О ВЛИЯНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРИДВОРНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

О ВЛИЯНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРИДВОРНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ)

Дымская М.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Национальная композиторская школа берет свое начало с середины XVII века и связана с именами таких композиторов, как Н. П. Дилецкий, А. Л. Бавыкин, С. В. Протопопов, М. П. Беляев, В. П. Титов и других. В этот период наблюдается рост профессионального исполнительства.

На протяжении двух веков – XVIII–XIX – большой интерес в исполнительском отношении представляла Придворная Певческая капелла. Исполнительская традиция, сложившаяся в этом коллективе, формировалась «в условиях придворного регламента и активного воздействия западного, светского искусства» [4].

Композитор, на протяжении жизни связанный с определенным коллективом, пишет для этого коллектива, учитывая его исполнительские возможности. В русской истории очагом культурно-музыкального развития становится Придворная Певческая капелла. В своем историческом значении Придворная капелла явилась центром распространения светского направления в хоровом искусстве России. Во многом ее стиль определялся участием певческого коллектива в различных светских мероприятиях, ассамблеях, празднествах, официальных торжествах царского двора времен Петра I. Несмотря на то, что основой деятельности певчих было отправление церковных обрядов и треб, однако, черты публичности, открытости исполнительской формы стали специфическими признаками новой эстетики и нашли отражение в репертуаре концертных программ капеллы, жанрово-стилевом разнообразии, связанном с большими творческими возможностями данного коллектива, выходившими далеко за рамки культовой области [2, с. 16].

Капелла в XVΙΙΙ-XΙX веках представляла собой образцовый хоровой коллектив, воспитавший в своих стенах целую плеяду известных композиторов. В разное время для этого коллектива писали директора и преподаватели капеллы: Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. С. Аренский и другие. Каждому из них присущ индивидуальный авторский стиль, но творчество этих композиторов связано и обусловлено стилем капеллы, выкристаллизовавшимися исполнительскими особенностями хорового коллектива. В № 18 «Санкт-Петербургских ведомостей» содержится отзыв: «Несравненный хор, из 50˗ти выбранных дворцовых певчих состоящий, производил немалое в смотрителях удивление…» [2, с. 18]. Сведения о концертных программах певчих Придворной капеллы содержатся в записях придворных камер-фурьерских журналов, петербургской прессе того времени и изложены в книге И. Л. Гусина и Д. В. Ткачева «Государственная Академическая капелла им. Глинки».

О том, что исполнительский уровень капеллы был первоклассным, свидетельствуют многочисленные восторженные отзывы композиторов и критиков того времени.

Как писал Н. А. Римский-Корсаков в «Летописи»: «В феврале 1883, состоялось мое назначение помощником управляющего Придворной Капеллой, <…> Хор капеллы был превосходен» [11, с. 97].

Открытие Филармонического общества в 1802 необычайно плодотворно сказалось на деятельности капеллы. В концертную программу придворного хора, кроме культовой музыки, великорусских и украинских народных песен вошли труднейшие произведения Палестрины, Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Шумана и многих других великих композиторов. С этого времени в репертуар придворного хора входит ораториальная форма. Среди исполнявшихся хором капеллы концертных произведений: «Мессия» Генделя, «Реквием» Моцарта, «Времена года» и «Сотворение мира» Гайдна, «Месса C-dur» и «Девятая симфония» Бетховена, «Месса» и «Реквием» Керубини, а также «Реквием» Берлиоза.

В своем очерке «Вечера в оркестре. Двадцать первый вечер» Гектор Берлиоз отмечал: «Мне представляется, что хор капеллы, ˂...˃ состоящий из восьмидесяти певчих, – мужчин и мальчиков, превосходит все существующее в подобном роде в Европе ˂...˃ Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих, это все равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театра оркестру Парижской консерватории» [1, с. 323].

Активная концертно-исполнительская деятельность придворного хора способствовала формированию отечественных исполнительских кадров и послужила расцвету национальной композиторской школы. Особую страницу в истории капеллы представляет деятельность «малых» певчих, из среды которых впоследствии выросли отечественные композиторы и исполнители.

В конце XVIII века на первый план выходят две фигуры, чьи имена неразрывно связаны с придворным хором – М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский. Важное место в деятельности Бортнянского занимала исполнительская работа с хором для концертов Петербургского филармонического общества. Также он ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы, посещавшиеся всеми желающими.

С детских лет, находясь в капелле в качестве певчего, а затем, по возвращении из Италии заняв должность ее директора, Бортнянский был хорошо знаком со стилевыми особенностями придворного хора. В опоре на них он создал великолепные хоровые произведения, синтезирующие устоявшиеся традиции концертных жанров и национальный мелос. Своими сочинениями, хотя и во многом далекими от древнерусского церковного канона, Бортнянский содействовал формированию и развитию национальной церковно-певческой культуры, отличающейся от эффектных, но мало отвечавших цели, церковных сочинений итальянских мастеров.

А. Ф. Львов получил известность в сфере духовной музыки, как создатель хоровых концертов. Он является автором около сорока оригинальных духовных сочинений в различных жанрах. Его духовно-музыкальное творчество включает 4 больших духовных концерта: «Приклони Господи ухо Твое», «Возлюблю Тя Господи», «Глаголы моя внуши Господи», «Услыши Господи». Эти произведения Львова отличает строгость изложения, классический стиль гармонии. Находясь в должности директора Придворной капеллы Львов, а впоследствии и сменивший его на этом посту Бахметев, выдавали разрешение на исполнение своих концертов. Их сочинения в данном жанре отличаются значительной объемностью, сложностью в исполнительском отношении. В тот период (середина XIX века) они, пожалуй, были под силу только придворному хору, и именно исполнительский стиль капеллы – виртуозный, с уравновешенными в тембровом отношении хоровыми партиями – повлиял и на стиль этих концертов. Л. В. Гуревич в статье «М. И Глинка и А. Ф. Львов: конец одной иллюзии» пишет о восторженных отзывах отечественных и зарубежных композиторов критиков, касающихся мастерства Львова-музыканта [6, с. 123 ˗ 127].

В то время, когда повсеместно издавались указы, запрещающие петь собственные сочинения и пресекающие на корню духовное композиторское творчество в силу его несоответствия церковным канонам, произведения Львова пользовались популярностью, издавались и исполнялись капеллой.

В своём письме к Львову свт. Игнатий Брянчанинов пишет о труде композитора на этом поприще и о том, что он способен «дать ‹…› богослужению должную правильность и тем умножить благолепие оного» [8, с. 789].

И наконец, именно при Львове составляется особый придворный напев, и издаются нотные богослужебные книги в гармоническом виде.

С целью исполнения классических произведений в 1850 году при капелле было организовано Концертное общество.

С 1858 в концертную программу включаются духовные произведения, исполнявшиеся исключительно хором придворной капеллы. На этих концертах звучали произведения композиторов, которые создавали свои сочинения с расчетом на исполнительские силы и традиции данного коллектива: Бортнянского, Львова, Бахметева, Римского-Корсакова, Аренского, в разное время бывшие директорами или управляющими Придворной Певческой капеллы.

Среди композиторов, обратившихся в своём творчестве к написанию духовной музыки, был Н. И. Бахметев. Как и большинство композиторов, Бахметев начинал с сочинения романсов, небольших фортепианных пьес и фантазий для скрипки. В историю русской музыки Бахметев вошел, прежде всего, как автор духовных сочинений. Им создано около 120 произведений в различных жанрах духовной музыки. Среди ранних сочинений композитора известен духовный концерт «Тебе Бога хвалим», написанный в 1843 году. Впоследствии, став директором Придворной капеллы, Бахметев целиком посвятил себя созданию духовной музыки. «Тебе Бога хвалим» – этот концерт исполняла капелла. Концерт двухорный, в нем выдержан стиль Бортнянского, но он более сложен в отношении гармонии. Сочинения Бахметева отличает усложненный гармонический стиль. Около половины произведений композитора – духовного содержания, большую часть из них составляют исполняемые придворным хором причастные стихи, вобравшие в себя стиль капеллы. Помимо оригинальных сочинений в 1869 году под редакцией Бахметева был издан «Обиход нотного церковного пения», употребляемый при высочайшем дворе.

Хоровое творчество Римского-Корсакова непосредственно связано с его деятельностью в капелле. Проработав в должности помощника управляющего Придворной капеллы на протяжении одиннадцати лет, с 1883 по 1894 годы композитором немало было сделано, а его духовно-музыкальное творчество ознаменовало новый этап в истории русской музыки. По словам Н. Ф. Финдейзена, эти годы стали «наиболее блестящей порой этого учреждения» [7].

Оказавшись в центре событий, происходящих в области церковного пения, Римский-Корсаков полностью погрузился в изучение богослужения, системы древних роспевов1.

Духовное творчество Римского-Корсакова отличает многообразие форм и жанров. Всего за три года своей деятельности в капелле, как пишет в своём исследовании Рахманова, Римским-Корсаковым было создано «около сорока церковных песнопений – сочинений и переложений, из которых двадцать три номера были опубликованы посмертно и составили наследие композитора в области духовной музыки» [9, с. 51].

Среди наиболее известных произведений – двухорный концерт «Тебе Бога хвалим», а также догматик «Всемирную славу». Общение с таким первоклассным хором совершенствовало мастерство композитора. Заслугой Римского-Корсакова стало открытие тайны «коренного пения», пения в унисон [10]. Первые упоминания об исполнении капеллой духовных сочинений Римского-Корсакова относятся к 1885 году, когда под управлением С. А. Смирнова прозвучали такие песнопения, как «Се жених грядет», «Чертог Твой вижду», а также знаменитый двухорный концерт «Тебе Бога хвалим». Помимо ценнейших открытий в области гармонии, полифонии, фактурном воплощении роспевов, именно Римский-Корсаков проложил новый путь для церковной музыки, получивший отражение в творчестве его учеников и последователей [9, с. 57].

Продолжателем традиций, сложившихся при управлении Римского-Корсакова, стал А. С. Аренский. Семь духовных сочинений Аренского были написаны в начальный период его службы в капелле. Одно из них – пасхальный тропарь «Христос воскресе» для трехголосного хора. Во время репетиций с оркестром и хором капеллы Аренский проверял звучание и собственных произведений, созданных в соответствии со стилевыми особенностями придворного хора. За годы службы Аренского в должности директора капеллы в исполнительскую практику вошли новые хоровые произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Рубинштейна, Кюи и других известных композиторов.

Среди композиторов, в разное время писавших для капеллы – преподаватели, уставщики и дирижеры капеллы: старший учитель пения Г. Е. Ломакин, помощник управляющего С. М. Ляпунов и многие другие.

В «Русской музыкальной газете» конца XIX – начала XX века хранится множество рецензий на концерты того времени, среди которых были и выступления Придворной Певческой капеллы.

В Хронике «Русской музыкальной газеты» от июля 1896 содержится рецензия на концерт духовной музыки от 24 мая того же года в зале Благородного собрания в Москве. Судя по отзыву, исполнение произведений хором капеллы стояло на высоком уровне [5].

Несмотря на влияние западноевропейской музыкальной культуры, композиторское творчество было неразрывно связано с церковной традицией. И Бортнянский, и впоследствии его преемники большое внимание уделяли исследовательской работе в области церковно-певческого искусства и сохранению церковного канона.

В это сложное, порой противоречивое для русской церковной музыки время, на стыке слияния разных традиций выкристаллизовался национальный стиль, оказавший существенное влияние на последующие поколения композиторов.

После Октябрьской революции капеллой руководили видные советские хоровые дирижёры: М. Г. Климов, Н. М. Данилин, А. В. Свешников, Г. А. Дмитревский, А. И. Анисимов, Ф. М. Козлов, с 1974 – В. А. Чернушенко. В 1928 капелла гастролировала в Латвии, Германии, Швейцарии, Италии, в 1952 в ГДР. Происходит пересмотр культурных ценностей и секуляризация церковного искусства. На первый план выступают классические хоровые сочинения, народная музыка, революционная песня. По-прежнему большое место занимает исполнение классической и западноевропейской хоровой музыки, в репертуар входят сочинения советских композиторов. Достигает значительных успехов песенно-хоровое творчество. В репертуар капеллы этого времени входят классические и современные произведения отечественных и зарубежных композиторов, народные песни (русские, украинские и др.), а также произведения кантатно-ораториального жанра, исполнявшиеся в СССР впервые. Исполняются произведения Прокофьева, Шостаковича, Салманова, Слонимского, Шапорина, Пригожина и др., как советских, так и зарубежных композиторов. Активно привлекаются композиторы, пишущие произведения для хора на современную тему.

Традиции русского певческого искусства на протяжении многих веков складывались на образцах художественного исполнения придворного хора. Своей творческой практикой капелла содействовала созданию новых хоровых произведений и явилась крупной профессиональной школой, воспитавшей многочисленные композиторские и исполнительские кадры.

Список литературы

Берлиоз Г. Избранные статьи. – М.: Гос. муз. изд., 1956. – 405 с.

Гусин И. Л., Ткачёв Д. В. Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки. – Л.: Гос. муз. изд., 1957. – 169 с.

Дабаева И. П. Русский духовный концерт в отечественной культуре XIX – начала XX века. Дис. <…> докт. искусств. – Ростов-на-Дону: РГК, 2017. – 410 с.

Кравченко Е. А. Исполнительский анализ духовной музыки как способ познания национальных традиций в хоровом искусстве рубежа XX–XXI веков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnitelskiy-analiz-duhovnoy-muzyki-kak-sposob-poznaniya-natsionalnyh-traditsiy-v-horovom-iskusstverubezha-hh-xxi-vekov(Дата обращения: 05.12.2019).

Липаев И. В. Хроника.  Русская музыкальная газета, 1896, Июль. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kapellanin.ru/biblio/?form=2 (Дата обращения: 05.12.2019).

Наследие: Русская музыка ˗ мировая культура. Выпуск I. Сборник статей, материалов, писем и воспоминаний. / Гуревич Л. В. М.И. Глинка и А.Ф.Львов: конец одной иллюзии. – М.: Научно – исследовательский центр «Московская консерватория», 2009. с. 123 ˗ 127.

Плотникова Н. Ю. Духовная музыка Н. А. Римского-Корсакова // Римский-Корсаков Н. Собрание духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора без сопровождения. – М.: Изд. совет РПЦ, 2001. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rimskykorsakov.ru (Дата обращения: 05.12.2019).

Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова Том 6.  – М.: Паломникъ, 2004. [Электронный ресурс]. ˗ Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Ignatij-Bryanchaninov/pst-6-789-pismo-sv-Ignatiya-k-Lvovu.html (Дата обращения: 05.12.2019).

Рахманова М. П. Духовная музыка // Музыкальная академия. – 1994. – № 2. – С. 51–74.

Рахманова М. П. Николай Андреевич Римский-Корсаков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belcanto.ru/rimsky.html (Дата обращения: 05.12.2019).

Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни 1844 – 1806. – Спб.: Типография Газунова, 1909.– 368 с.

1 Церковные темы также звучат в камерной, симфонической и оперной музыке Римского-Корсакова: струнный квартет – «В монастыре», оперы – «Садко», «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Воскресная увертюра «Светлый праздник», Оркестровая прелюдия «Над могилой» памяти М. П. Беляева и другие.

Просмотров работы: 40