МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Кондрашова М.С. 1
1НИ МГУ им. Н.П.Огарёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Существуют различные подходы к определению сущности механизма развития сельских территорий. Мазунина М. В. вкладывает в понятие механизма управления социально-экономическим развитием системное использование административно-правовых, экономических, социальных, институциональных методов, инструментов управления, а также набора ресурсных средств с целью адаптации к нестабильной среде [1].

Прохорова Л.В., уточняя определение категории механизм управления, как совокупности взаимосвязанных элементов воздействующих на персонал и экономические объекты, с целью направить их действия в социально-экономическое развитие села и получить эффект, считает, что механизм управления сельскими территориями – совокупность взаимосвязанных элементов социального, экономического, экологического и организационного характера. В своей работе она отмечает возможность постоянно ведения расширенного воспроизводства и создания материальных, технических, социально-экономических условий для дальнейшего роста всех участников общественного производства при наличии эффективного управления этим механизмом [2].

Одним из основных условий социального развития сельских территорий является рациональное и эффективное вмешательство государства в жизнедеятельность территории, посредством интенсификации регулирующих процессов органов государственной власти и местного самоуправления, которое происходит в виде:

регламентации хозяйственной жизни, путем установления нормативно-правовых основ для хозяйствующих субъектов, в которых четко прописаны их права и обязанности, мера взаимной ответственности, а также введение мер запретительного характера, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

формирование институтов контроля, за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка, институтов частногосударственного партнерства;

создание условий улучшения экологической обстановки на территории, повышения рационального использования земель путем выработки механизмов экономического стимулирования этих процессов;

разработку социально-экономической политики, в целях управления, определения и результативного применения механизмов ее реализации – собственно регулирование социально-экономических процессов.

И.А. Матюшкина, О.М. Михалева, С.В. Герасименкова предлагают использовать программно-целевой подход к управлению устойчивым ростом сельских территорий. В качестве принципов и особенностей выстраивания этого способа авторы предлагают следующие:

- индикативный характер программных мероприятий, период выполнения которых должен находиться в прямой зависимости от наличия необходимых материально-финансовых ресурсов;

- наличие системности в цели, задачах и факторах устойчивого развития в социально-экономическом, экологическом и институциональном аспекте функционирования сельских территорий;

- формирование единства методологических и методических подходов к решению задач устойчивого развития на различных уровнях управления;

- сосредоточение наиболее значимых объемов финансовых ресурсов на решение таких задач устойчивого развития сельских территорий, которые могут стать «точками экономического роста», что в конечном итоге приведет к поступательному развитию потенциала территории и росту уровня жизни населения;

- стремление достичь синергетического эффекта в результате целевого использования бюджетных ресурсов через максимальное привлечение к проведению запланированных мероприятий внебюджетных ресурсов инвесторов (развитие частно-государственного партнерства);

- необходимость объективной оценки социально-экономического состояния сельских территорий, разработки многовариантных планов развития;

- способствование расширению возможности по обеспечению контроля при формировании набора мероприятий, а также использовании материальнофинансовых ресурсов [3].

Важным инструментами реализации социально политики должны стать мониторинг и программы социально-экономического развития сельских территорий (отдельных населенных пунктов, а не муниципальных районов в целом). Обеспечить социальное развитие сельских территорий невозможно без глубокого знания и понимания проблем и потенциала каждой из них, а для этого необходим постоянный мониторинг изменения состояния местной социально-экономической системы, эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса, оценок социального благополучия населения [4].

Социальное развитие сельских территорий может быть измерено определенной системой показателей, которые, во-первых, должны отражать изменяющиеся (улучшены, ухудшены) параметры и свойства социально-экономической системы в результате регулирующего воздействия со стороны различных субъектов (власти, населения, бизнеса), во-вторых, должны быть обеспечены достоверной информацией, регистрируемой органами статистики, администрациями и адекватно воспринимаемой населением.

Помимо организационных и административных механизмов социального развития сельских территорий, важную роль играют и экономические механизмы. Для решения проблемы социального развития села недостаточно использовать федеральный, региональный и местный бюджеты. Необходимо мобилизовать средства государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования, совершенствования систем сбора страховых взносов и добровольного страхования, развития принципов частичной самофинансирования и самоокупаемости.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выделяет дотации и субсидии территориальным фондам на выполнение территориальных программ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Средства Фонда софинансирования направляются в виде субсидий территориальным фондам на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи.

Фонд компенсаций предназначен для реализации расходных обязательств РФ и полномочий по финансовому обеспечению государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения дополнительной медицинской помощи.

Территориальный канал финансирования представлен местным бюджетом, который является основным источником финансирования социального развития села.

Для обеспечения стабильности финансирования социальной инфраструктуры села необходимо реализовать социально-ориентированный механизм бюджетного выравнивания в системе межбюджетных отношений, означающий: чёткое разграничение ответственности между местными, региональными и федеральными органами власти в решении задач социального развития села, закрепление за соответствующими уровнями бюджетов необходимых источников доходов; расширение полномочий в решении социальных задач региональных и местных органов власти, что должно сопровождаться увеличением обеспеченности собственными средствами; разработка программ, повышающих уровень обеспечения социальными гарантиями в регионе по сравнению минимумом социальных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне, а также постепенного приближения минимальных размеров заработной платы, пенсий, социальных пособий и стипендий к реальной величине прожиточного минимума и др.

Сельский социально-инфраструктурный комплекс должен выделиться в целостную экономически самостоятельную сферу, финансируемую по многоканальному принципу на основе долевого участия федерального, территориальных и местных бюджетов, внебюджетных фондов, юридических и физических лиц, обеспечивающую межотраслевой подход к формированию финансовых ресурсов на социальное развитие села.

Список использованных источников:

Мазунина М. В. Устойчивое региональное развитие и государственное управление // Вопросы новой экономики. – 2011. – №4, с. 74-76

Прохорова Л. В. Устойчивое социально-экономическое развитие села Челябинской области в условиях вступления России в ВТО : монография / Л. В. Прохорова, О. Д. Рубаева. – Челябинск : ЧГАА, 2013. – 88 с.

Матюшкина И.А. Программно-целевой подход в управлении устойчивым развитием сельских территорий / И.А. Матюшкина, О.М. Михалева, С.В. Герасименкова // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. – № 3. – с. 75-78

Коваленко Е.Г. Проблемы и механизмы развития сельских территорий // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3-3. – с. 687-690

Ананьева Н. А. Экономический механизм развития социальной инфраструктуры села в регионе // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2014. – № 4 (4). – с. 59-62

Просмотров работы: 62