Занимательность в обучении – это условие мотивации к изучению русского языка. Особенно занимательные формы и приёмы работы значимы в начальных классах. Педагогика рассматривает мотивацию как главный фактор регуляции активности учащихся, их поведения и деятельности.
Согласно теории американского психолога Дэвида Кларенса Макклелланда, существуют два общих, относительно универсальных типа мотивации:
1. Мотивация на достижение успеха. В этом случае человек действует, чтобы достигнуть чего-либо: реализовать намерение, удовлетворить потребность, получить подкрепление.
2. Мотивация на избегание неудачи. В таком случае человеком движет желание избежать каких-либо неприятных последствий: несоответствия желаний имеющимся возможностям, наказаний, утраты чего-то значимого [4].
Проведя ряд исследований, Д. Макклелланд доказал, что мотивация на достижение успеха создает благоприятное эмоциональное состояние и отличается устойчивостью, продолжая действовать даже после того, как желаемое достигнуто [5].
Исследования по изучению развития мотивации младших школьников показывают, что обучающиеся, положительно мотивированные на решение поставленной задачи, способны предлагать более оригинальные варианты достижения поставленной перед ними цели, чем школьники с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к деятельности. [1].
В развитии интереса к процессу обучения важную роль играет вовлечение учащихся в активную работу за счет занимательных приемов деятельности. К числу способов деятельности, хорошо зарекомендовавших себя в учебном процессе, относятся разнообразные лингвистические задачи, головоломки, кроссворды, загадки, шарады, лото, пазлы, ребусы, «дуэли», буриме, миниигры, игры в слова и т.п. Материалы такого характера представлены и в журнальных публикациях [2, 3], и в специальных пособиях [6, 7].
Во время использования занимательности на уроках её основу должны составлять задания, которые непосредственно связаны с программным материалом. Использование занимательного материала на уроках русского языка в начальных классах возможно в той ситуации, когда есть вероятность возникновения трудностей у учеников при выполнении какого-либо упражнения; при изучении сложной темы; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.
Перед тем, как использовать какой-либо занимательный материал на уроке русского языка, учитель должен выяснить: будет ли этот материал занимательным для учащихся данного класса? Будет ли его использование эффективным? Послужит ли развитию у детей мотивации к познанию? Органично ли он войдет в структуру урока?
Приведём фрагменты уроков русского языка с использованием занимательного материала.
Фрагмент № 1. Тема урока: «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
Учитель: Отгадайте загадку
Художника этого знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
(Ответ: имя прилагательное)
– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
– Верно. Тема нашего урока:
«Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи».
Я – часть речи интересная,
Всему миру я известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
Данный фрагмент урока помогает повторить пройденный материал, закрепить понятие «имя прилагательное», активизировать такой психический процесс как внимание.
Фрагмент № 2. Тема урока: «Разделительный твёрдый знак».
Учитель: Отгадайте загадку:
Сели, съели.
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновник? (Твердый знак.)
– Сегодня мы с вами познакомимся с разделительным твердым знаком.
Хвастал как-то твердый знак:
Без меня совсем никак!
Правлю звуки разделяя, как хочу слова меняю.
думал волк, что зайца съел,
Без меня ж он просто сел.
– Разберите по составу слово «съел» (корень – ел, приставка – с).
Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте и скажите, перед какими гласными ставится разделительный твердый знак:
Я царю после приставок,
В корне он, вот красота!
Перед нами звук согласный,
После нас – е, е, ю, я.
– Так перед какими гласными пишется разделительный твердый знак?
В чем отличие между разделительным твердым и мягким знаком?
(Твердый знак ставится после приставки, а мягкий в корне, твердый знак не ставится перед гласной и).
Данный фрагмент урока помогает познакомить учащихся с разделительным твёрдым знаком и его ролью в слове. Благодаря такому приёму, как использование загадок, происходит формирование умения у школьников воспринимать информацию на слух.
Таким образом, использование занимательного материала располагает огромными возможностями в развитии учебной мотивации младших школьников. Занимательные формы и методы работы дают возможность изучать разделы русского языка с наименьшими трудностями, их применение способно внести разнообразие в урок, пробуждая у обучающихся личную заинтересованность в том, что им предстоит сделать, мобилизовать их силы, тем самым улучшая процесс обучения.
Литература
Антонова, Е.С., Боброва, С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 448 с.
Бондаренко, М.А. Содержание и формы организации учебного процесса при освоении учащимися орфоэпических норм / М.А. Бондаренко // Русский язык в школе. – 2010. – № 12. – С. 14–17.
Громов, И.И. Игра с языком как средство формирования лингвистической компетенции учащихся / И.И. Громов // Русский язык в школе. – 2013. – №7. – С. 32–38.
Макклелланд, Д.К. Мотивация человека. / Д.К. Макклелланд – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
Регуш, Л.А. Педагогическая психология / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.
Сухин, И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа / И.Г. Сухин. – М.: ВАКО, 2005. – 224 с.
Трошин, В.В. Слова и числа: занимательные материалы по рус. языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. / В.В. Трошин. – Влг.: Учитель, 2007. – 271 с.