Развитие романтизма в странах Северной Европы в условиях борьбы за национальную идентичность - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Развитие романтизма в странах Северной Европы в условиях борьбы за национальную идентичность

Чуб А.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Вопросы, касающиеся изучения традиционных литературных течений в настоящее время являются особенно актуальными. Это связано в первую очередь с появлением новых направлений в искусстве, сочетающих в себе эстетические элементы традиционных течений: романтизма и реализма.

XIX в. характеризуется подъёмом просвещения, формированием и развитием литературных традиций. Для многих стран этот век вошёл в историю под названием «золотого века» культуры. К этим странам относятся и государства Северной Европы. Здесь утверждение романтизма проходило под влиянием социально – исторических и политических обстоятельств, что нашло отражение в творчестве писателей, создающих произведения в романтическом духе. Он глубоко проник в сознание людей, захватив различные сферы умственной деятельности.

Приверженность идее историзма, стремление к обретению внутренней свободы и независимости от нарождающихся в Европе буржуазных порядков, гуманистическая насыщенность произведений, утверждение воспитательного воздействия искусства на человека, обогащение литературного языка за счёт использования упрощённых конструкций с художественной целью – это основные характерные черты романтизма в Скандинавии. Используя подобные методы и приёмы, представители скандинавского романтизма стремились в своих произведениях отразить главную идею, занимающую умы общества того времени – формирование собственной национальной идентичности, которая позволила бы подчеркнуть характерные особенности каждой страны, формирующей особый монолитный историко-культурный регион - Скандинавию.

Большой вклад в изучение языка скандинавской литературы внёс М.И. Стеблин-Каменский. Лингвистические работы Стеблин - Каменского в основном включают исторические грамматики скандинавских языков, но с более ярко выраженным интересом к структурализму и проблемам общей теории языка. В своей работе «Образование норвежского национального языка» он даёт характеристику историческим процессам, сопровождающим процесс складывания лингвистических форм в Норвегии, а также прослеживает этапы формирования норвежского языка с момента расторжения государством личной унии с Данией, т.е. в период наиболее активного национально-патриотического движения и формирования романтизма.

Объектом исследования является романтизм как литературное течение в европейских странах. Предмет исследования – скандинавский романтизм в условиях борьбы за национальную идентичность.

Методологической основой исследования в работе является метод анализа литературы, сравнения, обобщения и исторический метод.

Особенности формирования национального скандинавского романтизма

Для представителей скандинавского романтизма характерно обращение к мотивам древности. Немалое значение для формирования скандинавского романтизма имело творчество писателей позднего Просвещения. Большое влияние на творчество романтиков оказала и немецкая классическая философия, а также эстетика иенского романтизма. В духе немецкой классической философии разрабатывается проблема свободной личности. Особенно значительное влияние как сторонник иенской школы на развитие романтизма в Скандинавии оказал Хенрик Стеффенс. Он рассматривает проблему «индивидуализации» в природе. Примером постижения цельности природы он считает «Фауста» Гёте. И перед собой он ставил цель обозначить единство «гения» и «народа».

Формирование романтизма в Швеции происходит в период установления «нового государственного строя». Изменения во внутриполитическом развитии, а также переход к политике нейтралитета способствовал утверждению страны на путях капиталистического развития.

Однако идеал романтиков был прямо противоположен духу и идеям мира капитализма. В 1803 г. организацией Упсальского студенческого общества любителей словесности, а после его распада в 1807 г. учреждением «Союза Авроры» было положено начало движению «фосфористов». Основной акцент делался на идеализации средневековой патриархальности, обращении к скандинавской древности как к источнику вдохновения. Фосфористы способствовали подъёму национальной литературы, внесли в неё поэтичность, ознакомили шведов с французской и немецкой литературой.

Второй этап развития шведского романтизма связан с деятельностью «Готского союза». Представители этого направления стремились показать в своих произведениях несостоятельность политических идей: культа Карла XII, идеализации эпохи «шведского великодержавия». Особенно интересным в этом контексте является творчество Линга, который в своей эпопее «Гюльфе» изобразил события шведской истории с помощью мифологических персонажей.

Поскольку Дания находилась в личной унии с Норвегией, то формирование и развитие романтизма на ранних этапах в этих странах было тесно взаимосвязано. Романтизм в Дании, так же как и в Норвегии выступает как отражение событий, происходящих в период наполеоновских войн в Северной Европе. Идеи Французской революции оказали значительное влияние на датский романтизм, однако больший импульс его развитию был дан в ходе войны с Англией.

В романтизме Дании, как и в других скандинавских странах, акцент делается на обращении к историческому прошлому, в частности – к скандинавской мифологии. Основоположник датского романтизма – Хенрик Стеффенс уделял большое внимание взаимосвязи природы, человечества и истории. Благодаря творчеству Грундтвига, в частности его «Северной мифологии», датскому романтизму был привит националистический дух2. С творчеством Йохана Лудвига Хейберга в датский романтизм приходят принципы просветительского космополитизма, отмечается обращение к примерам европейского искусства, в первую очередь – «школы французского вкуса».

Романтизм стал ведущим течением исландской литературы в XIX в. Он дал импульс становлению новой национальной литературы и заложил основы современных жанров прозы. Идеология романтизма в Исландии была основана на борьбе за национальное самоопределение и культурное возрождение. В своём творчестве исландские романтики обращались к древнейшему прошлому страны, в особенности к сагам. Романтические произведения несли на себе отпечаток традиции, а первые романтики равнялись на средневековые эдды.

Финская литература стала активно развиваться в XIX в. В это время целью культурного возрождения было пробуждение чувства национальной идентичности общества. Финские литераторы видели возможность национального подъёма в возрождении финского языка. Наиболее яркими представителями финского романтизма были Арвидссон, Готтлунд, Йутейни. Их творчество было направлено на сбор и воспроизведение народной поэзии, обычаев и традиций.

В 1830-х гг. действовало т.н. «Субботнее общество», давшее начало направлению хельсинской романтики. Среди членов этого общества был знаменитый писатель Йоганн-Людвиг Рунеберг, ставший народным поэтом Финляндии, написав серию баллад о русско-шведской войне. Многие его произведения стали классикой финской литературы, а стихотворение «Наша страна» стало гимном Финляндии3.

В развитии финского романтизма большую роль сыграло творчество Алексиса Киви, основоположника финской драматургии. Его пьеса «Куллерво», написанная по мотивам эпоса «Калевала», была первым произведением в жанре трагедии, написанным на национальном финском языке. С постановки его пьесы «Леа» началась регулярная деятельность театра.

На смену финскому романтизму в 80-х гг. XIX в. пришёл реализм, который, просуществовав сравнительно недолгое время (до нач. XX в.), сменился национальным неоромантизмом, отразившим новый этап национально-освободительной борьбы, связанный с борьбой за автономию, с событиями гражданской войны. В это время в Финляндии активно проводилась политика русификации, которая критически воспринималась обществом, как возможная угроза автономному статусу государства, национальному законодательству, культуре и языку.

В этот период происходит отказ от шведского языка, выпускаются газеты и журналы на финском языке. Архитекторы обращаются к средневековому стилю, для выражения национальной самобытности. Эпос «Калевала» при этом стал одной из важных тем, отразившихся в архитектуре, литературе и живописи того времени.

Формирование и развитие романтизма в странах Скандинавии и Финляндии происходило под влиянием борьбы за национальную идентичность. Наполеоновские войны стали катализатором борьбы народов за самоопределение, что нашло отражение в произведениях скандинавских романтиков. Несмотря на некоторые различия в общественно-политическом развитии этих стран, основной идеей, которой придерживаются представители романтизма, является стремление своей нации к свободе. В своём творчестве они обращаются к мотивам прошлого государств: средневековым балладам, эддам и сагам. Основной задачей, которую призван решить такой приём, является формирование у нации патриотических чувств, любви к родине и уважения к истории, традициям и обычаям. Заметное влияние на развитие скандинавского романтизма оказали события Французской революции, а также идеи иенской школы германского романтизма.

Выдающиеся представители романтической школы в странах Скандинавии и их вклад в борьбу за национальную идентичность

Хенрик Вергеланд (1808-1845) и Юхан Себастиан Вельхавен (1807-1873), несмотря на то, что являлись представителями единой романтической школы в Норвегии, расходились во взглядах на то, как следует отстаивать и возрождать традиции норвежской литературы. Вергеланд ратовал за утверждение идентичности литературы в Норвегии на её собственной национальной почве. Он возглавлял радикальную национальную партию, боровшуюся за культурную независимость Норвегии. Именно с начала творчества Вергеланда в Норвегии формируется и начинает активно развиваться романтизм. Среди многочисленных произведений Вергеланда есть драмы, эпос, исторические сочинения, а также работы, имевшие целью просвещение народа. Вергеланд стал первым национальным норвежским поэтом4. «Творение, человек и мессия» - наиболее известное произведение Вергеланда, которое было критически воспринято его противником во взглядах на возрождение норвежской литературы – Вельхавеном. Борьба между Вергеландом и Вельхавеном была отражена в критическом произведении «Поэтическое искусство Хенрика Вергеланда и полемика, освещённая в документах» опубликованном Вельхавеном в 1832 г5.

В отличие от Вергеланда, Вельхавен выступал за возрождение норвежской литературы посредством укрепления связей с датской и общеевропейской культурой. Вельхавен писал, что главная цель искусства – это красота, основополагающими поэтическими понятиями являются гармония и равновесие. Он стремился к красоте формы и ясности восприятия, его произведения отличаются идейной целостностью и строгой логикой построения. Поэт делал акцент на рациональное и логическое начало, считая «вдохновение» и «поэтическую свободу» лишь красивыми словами, не отражающими суть поэтической деятельности. Лирика поэта – рассудочная и ориентированная на философские размышления, в ней умственное начало преобладает над чувственным. Художественные образы Вельхавена намечают путь к открытиям символизма. Например, в стихотворении «Дикая утка», образ птицы, застреленной охотником в шутку, выступает как символ хрупкой и мимолётной жизни, зависящей от воли судьбы6. Воззрения автора нашли своё отражение в цикле полемических сонетов «Рассвет над Норвегией» и в трудах по истории датской и норвежской литературы.

Большая роль в развитии скандинавского романтизма принадлежит Хансу Кристиану Андерсену (1805-1875). Изначально он делает попытку связать свою жизнь с театром, однако, первый опыт создания пьес оказывается неудачным. Мировую известность Х.К. Андерсену принесли его знаменитые сказки, которые он начинает выпускать с 1835 г7. Ранние его сказки – это преимущественно литературная интерпретация и обработка народных сказок, которые он слышал в детстве. Характерной особенностью сказок Андерсена является их социальная роль, применимая ко всем слоям общества в любой исторический период. «Они вышли за пределы своего века, стали постоянными спутниками человечества через виденье датским сказочником вечного содержания любого человека, пусть то будет король, королева, принцесса или крестьянин»8. Андерсен является защитником простого и ясного взгляда на мир, который он и считает настоящим.

Заключение

Представители скандинавского романтизма, опираясь на идеи немецких философов, вдохновляясь воззрениями французских революционеров и обращаясь к богатому историческому прошлому стран, возрождали традиционную национальную литературу, зачастую своей деятельностью задавая направления дальнейшего литературного развития. Они являлись патриотами своих стран, ратовали за возрождение национальных традиций и обычаев, основанных на уважении к прошлому, любви к природе и стремлении к обретению свободы. Скандинавские романтики создавали свои произведения в условиях роста национально-освободительного движения в странах Северной Европы, что нашло своё отражение в их творчестве.

1 Научный руководитель – Шадрина Ольга Николаевна, к.филос.н., доцент кафедры регионоведения, международных отношений и политологии САФУ имени М.В. Ломоносова

2 Скандинавский центр. URL: http://www.nordiccenter.ru/ru/culture/denmark/literature.html (дата обращения: 12.12.13).

3 Литература Финляндии. URL: http://e-finland.ru/info/culture/literatura-finlyandii.html (дата обращения: 12.12.13).

4 Национальный романтизм. URL: http://www.norge.ru/literatur_national (дата обращения: 12.12.13).

5 «Рассвет над Норвегией». Вечер поэзии Ю.С. Вельхавена. Library & Norwegian Information Center. URL: http://lnic.norge.ru/news/2007/12/05/265.html (датаобращения: 12.12.13).

6 Вельхавен и норвежский романтизм. URL: http://www.norge.ru/literatur_velhaven1/ (дата обращения: 12.12.13).

7 Литературный глоссарий. Биография – Ганс Христиан Андерсен. URL: http://www.bukinistu.ru/biografiya-gans-hristian-andersen.html (дата обращения: 13.12.13).

8 Там же.

Просмотров работы: 196