На вопрос, что такое личность в психологии мы находим разнообразие ответов, отчасти расхождение мнений на этот счет проявляется сложностью самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят в обществе. В понятие «личность» включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Так, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятием «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Проблема психологии личности в многогранности и сложности феномена личности.
Становление психологии личности как науки связывают с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования велись и ранее. Выделяют три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до нач. XIX в.
В 1-е десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, при этом делались заключения не только относительно лечения душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период получил название клинический.
В 1-е десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных, с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.
Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, поведение, имущество, культуру и т. п.
В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности больного человека. В дальнейшем было установлено, что они эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и регидности, заторможенности и возбудимости. Такой подход был важен для решения психотерапевтических задач. Но для описания психологии нормальной личности оказался слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны. Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и т.д.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом.
Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности.
Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.
Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р. Кеттел, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в исследование личности метод факторного анализа, разработав один из первых личностных тестов (16-факторный тест Кеттела).
Ко 2-й пол. ХХ в. сложилось достаточно много различных подходов и теорий личности. Были выделены следующие основания для классификации, с типами теорий личности:
1. Способ объяснения поведения – психодинамические, социодинамические и интеракционистические теории.
2. Способ получения данных о личности – экспериментальные и неэкспериментальные.
3. Угол зрения на личность – структурные и динамические.
4. Возрастной диапазон – дошкольный и школьный период жизни; вся жизнь от рождения до последних дней.
5. Понятия, в которых описывается личность – черты, качества и свойства; формы поведения.
К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, субъективных характеристик.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.
Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К не экспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдение и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
Динамическими называют теории, основная тема которых – преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило от рождения до юности. Есть и теории, авторы которых ставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
С каждым типом теорий, связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, не биологическим законам. Теория социального обучения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
В последнее время усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Наиболее выражена данная тенденция в теории принадлежащей американскому психологу Э. Эриксону.
Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался эпигенетического принципа: генетической предрасположенности стадий, которые в своем личностном развитии проходит человек от рождения до конца своих дней, и понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни. Сами личностные преобразования возникают не на пустом месте – новое может возникнуть и утвердится, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.
На развитие и функционирование гармоничной личности оказывает как влияние внешней среды, так и воздействие наследственных факторов. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности. Из генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств, т.е. темперамента: силы нервной системы по отношению к возбуждению, торможению, уравновешенность и лабильность нервной системы (по Б.М. Теплову).
В.М. Русалов развил идеи школы Б.М. Теплова и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы:
а) общие свойства нервной системы, характеризующие динамику его работы в целом;
б) комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга;
в) элементарные свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.
На основе проведенных исследований В.М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно биологическими факторами. Б.М. Теплов писал, что свойства нервной системы «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее другие».
Личность и темперамент связаны между собой таким, что темперамент выступает в качестве общей основы многих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Те проявления темперамента, которые в конечном итоге становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
В общей структуре личности центральное место занимает характер, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. То же самое можно сказать про мотивацию и волю. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается, прежде всего, своей устойчивостью. Так если потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течении всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение могут составлять случаи тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека и тяжелые жизненные кризисы, которые также нельзя рассматривать как нормальные явления.
Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта – замкнутость, а так же более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, – экстраверсия и интроверсия.
С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты, вместе взятые, образуют единый комплекс и встречается у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличается отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.
Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо.
Значимое место в функционировании личности имеет волевая регуляция. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их рассматривают как первичные, или базовые, волевые качества личности.
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Развиваются данные качества в онтогенезе несколько позже. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности формируются обычно только к подростковому возрасту.
Эмоции, также неотделимы от личности. С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.
Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризуют человека социально психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов.
Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
Чувства носят исторический характер. Они различны у различных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащим к одним и тем же нациям и культурам.
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности интересы человека.
Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающих человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Эмоции же человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной соотнесенности.
Экспериментальным путем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение – пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей.
Эмоции входят во многие психологические сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побудительная сторона включает в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, в психологии для описания побудительных моментов используют понятия мотивации и мотива.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Внутренние психологические факторы, определяющие поведение человека, называют личностными диспозициями.
Поведение личности в ситуации, которые кажутся одинаковыми, довольно разнообразно. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Установлено, что у людей ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на не удачу, – нереалистические, завышенные или заниженные самооценки.
Выделяют мотивы аффилитации (потребность в общении) и власти, актуализирующиеся только в общении людей.
Вместе с тем мотивационная сфера динамична. Может изменяться система деятельности, преобразуется их иерархизированность, исчезают отдельные виды операций и действий, также происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретаются новые потребности, мотивы и цели.
Всякая отдельная личность или отдельная реальная группа личностей являются примерами реально существующих сложных общностей, эмпирически представляющих результат восхождения от абстрактной категории «личность» к конкретному ее преломлению в социально-психологической практике, в феноменах культуры и цивилизации. Личность, не может пониматься как механическое соединение одинаковых по своему значению и смыслу частей, и не может быть понята как суммарное соединение составляющих ее психических образований. Становление личности – это реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и высшим нравственным, духовным ценностям – вот условия для формирования и функционирования целостной, с высокими морально-нравственными установками личности.
Список использованных источников.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М., 1976.
2. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст] / О.П. Елисеев, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1982.
4. Лук, А.Н. Эмоции и личность [Текст] / А.Н. Лук. – М., 1982.
5. Немов, Р.С. Психология: Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов, 4-е изд. – М.: 1997.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1989.