Использование занимательного материала на уроках русского языка в начальных классах с целью развития мотивации у младших школьников - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Использование занимательного материала на уроках русского языка в начальных классах с целью развития мотивации у младших школьников

Миляева П.А. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Занимательность в обучении – это условие мотивации к изучению русского языка. Особенно занимательные формы и приёмы работы значимы в начальных классах. Педагогика рассматривает мотивацию как главный фактор регуляции активности учащихся, их поведения и деятельности.

Согласно теории американского психолога Дэвида Кларенса Макклелланда, существуют два общих, относительно универсальных типа мотивации:

1. Мотивация на достижение успеха. В этом случае человек действует, чтобы достигнуть чего-либо: реализовать намерение, удовлетворить потребность, получить подкрепление.

2. Мотивация на избегание неудачи. В таком случае человеком движет желание избежать каких-либо неприятных последствий: несоответствия желаний имеющимся возможностям, наказаний, утраты чего-то значимого [4].

Проведя ряд исследований, Д. Макклелланд доказал, что мотивация на достижение успеха создает благоприятное эмоциональное состояние и отличается устойчивостью, продолжая действовать даже после того, как желаемое достигнуто [5].

Исследования по изучению развития мотивации младших школьников показывают, что обучающиеся, положительно мотивированные на решение поставленной задачи, способны предлагать более оригинальные варианты достижения поставленной перед ними цели, чем школьники с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к деятельности. [1].

В развитии интереса к процессу обучения важную роль играет вовлечение учащихся в активную работу за счет занимательных приемов деятельности. К числу способов деятельности, хорошо зарекомендовавших себя в учебном процессе, относятся разнообразные лингвистические задачи, головоломки, кроссворды, загадки, шарады, лото, пазлы, ребусы, «дуэли», буриме, миниигры, игры в слова и т.п. Материалы такого характера представлены и в журнальных публикациях [2, 3], и в специальных пособиях [6, 7].

Во время использования занимательности на уроках её основу должны составлять задания, которые непосредственно связаны с программным материалом. Использование занимательного материала на уроках русского языка в начальных классах возможно в той ситуации, когда есть вероятность возникновения трудностей у учеников при выполнении какого-либо упражнения; при изучении сложной темы; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

Перед тем, как использовать какой-либо занимательный материал на уроке русского языка, учитель должен выяснить: будет ли этот материал занимательным для учащихся данного класса? Будет ли его использование эффективным? Послужит ли развитию у детей мотивации к познанию? Органично ли он войдет в структуру урока?

Приведём фрагменты уроков русского языка с использованием занимательного материала.

Фрагмент № 1. Тема урока: «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

Учитель: Отгадайте загадку

Художника этого знает весь свет.

Раскрасит художник всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие?

(Ответ: имя прилагательное)

– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?

– Верно. Тема нашего урока:

«Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи».

Я – часть речи интересная,

Всему миру я известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

Данный фрагмент урока помогает повторить пройденный материал, закрепить понятие «имя прилагательное», активизировать такой психический процесс как внимание.

Фрагмент № 2. Тема урока: «Разделительный твёрдый знак».

Учитель: Отгадайте загадку:

Сели, съели.

Догадаться вы сумели

Почему случилось так?

Кто виновник? (Твердый знак.)

– Сегодня мы с вами познакомимся с разделительным твердым знаком.

Хвастал как-то твердый знак:

Без меня совсем никак!

Правлю звуки разделяя, как хочу слова меняю.

думал волк, что зайца съел,

Без меня ж он просто сел.

– Разберите по составу слово «съел» (корень – ел, приставка – с).

Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте и скажите, перед какими гласными ставится разделительный твердый знак:

Я царю после приставок,

В корне он, вот красота!

Перед нами звук согласный,

После нас – е, е, ю, я.

– Так перед какими гласными пишется разделительный твердый знак?

В чем отличие между разделительным твердым и мягким знаком?

(Твердый знак ставится после приставки, а мягкий в корне, твердый знак не ставится перед гласной и).

Данный фрагмент урока помогает познакомить учащихся с разделительным твёрдым знаком и его ролью в слове. Благодаря такому приёму, как использование загадок, происходит формирование умения у школьников воспринимать информацию на слух.

Таким образом, использование занимательного материала располагает огромными возможностями в развитии учебной мотивации младших школьников. Занимательные формы и методы работы дают возможность изучать разделы русского языка с наименьшими трудностями, их применение способно внести разнообразие в урок, пробуждая у обучающихся личную заинтересованность в том, что им предстоит сделать, мобилизовать их силы, тем самым улучшая процесс обучения.

Литература

Антонова, Е.С., Боброва, С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 448 с.

Бондаренко, М.А. Содержание и формы организации учебного процесса при освоении учащимися орфоэпических норм / М.А. Бондаренко // Русский язык в школе. – 2010. – № 12. – С. 14–17.

Громов, И.И. Игра с языком как средство формирования лингвистической компетенции учащихся / И.И. Громов // Русский язык в школе. – 2013. – №7. – С. 32–38.

Макклелланд, Д.К. Мотивация человека. / Д.К. Макклелланд – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.

Регуш, Л.А. Педагогическая психология / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.

Сухин, И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа / И.Г. Сухин. – М.: ВАКО, 2005. – 224 с.

Трошин, В.В. Слова и числа: занимательные материалы по рус. языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. / В.В. Трошин. – Влг.: Учитель, 2007. – 271 с.

Просмотров работы: 484