Развитие временной перспективы в раннем юношеском возрасте - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Развитие временной перспективы в раннем юношеском возрасте

Корелова А.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ранний юношеский возраст – это период, когда человек испытывает серьезные психологические трудности, вызванные необходимостью впервые самостоятельно выбирать дальнейший жизненный путь. В современной России такого рода трудности дополнительно осложняются непростой социальной ситуацией, созданной несовершенством правового поля, низким благосостоянием большинства населения, преобладанием в его среде негативного настроения, повсеместными (в Интернете, СМИ, рабочих коллективах, школах, семьях) проявлениями агрессивности и т.п.

Все это порождает в юношестве тревоги, опасения и неуверенность в своих действиях по планированию будущей самостоятельной жизни. Следствием волнений, страхов или боязни старшеклассников становятся либо их нежелание, либо неумение заглядывать в свой завтрашний день: намечать ближние и дальние цели, определять необходимые навыки и первостепенные действия, способствующие достижению целей. То есть девушки и юноши отказываются от продуманного построения жизненной стратегии – важной составляющей в онтогенезе каждого индивида.

Жизненная стратегия неизбежно выстраивается с учетом такой формы протекания физических и психических процессов, как время. Поэтому каждому человеку необходимо владеть временной компетентностью – памятью о своём прошлом, как пишет О.В.Кузнецова, осознанием своего настоящего и построением своего будущего [3]. Слагаемыми временной компетенции можно считать адекватность временных восприятий, навыки планирования времени, способность перераспределять временные приоритеты, стремление бережливо относиться ко времени другого субъекта и умение строить свою временную перспективу.

Временная перспектива как понятие стало рассматриваться в психологии с первой половины ХХ века. За прошедшие годы у данного термина появилось несколько синонимов – «временной кругозор», «временная перспектива будущего», «жизненная перспектива», «индивидуальное восприятие оставшегося времени жизни», «личностная перспектива», «личное будущее», «перспектива будущего», «психологическая перспектива» и другие.

Разработкой вопросов временной перспективы занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи. К числу отечественных авторов следует отнести К.А.Абульханову-Славскую, Р.А.Ахмерова, Т.Н.Березину, М.Р.Гинзбурга, А.А.Кроника, Д.А.Леонтьева, А.В.Петровского, Н.Н.Толстых, В.Э.Чудновского и других.

И.М.Купчигина и К.М.Недбаева выделяют следующие теоретические подходы в исследованиях временной перспективы: мотивационный, ситуационно-детерминированный, событийный, типологический [4].

Представители мотивационного подхода (К.Левин, Ж.Нюттен, В.Ленс, З.Залески и другие) обращают внимание на регулирующие роли трех временных локусов – прошлого, настоящего и будущего. При этом избирательная направленность восприятия больше направлена не на прошлое, а на то, как будущее влияет на настоящее.

Представители ситуационно-детерминированного подхода (Ф.Зимбардо и другие) считают, что временная перспектива является основной составляющей психологического времени (Ф.Зимбардо и др.).

Представители событийного подхода (Б.Г.Ананьев, Е.И.Головаха, А.А.Кроник, Н.А.Логинова и другие), которые используют событие в качестве основной единицы анализа жизненного пути, считают, что временная перспектива есть субъективная структура, основанная на межсобытийных связях, которые позволяют индивидууму формировать представление о прошлом, настоящем, будущем.

Представители типологического подхода (К.А.Абульханова-Славская, О.Н.Арестова, В.И.Ковалев, В.Ф.Серенкова и другие) считают, что временная перспектива связана с концепцией личностной организацией времени, в основе которой трехкомпонентная структура – осознание, переживание, практическая организация [1;2].

Работа по развитию временной перспективы у старшеклассников обычно выстраивается по трем этапам:

Первый этап – предварительный. Его цель – сформировать у школьников мотивацию к определению личных жизненных целей, к получению психологического «инструментария», который поможет им достигать личных жизненных целей, использовать свои сильные стороны.

Второй этап – основной. Его цель – помочь старшеклассникам научиться формулировать свои цели в жизни. Это достигается через серию заданий и упражнений, которые, как пишет И.В.Дубровина, «необходимо выполнять последовательно».

Третий этап – заключительный. Его цель – подвести предварительный итог и сделать правильные выводы. Знающие люди утверждают, что полноценное выполнение необходимых упражнений по развитию временной перспективы – это сначала довольное трудное дело, но «потом это становится не только легче, но и занимательнее» [5, с.390-400].

Прояснение временной перспективы будущего, как возрастное новообразование ранней юнности, не возникает само по себе, исходя их возрастных законов развития. Юноши и девушки испытывают значительные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив, что и определяет актуальность исследования, направленного на поиск эффективных форм и методов развития временной перспективы в раннем юношеском возрасте.

Список литературы:

Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени. / Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2001.

Арестова, О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. – № 4, 2000. – 61-74 с.

Кузнецова, О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. № 3. – с. 5-15.

Купчигина, И.М., Недбаева, К.М. Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях // Молодой ученый. – 2017. №48. – с.156-158.

Практическая психология образования. / Под редакцией И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

Просмотров работы: 71