Проблемы развития лесовозных автомобильных дорог в Республике Коми - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблемы развития лесовозных автомобильных дорог в Республике Коми

Урнышева С.А. 1
1Ухтинский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из основных проблем, сдерживающая развитие лесопромышленного комплекса Республики Коми, - очень низкая степень обеспеченности транспортной инфраструктурой. Слабо развитая дорожно-транспортная инфраструктура лесопользования ограничивает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность древесных лесных ресурсов. Лесосырьевое снабжение предприятий лесопромышленного комплекса зависит от прямых поставок древесины с лесосек по сортиментному методу. Проектирование лесных дорог здесь увязано со знаниями в области лесного дела, воздействию на окружающую среду. Ведущую роль в планировании лесных дорог играют интересы предприятий лесопромышленного комплекса, и от них во многом зависит рентабельность дорожного строительства.

Автомобильная дорожная сеть на территории Республики Коми включает в себя дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

К федеральной автодороге относится участок «Вятка» (Сыктывкар – граница Кировской области) протяженностью 283,6 км.

На начало 2019 года протяженность автомобильных дорог общего пользования (включая дороги местного значения) составила 7,7 тыс. км, из них с твердым покрытием – 6,6 тыс. км (85,7%). Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составила 18,4 км дорог на 1 тыс. кв. км территории. Густота автомобильных дорог характеризуется относительно высокой плотностью в южных районах и крайне низкой в северных районах.

Развитие дорожной сети общего пользования определяется принятыми нормативными документами стратегического планирования развития территории республики, и в частности, развития транспортной инфраструктуры

В 2019 – 2024 годы приоритетным объектом дорожного строительства является реализация инвестиционного проекта «Строительство автомобильной дороги «Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар», что имеет определяющее влияние на становление и развитие всей опорной сети автомобильных дорог общего пользования Республики Коми с твердым покрытием

Основными путями транспорта, по которым производится вывозка заготовленной древесины, в лесах лесничеств являются дороги общего пользования и специализированные дороги, построенные лесозаготовителями. Они связывают места главных рубок леса и отдельные лесные кварталы с пунктами вывозки древесины и лесными посёлками.

Лесовозные дороги Республики Коми представлены автомобильными дорогами с песчано-гравийным покрытием и бетонным колейным покрытием, а также лежневыми дорогами круглогодового действия, снежно-ледяными дорогами зимнего действия и узкоколейными железными дорогами. С лесосек заготовленная древесина вывозится на нижние склады, расположенные в районных центрах, лесных посёлках и др. и в соседние области в круглом виде для переработки (Архангельская, Кировская, и др.). Расстояние вывозки составляет от 30 до 300 км.

Все действующие лесовозные дороги относятся к III категории магистралей лесовозных дорог.

Сеть зимних лесовозных дорог на территории большинства центральных и южных районов республики развита относительно хорошо, имеется значительное количество лесовозных дорог прошлых лет, нуждающихся в расчистке.

На территории республики существует 65859 км дорог, используемых для вывозки леса, в том числе 17396 км дорог круглогодичного использования. Средняя плотность дорог для вывозки древесины составляет по республике 1,8 км на 1000 га, что крайне мало.

Для освоения расчётной лесосеки, независимо от породного состава спелых древостоев, в эксплуатационных лесах необходимо иметь не менее 7 км всех видов дорог на 1000 га, в защитных лесах - не менее 11 км. Не менее 30-35% этих дорог должны иметь твёрдое покрытие, то есть обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование. Для проведения рубок ухода за лесами требуется иметь не менее 10 км дорог на 1000 га. лесного фонда.

В целях достижения нормативных показателей, в республике, за исключением районов, относящихся к зоне притундровых лесов и редкостойной тайги, требуется дополнительно построить 219,3 тыс. км. дорог, в том числе не менее 65,7 тыс. км дорог круглогодичного действия.

Для реализации задачи полного и экономически выгодного использования лесных ресурсов необходимо создание сети лесных дорог многоцелевого назначения (лесозаготовки, туризм, охота, рекреация и др.), то есть изначально строительство лесных дорог должно соответствовать стандартам для круглогодичной эксплуатации. Формирование оптимальной сети постоянно действующих лесных дорог обеспечит развитие различных видов лесопользования, а также их использование в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов. К 2029 году планируется достижение средней плотности дорог на территории Республики Коми в целом до уровня 1,9 км/тыс.га. Планируемое развитие лесной инфраструктуры позволит улучшить показатели использования лесов и повысить эффективность деятельности лесного сектора.

Просмотров работы: 9