Лесотранспорт как система ВАДС - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Лесотранспорт как система ВАДС

Дуркина Н.А. 1
1Ухтинский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система В-А-Д-С – взаимосвязанная система, состоящая из элементов: водитель, автомобиль, дорога, среда.

При выходе из строя хотя бы одного элемента системы нормальное функционирование ВАДС нарушается или становится невозможным (рис. 1).

Для обеспечения эффективного и безопасного функционирования системы ВАДС необходимо: совершенствовать подготовку водителей; улучшать конструкции технического состояния транспортных средств; расширять строительство улиц и дорог; оптимально организовывать процесс дорожного движения.

С позиции системного подхода деятельность по организации движения (управление системой ВАДС) может быть рассмотрена как последовательно осуществляемая на 3 уровнях управления, конечной целью которой является безопасность движения.

1 уровень – предусматривает создание системы законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также стандартов, правил, содержащих общие требования безопасности по всем компонентам системы ВАДС.

2 уровень – предусматривает непосредственную реализацию требований 1 уровня в процессе создания транспортного средства (ТС), строительства, реконструкции, содержания улично-дорожной сети (УДС), организации дорожного движения (ДД), а также при подготовке водителей и обучении населения.

3 уровень – предусматривает организацию контроля надёжности функционирования всех компонентов системы ВАДС в процессе дорожного движения и принятие соответствующих мер для восстановления соответствующего уровня безопасности.

Рисунок 1. - Система «водитель – автомобиль – дорога – среда движения»

В большинстве развитых стран соответствующими организациями и учреждениями проводится анализ ДТП и определяется причина или причины, которые их вызвали. Естественно, что в разных странах и в разных регионах одной и той же страны дорожные, климатические и иные условия функционирования системы ВАДС существенно различаются, но имеются определенные общие закономерности. Наименее надежным элементом системы ВАДС является человек. По некоторым данным, из-за ошибок человека – водителя и пешехода – происходит более 80 % ДТП.

Ниже рассмотрены элементы системы ВАДС и их особенности.

Водитель. Между человеком-пешеходом и человеком-водителем, как основными участниками дорожного движения, имеется существенное различие, обусловленное генетически: пешеход при ходьбе выполняет естественные движения и перемещается с естественной для него скоростью, водитель же совершает своеобразные рабочие движения с относительно небольшой нагрузкой, а скорость его перемещения в десятки раз больше естественной. Водитель в транспортном потоке вынужден действовать в навязанном ему темпе, последствия его решений в большинстве случаев необратимы, а ошибки имеют тяжелые последствия.

Способности конкретного человека к управлению автомобилем, т. е. к его деятельности в качестве водителя – профессионала или любителя – различны. Надежность каждого человека-водителя как элемента системы ВАДС неодинакова.

Автомобиль. Как элемент системы ВАДС, ее подсистема, может рассматриваться с различных точек зрения: как объект конструкторской разработки, как объект эксплуатации с оценкой его отказов, как объект технического обслуживания и ремонтов, как элемент системы экономических отношений, возникающих при эксплуатации, а также с многих других точек зрения.

Дорога. Автомобильная дорога характеризуется весьма многими показателями. Такие качества дороги, как ровность и сцепные свойства дорожного покрытия, ширина проезжей части, наличие поворотов и уклонов и другие, непосредственно влияют на безопасность движения, и это достаточно очевидно.

Каждая автомобильная дорога рассчитана на определенную пропускную способность. В процессе движения одновременно функционируют многие системы ВАДС, где каждая такая система включает в себя один автомобиль и одного водителя. При малой плотности транспортного потока взаимное влияние отдельных систем ВАДС невелико, и в основном проявляются межэлементные связи внутри каждой из систем. С увеличением интенсивности движения взаимное влияние систем растет, и все большее значение приобретают межсистемные связи. Все многообразие режимов движения можно разбить на четыре интервала – уровня удобства. Каждый из уровней зависит от соотношения реальной плотности транспортного потока и пропускной способности дороги.

Свободный транспортный поток (уровень А) характеризуется минимальными взаимными помехами автомобилей, поскольку их на дороге мало. Типичные ошибки водителей при этих условиях: превышение скорости сверх допустимой по условиям безопасности движения, потеря управления. Наиболее характерные ДТП – опрокидывание автомобиля, съезд с дороги.

При постепенном увеличении интенсивности движения закономерно увеличивается внимательность водителя, это заметно по снижению вероятности ДТП. Возникает необходимость обгонов, но при небольшом количестве встречных автомобилей они не вызывают затруднений. С возрастанием плотности движения (уровень Б) обгон затрудняется, за медленно движущимися автомобилями скапливается несколько машин, увеличивается время ожидания условий для обгона. Изменяется структура отказов: увеличивается количество ДТП, связанных с обгоном, их относительное количество преобладает.

При дальнейшем увеличении транспортного потока движение автомобиля становится более зависимым от других автомобилей, время ожидания условий для обгона увеличивается, обгон сопровождается возрастающим риском. Появляется своеобразная пульсация скорости транспортного потока, что приводит к увеличению числа попутных столкновений (уровень В).

При увеличении плотности транспортного потока до предельной по пропускной способности дороги (уровень Г) обгоны практически исключаются, поток становится прерывистым, возможна периодическая остановка потока, возникают транспортные пробки, существенно снижается средняя скорость движения, соответственно снижается и пропускная способность дороги.

Природная среда. Принято различать внешнюю среду, в которой пребывает дорога и автомобиль, и внутреннюю – среду пребывания людей в автомобиле.

Окружающая среда влияет на все другие элементы системы ВАДС, причем дорога – единственный элемент системы, который постоянно подвергается всем воздействиям окружающей среды (суточным, погодным, сезонным, климатическим).

Итак, новым, что появляется после рассмотренных выше порознь элементов системы ВАДС, являются межэлементные связи, которые плотной сетью соединяют элементы системы в единое целое — систему ВАДС.

Обобщая, можно представить систему ВАДС иерархией элементов и подсистем. Поскольку все элементы между собой, так или иначе, связаны, важно установить эти связи. В действительности межэлементные связи сложнее, многообразнее и далеко не изучены, особенно с количественной стороны.

При рассмотрении многих конкретных задач можно существенно упростить исходную систему ВАДС, заменить ее и трех- и двухэлементной системами с ограниченным количеством связей, учитывающих лишь свойства, наиболее существенные для рассматриваемой задачи.

При обеспечении надежности целесообразно использование межэлементных связей и возможно более простых подсистем. Они должны учитывать минимально необходимое число элементов и межэлементных связей, соответствующих конкретной поставленной задаче. Надежность единичной системы ВАДС – задача, встречающаяся сравнительно редко. Тем не менее, вопрос о том, в какой мере каждый из ее элементов и тех или иных подсистем может служить причиной отказа всей системы, представляет практический интерес.

Просмотров работы: 319