Внутриличностный конфликт, генезис и последствия - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Внутриличностный конфликт, генезис и последствия

Евдокимова В.В. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека.

Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающий стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешение.

Данная работа посвящена изучению одной из важнейших тем из курса конфликтологии - «Внутриличностный конфликт». Данная тема особенно актуальна, потому как категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.

Понятие внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Внутриличностный конфликт по утверждению З. Фрейда, может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.

Личность является предельным субъектом конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека это конфликт, и, прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого индивиду никуда не деться.

Внутриличностный конфликт – конфликт внутреннего мира психологии человека в форме столкновения противоположно нацеленных потребностей, ценностей и мотивов (примером внутриличностного конфликта может выступить: выбор между семьей и работой).

Особенности внутриличностного конфликта:

структура конфликта необычная и неоднозначная (субъекты в лице групп людей или отдельных индивидов отсутствуют);

форма протекания и истоки зарождения носит индивидуальный характер в форме тяжелых психологических переживаний сопровождающихся страхом, стрессом и депрессивностью;

латентность и тяжелая диагностика конфликта.

Области проявления конфликта:

когнитивная – заниженная самооценка, торможение принятия решения и осуществления выбора;

поведенческая – грубое общение, отсутствие удовлетворения в деятельности, заниженная оценка начальством;

эмоциональная – повышение эмоциональной напряженности, нигилизм или негативизм в жизни.

Классификация внутриличностного конфликта

По ценностно-мотивационному признаку:

Ролевой (разрыв между несколькими ролями, несоответствие занимаемой роли);

Диссонансный (несоответствие собственной оценки необходимым параметрам);

Адаптационный (сложность профессиональной или социальной адаптации);

Мотивационный (разногласие желаний и личной безопасности);

Нравственный (несоответствие личных и моральных установок, отсутствие компромисса);

Нереализованный (несоответствие обстановки и потребности).

По потребительскому признаку: конфликт норм, ценностей, потребностей или конфликт между несколькими видами социальных предпочтений;

По признаку активности:

Истеричный (борьба между возможностями и желаниями);

Психастенический (конфликт между обязанностью и желанием);

Неврастенический (несоответствие обязанностей возможностям).

Внутриличностные конфликты в психологии.

Внутриличностный конфликт – возникновение глубоких противоречий внутри сознания одного индивидуума.

Результатом этой проблемы становятся:

душевные переживания, ощущение бессилия, загнанности;

неуверенность в себе; желание закрыться от общества;

раздражительность, плаксивость; в самых редких и сложных случаях может привести к суициду.

Первый признак проявления внутриличностного конфликта – это неспособность принять решение в сложной ситуации. Неспособность расставлять в своей жизни приоритеты и отсутствие духа во время движения по выбранному пути провоцируют сложные психологические расстройства. Для того чтобы побороть себя и свои слабости, требуется гораздо больше усилий, чем в борьбе с реальным противником. С реальным оппонентом можно спорить, доказывая свою точку зрения, борясь за свои убеждения. А с собой это проделать не получится до тех пор, пока у человека не сформируется его собственное мнение, пока он не определится, по какому пути ему двигаться дальше в вопросах конкретной проблемы. До этого момента он будет подвержен внутриличностному конфликту, который будет его морально изводить.

Генезис внутриличностного конфликта. Общепринято, что внутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личность окружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только по причине внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Их можно разделить на группы исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

Возникающие как результат перехода объективных противоречий, внешних по отношению к человеку, во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);

Возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), которые отражают отношение личности к окружающей среде.

Е. Донченко и Т. Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:

- психологическое равновесие внутреннего мира личности;

- нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностный конфликт);

- невозможность реализации планов и программ, «разрыв жизни», невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис).

На каждом из этих уровней возможно разрешение противоречия. Эта возможность зависит от того, что человеку необходимо для нормальной жизнедеятельности, каким его потребностям грозит отказ.

Для того, чтобы возник внутриличностный конфликт, необходимо присутствие личностных и ситуативных условий.

Среди личностных условий обычно называют наличие у индивида: сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности; сложной и развитой иерархии потребностей и мотивов; высокого уровня развития чувств и ценностей; сложно организованной и развитой когнитивной структуры, способности индивида к самоанализу и саморефлексии.

Ситуативные условия, которые делают внутриличностный конфликт актуальным, исследованы в работах В. Мерлина. Эти условия внешние и внутренние.

Внешние условия конфликта сводятся к тому, что удовлетворение какихлибо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой.

Внутренний конфликт возникает тогда, когда внешние обстоятельства порождают определенные внутренние условия.

Внутренние условия конфликта сводятся к противоречию между различными сторонами личности. При этом:

- эти стороны должны быть значимыми;

- они должны иметь приблизительно равную значимость для личности;

- личность должна осознавать субъективную неразрешимость ситуации.

Также внутриличностный конфликт может быть выражен в форме:

Неврастении (подавленность, упадок работоспособности, бессонница);

Эйфории (публичное повышение настроения, смех со слезами);

Регрессии (отказ от принятия ответственности, примитивизм);

Проекции (излишняя критика, негативное отношение к окружающим);

Номадизма (стремление к всестороннему изменению окружения);

Рационализм (оправдание своих поступков, образа жизни).

Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить ситуацию. В результате он остро переживает ситуацию выбора, эмоционально погружается в нее.

Последствия внутриличностных конфликтов.

Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия. Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутренний конфликт

– это один из механизмов гармонизации личностного развития. Деструктивными считаются конфликты, которые усугубляют раздвоение

личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.

Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности, может тормозить развитие личности. Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда и к потере смысла жизни.

стрые внутриличностные конфликты, как правило, приводят к деструкции существующих межличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении.

Особо следует остановиться на проблеме перерастания внутриличностного конфликта в невротический. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт занимает ведущее место в жизни человека, оказывается для него неразрешимым, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль.

Как предупредить появление внутриличностного конфликта. Для того чтобы избежать развития тяжелых форм конфликтных ситуаций внутри личности, нужно:

Как можно лучше узнавать себя. Анализировать свой ежедневный выбор, представлять свои решения в вымышленных ситуациях. Чем больше человек знает себя, тем проще ему делать выбор.

Выбирая круг общения, не стоит основываться на правиле о том, что противоположные заряды притягиваются. Люди – не металл, общаться правильнее с теми, кто близок по духу, по увлечениям, не создавая тем самым повода для организации собственного душевного дискомфорта.

Учиться уступать, не идти напролом вплоть до столкновения интересов. Гибкость характера обезопасит от противоречий.

Научиться не бояться конфликтных ситуаций. За всю жизнь их встречается великое множество, если не овладеть своими эмоциями вовремя и не впасть в депрессию, можно сохранить свое душевное и психологическое здоровье.

Методика предупреждения и разрешения внутриличностного конфликта в коллективах подразделений и службах.

Познание истинных причин, предпосылок и динамики развития конфликтов позволяют офицеру-руководителю правильно определиться в средствах, приемах и методике предупреждения и разрешения конфликтов в подчиненных подразделениях.

Работа по предупреждению и выявлению конфликтов начинается с их изучения.

Изучение и выявление конфликтов или конфликтных ситуаций, предшествующих конфликтам, ведется известными методами наблюдения, беседы (индивидуальные и групповые), интервью, социометрия и некоторые другие.

В ходе наблюдения необходимо обращать внимание на особенность некоторых солдат, на их претензии, оскорбительные выводы и т.д.

В ходе беседы, как правило, можно выявить причины и объем конфликта, цели, мотивы и слабости поведения в конфликтной ситуации и др. моменты.

Используя интервью, как метод изучения конфликтов, начальник службы привлекает интервьюера – человека, который задает вопросы, организует и направляет разговор с каждым отдельным человеком (с участниками и свидетелями конфликта) по заранее разработанному плану. Но этот метод на практике используется на практике весьма редко, особенно в практике начальников служб МТО.

Рассмотренные методы изучения конфликтов применяются в комплексе, дополняя и дублируя, друг друга.На основе изучения конфликтных ситуаций или конфликтов строится дальнейшая работа по предупреждению или разрешению конфликта.

Все зависит от того, когда стало известно о возникшем конфликте.

Эффективный путь положительного разрешения конфликта - педагогический.

Целенаправленная воспитательная работа, убеждающее воздействие на военнослужащего с помощью веских аргументов должны помочь ему рационально оценить противоречивую ситуацию и преодолеть ее. Именно только в результате выработки внутреннего убеждения к человеку приходит желание изменить свое поведение, с честью выйти из сложившейся ситуации.

Заключение.

1. Среди условий возникновения внутриличностного конфликта главным образом выделяют: личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу) и ситуативные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружающих; внутренние: противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями).

2. Переживание внутриличностного конфликта – особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне.

3. Внутренние конфликты могут приводить как к конструктивным, так и деструктивным последствиям.

4. Внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему к своему идеальному «Я».

5. Только глубокие теоретические знания, высокое педагогическое мастерство помогут начальнику службы успешно разрешить и предупредить, конфликты в починенных коллективах, используя весь арсенал принципов, методов и форм работы.

Список использованных источников.

1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учеб. для вузов [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 316 с.

2. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 464 с.

3. Ратников, В.П. Конфликтологиячеб. для вузов [Текст] / В.П. Ратников. М., 2001.

4. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев, 3-е изд. М.: Просвещение, 1999.

5. Кузин, B.C. Психология [Текст] / В.С. Кузин. – М.: Высшая школа, 2005.

6. Интернет-ресурсы [Электронный ресурс].

Просмотров работы: 498