Концепция регионального саморазвития: правовой аспект - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Концепция регионального саморазвития: правовой аспект

Кисняшкина О.И. 1
1НИИ МГУ им. Н. П. Огарёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние десятилетия в отечественной науке все больше и большее внимания уделяется исследованиям, посвященным вопросам регионального саморазвития. Интерес изучения концепции саморазвития на данном уровне подкрепляется тем, что наличие высокоразвитых, самодостаточных регионов (субъектов) в составе Российской Федерации, будет являться основой для формирования сильной независимой страны. При этом такого рода государство будет обеспечивать высокий уровень жизни населения и рост его благосостояния.

Сегодня исследования в рамках концепции саморазвития значительно расширились и стали особенно популярны среди экономистов. Однако стоит особенно подчеркнуть тот факт, что до сих пор в научной литературе единого подхода к определению сущности понятия «саморазвитие» не существует, сопутствующий категориальный аппарат не сформирован.

В общем виде можно сказать, что саморазвитие региона это модель развития, при которой регион за счет собственного потенциала и при «правильной» поддержке (финансовой, организационной) будет обеспечивать высокий уровень жизни населения и рост его благосостояния. Нельзя не согласиться с мнением Е. М. Бухвальда, о том, что политика саморазвития это «модель такой политики федерального центра, когда высокоразвитые регионы не будут бесконечно жаловаться на «откачку» ресурсов их роста, а менее развитые, дотационные регионы получат реальные рычаги для преодоления тенденций иждивенчества и последовательного выхода на режим достаточности ресурсов экономического роста и инновационной модернизации их хозяйственных и социальных комплексов» [1, c. 43].

Реализация на практике концепции регионального саморазвития во многом зависит от эффективного функционирования правового механизма управления данным процессом, под которым понимается система норм, регулирующих общественные отношения в сфере саморазвития регионов.

В Российской Федерации термин «саморазвитие» в региональном контексте вошел в оборот не так давно. Впервые данная категория была использована в начале 90-х годов. Так, в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья» отмечается необходимость государственной поддержки проектов, способствующих переходу к новому типу хозяйствования и саморазвитию региона [6]. При этом в документе сущность понятия саморазвитие региона не раскрыта.

Кроме того, в Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера определено, что цель государственной поддержки базовых предприятий в районах Севера состоит в создании условий для саморазвития северных территорий путем повышения роли и конкурентоспособности этих предприятий на национальном рынке и рынках соседних стран Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского бассейна, укрепления их финансово-экономического положения как доноров федерального бюджета, а в перспективе во все большей степени – бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, генераторов привлекательных по доходам рабочих мест [4].

Несмотря на наличие отдельных упоминаний в нормативно-правовых актах термина «саморазвитие», его сущность остается нераскрытой. Это является достаточно серьезной проблемой на пути саморазвития регионов России.

На сегодняшний день представляется возможным рассматривать лишь отдельные аспекты концепции регионального саморазвития, содержащиеся в очень широком перечне правовых документов.

Саморазвитие является предпосылкой для перехода на путь устойчивого развития, то есть развития более высокого уровня. Поэтому рационально связывать некоторые аспекты устойчивого развития и саморазвития регионов, содержащиеся в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

В целом основы социально-экономического развития государства, а также некоторые принципы устойчивого развития закреплены в Конституции Российской Федерации. Так, статья 7, определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [2]. В статье 6, закреплено, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации [2].

Вопрос о внедрении концепции устойчивого развития в Российской Федерации впервые на законодательном уровне нашел отражение в указе Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», где под устойчивым развитием подразумевается сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей [8].

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Особую роль в правовом регулировании некоторых аспектов саморазвития регионов играет Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Указ призван определять основные принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития России [9].

При этом под государственной политикой регионального развития понимается система приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [9].Основные принципы государственной политики регионального развития представлены на рисунке 1

Рисунок 1 – Принципы государственной политики регионального развития

Целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач [9].

Кроме того, на федеральном уровне разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе [5].

Документ содержит раздел, просвещённый региональному развитию Российской Федерации, в котором определены основные цели, задачи и направления государственной политики регионального развития. Согласно Концепции, государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни [5]. Предполагается, что сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации будет реализовано за счет создания условий, в которых каждый субъект – регион, сможет обеспечить достойные условия для жизни граждан, осуществлять комплексное развитие и повышение конкурентоспособности собственной экономики, в силу достаточности всех видов ресурсов. Иными словами, данная политика направлена на развитие каждого отдельно взятого региона, направлена на преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления [5].

Косвенно вопросы саморазвития находят своё отражение в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, где обозначена цель – устойчивое и сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации, направленное на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны [10].

Приоритетами пространственного развития Российской Федерации являются:

опережающее развитие территорий с низким уровнем социально-экономического развития, обладающих собственным потенциалом экономического роста, а также территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала;

развитие перспективных центров экономического роста с увеличением их количества и максимальным рассредоточением по территории Российской Федерации;

социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста [10].

Одним документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации является Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 год. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера [11].

В настоящее время особую роль в саморазвитии регионов играет программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием территорий. В основе данного метода лежит понятие «государственная программа» под которой понимается документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [7].

Одним из направлений разработки государственных программ Российской Федерации является – «Сбалансированное региональное развитие». Данное направление подкрепляет и во многом дополняет положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 в региональном разрезе.

Также предполагается, что сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации будет реализовано за счет создания условий, в которых регион, сможет обеспечить достойные условия для жизни граждан, осуществлять комплексное развитие и повышение конкурентоспособности собственной экономики, в силу достаточности всех видов ресурсов, при этом акцент еще и на развитие геополитических приоритетных территорий. В рамках данного направления также предусматривается применение комплекса мер, по выравниванию бюджетной обеспеченности и повышение качества управления государственными финансами регионов.

На сегодняшний день разработано шесть государственных программ:

«Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»;

«Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»;

«Развитие Северо-Кавказского федерального округа»;

«Социально-экономическое развитие Калининградской области»;

«Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»;

«Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя» [3].

В целом, концепция регионального саморазвития постепенно набирает обороты в своем становлении, но нормативно-правовая база, которая должна этому способствовать серьезно отстает. Анализ правовых документов показал, что понятие «саморазвитие региона» до сих пор нигде не закреплено и не раскрыто. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы в данной сфере представлена лишь отдельными актами, которые, как правило, оперируют такими понятыми как: «развитие», «социально-экономическое развитие», «устойчивое развитие». Исходя их этого, представляется возможным лишь частично преломлять существующую базу к концепции регионального саморазвития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

Бухвальд Е.М. Саморазвитие» регионов и приоритеты регулирования пространственной структуры российской экономики / Е. М. Бухвальд // Федерализм. – 2018. – № 2. – С. 32–45.

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Направление государственных программ [Электронный ресурс] : Портал государственных программ Российской Федерации. – Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal . – Загл. с экрана.

О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 07.03.2000 г. № 198. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17.11.2008 № 1662–р (ред. от 28.09.2018) . – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья года [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 22.09.1992 г. № 1118. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон. Рос. Федерации от 28.06.2014 г. № 172–ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 01.04.1996 г. № 440. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 16.01.2017 № 13. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13.02.2019 № 207–р. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.– Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 . – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 17