Акопа Коджояна, плакаты Василия Сурьянинова. Грузины выпускали большую серию плакатов «Штыком и пером» (Р. Самерджиев, Ш. Бериташвили), в ней участвовали и москвичи – Кукрыниксы, Борис Ефимов, Юлий Ганф. Выпускались плакаты в Казахстане, Туркмении, Узбекистане.

Часть советских агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта «Окна ТАСС», которые стали реинкарнацией Окон РОСТа периода Гражданской. Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах. Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой.

В годы войны широчайшую известность приобрели работы Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). 24 июня москвичи увидели плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. С художниками сотрудничали поэты С. Маршак, Д. Бедный, О. Брик. С. Маршак так прокомментировал плакат Кукрыниксов, разоблачающий бесчеловечную жестокость фашизма «Не нужна мне кровь овечья, а нужна мне человечья».

Наиболее популярными мотивами плакатов Великой Отечественной войны были следующие мотивы:

До последнего патрона!

В атаку! Очень популярный мотив. Использовался в огромном количестве плакатов. В таких плакатах часто изображается разнообразная техника. На плакате с мотивом: «За Родину, за Сталина!», – виден популярный у художников Т-35, на втором плакате виден Пе-2. Иногда вместо самолётов на заднем плане были изображены легендарные герои или полководцы прошлого, а также фигуры Ленина или Сталина.

Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою. В таких плакатах боец часто изображён красным, а неприятель зловеще серым. Неприятель часто был карикатурен.

Карикатура. Здесь Гитлер нередко изображён в виде обезьяны в головном уборе наполеоновских войн. Сравнение Гитлера и Наполеона встречалось неоднократно.

Коллаж: до и после. Плакаты такого типа часто призывали население к конкретным действиям, например, к сбору металлолома.

Динамичный портрет. В таких плакатах, как и в плакатах на тему «Под знамена» и «До последнего патрона», персональность бойца является центральной темой композиции. Бойцы здесь демонстрируют оптимизм и боевой дух.

В искусстве плаката господствует яркий и лаконичный язык, используются определённые живописные приемы. Главари фашизма обязательно изображались так, чтобы внушить к ним отвращение, презрение, показать их моральное убожество, вызвать неодолимое желание уничтожить, изгнать фашистов.

Таким образом, можно проследить изменения, которые происходили в плакатной живописи в течение войны. Период 1941–1942 гг. был временем, когда необходимо было заставить поверить в победу, несмотря на поражения, быть уверенными в завтрашнем дне, в том, что все силы нужны Родине. Потому – частое обращение к героическому прошлому, к историческим примерам, и, к возможному личному трагическому опыту бойцов с призывами не отступать, отомстить. Плакаты пишутся на цветовом контрасте, в основном используются темные цвета (цвета печали, скорби, людского горя).

Период 1943–1944 гг. условно можно назвать «подбадривающим». Теперь у Красной Армии были свои героические примеры, на которых можно «подбадривать» тех, кто воюет на других фронтах, и тех, кто остался в тылу. Победоносный 1945 г. легко отличить в плакатах, они полны ярких красок радости скорой победы, образов улыбающихся бойцов-победителей.

Таким образом, политический агитационный плакат играл большую роль в формировании общественного мышления и развития искусства в годы Великой Отечественной войны.

Список использованных источников.

1. Адамчик В.В. Русское искусство / Адамчик В.В., Адамчик М.В. – М.: АСТ, 2005. – С. 281-306

2. Афанасьева Ю.Н. Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – М.: Советская Россия. – 1985. – 478 с.

3. Баграмян И.Х. Так шли мы к победе. Монография. – М.: Изд-во «Вече», 2015. – 573 с.

4. Гапеева В.И., Кузнецова Э.В. Беседы о советских художниках // Пособие для учащихся. – М.; Л.: Просвещение, 1964. – 198 с.

5. Гройсман Я. Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате / Гросман Я., Корнилова Г. – М.: Музыка, 1989.

6. Зайцев Е.В. Художественная летопись Великой Отечественной. Графика, живопись, театрально-декорационное искусство, народное искусство. – М.: Искусство, 1986. – 495 с.

7. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945. В 6 т. – М., 1959-1965.

8. Народ-победитель: Советская литература о Великой Отечественной войне / Н.С. Пантелеймонов. – Л.: Лениздат, 1985. – 366 с.

9. Русская художественная культура: Учебное пособие / Рапацкая Л.А. – М.: Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

10. Степанян Н. Искусство России ХХ века: Взгляд из 90-х. – М.: Эксмо-пресс, 1999. – 315 с.

11. Суздалев П.К. Искусство в годы Великой Отечественной войны // История советского искусства, Т. 1, 2. – М., 1968. – 468 с.

12. Культурология: Учебник для военных ВУЗов / Ефремова О.Ю. – СПб.: Питер ПРЕСС. – 2017. – 650 с.

Просмотров работы: 7929