ВВЕДЕНИЕ
Каникулы играют важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время летних каникул происходит восстановление израсходованных сил и развитие творческого потенциала. Родителей и педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи.
Как показывает практика, в качестве вожатых в пришкольных лагерях выступают учителя начальных классов, поэтому так важно заложить в них компетентность в правильной организации времени для проведения воспитательной работы, а так же умения использовать свободного времени для устранения пробелов школьника по определенным предметам, при этом не перенагружая ребенка.
Цель исследования – теоретическое обоснование формирования у будущих учителей начальных классов компетентности в области воспитательной работы в пришкольном лагере с математической направленностью.
В современных условиях формирование личности будущего гражданина осуществляется как в образовательном процессе, так и во внеурочное, каникулярное время через работу кружков творческой направленности, секций и загородных детских оздоровительных и пришкольных лагерей. У каждой школы организуется пришкольный лагерь, в котором, как правило, работают учителя начальных классов, потому что они являются универсальными специалистами, так как в высшем учебном заведении их развивают не только интеллектуально, но и творчески. Имея музыкальную, художественно-эстетическую, технологическую, физкультурную, методическую подготовку деятельность учителя начальных классов способна оказать непосредственное влияние на процесс развития у детей креативного мышления, творческих способностей. Какое это будет влияние, положительное или отрицательное, зависит от формирование профессиональной компетентности.
Вожатые, как правило, являются классными руководителями детей, которые пришли в лагерь отдыхать. Учителя, соответственно, имеют представление о пробелах ребенка по учебе. Если в вышем учебном заведение у педагога правильно сформировали компетентность, то он сможет использовать лагерное время, чтобы восполнить эти пробелы. Но, к сожалению, оценивая работу учителей начальных классов как вожатых и воспитателей пришкольных лагерей, можно заметить ее несоответствии современным требованиям.
Данный результат может быть вызван рядом причин. Первое, что стоит отметить – проект работы лагеря. При его разработке, руководство забывает про основные закономерности и последовательности воспитания. Такие как константность, соотносительность, иллюзорность, ассоциативность, образность. Именно они отражают ключевые, существенные, необходимые, устойчивые связи воспитательного процесса, учет и воплощение в жизнь которых обеспечивают достижение намеченных воспитательных результатов. Во-вторых, не всегда в педагогических вузах присутствует соответствующие дисциплины в учебном плане. Однако в современных реалиях вожатыми в пришкольных лагерях всё равно являются учителя, поэтому формирование компетентности в данной области приобретает особо острую актуальность. Также, практика показывает, что математика является одним из самых сложных предметов для школьников, и зачастую часов на её полное освоение не хватает, поэтому учитель-вожатый должен научиться методам и приемам, которые помогут детям пополнить богаж знаний по данному предмету в свободное от учебы время.
Под профессиональной компетентностью нами рассматривается осведомленность специалиста о знаниях, умениях и их нормативных свойствах, необходимых для осуществления данной деятельности, овладение психологическими, личностными качествами, желательными для его выполнения, реальная профессиональная деятельность в соответствии с установленными нормативными документами и стандартами. Такую способность развивают у студентов преподаватели педагогических учебных заведений на протяжении всего обучения. Но она значительно отличается от профессиональной компетентности педагога-вожатого детского пришкольного оздоровительного лагеря.
Вожатый детского пришкольного оздоровительного лагеря обязан соблюдать определенные правила и выполнять социально-педагогические функции, направленные на раскрытие внутренних возможностей личности каждого ребенка. В частности к таким функциям относят: выявление и предупреждение фактов асоциального поведения подростков, организация превентивно-профилактической работы по ряду направлений. Кроме этого, вожатый должен эффективно и адекватно решать проблемные ситуации, принимать решения и нести ответственность за их последствия, использовать ресурсы социокультурной среды и личностные возможности каждого ребенка с целью достижения положительных результатов в его развитии и воспитании. Не выполнение перечисленных функций может привести к негативным последствиям. Приведем конкретный пример. В лагере N вожатый не обращал внимание на конфликт, который произошел в его отряде, надеясь на то, что он пройдет сам собой. В результате отряд разделился на две группы, которые было достаточно трудно помирить. На этапе зарождения ссоры, специалист обязан был найти выход из проблемной ситуации, и решить её.
Одним из решений поставленной проблемы является внедрение в учебный процесс формирования данной компетентности у будущих учителей.
Стоит отметить, что на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева существует школа вожатского мастерства, где происходит подготовка будущих специалистов для работы в загородных оздоровительных лагерях. Опыт, знания, которые дает ШВМ, безусловно, положительно скажутся на работе учителя начальных классов как вожатого. К сожалению, школа не направлена на изучение специфики пришкольного лагеря, которая значительно отличается от загородного.
В целях обеспечения профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов к работе в пришкольном оздоровительном лагере стоит внедрить спецкурс в учебный план вуза по работе в данном лагере.
Как было сказано ранее, для того, чтобы улучшить не только качество отдыха, но и его положительное влияние на образовательный процесс, в пришкольный лагерь стоит внедрить дополнительную образовательную программу по математике, которая была бы направлена на решение задач внеклассной работы:
повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
пособствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды «любителей» математики;
организовать досуг учащихся в свободное от учебы, каникулярное время.
Организаторами смены лагеря должен быть отмечен тот факт, что дети за учебный год устали от школы, поэтому в программу должен быть включен материал расширяющий представление об эстетических возможностях математики, сделан акцент на обучение учащихся искусству применять математические идей и методы решения практических и теоретических задач без громоздких вычислений, показаны приемы выхода из разного рода затруднительных положений, возникающих в повседневной жизни, и даже из тех, в которых использование математики поначалу кажется просто невозможным.
Организация математического отряда оздоровительного лагеря с дневным пребыванием логично дополняет учебно – воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в данном направлении.
Если организовать целенаправленный процесс по формированию творческого мышления учащихся в рамках ежегодного математического лагеря, то это позволит достичь высокого уровня сформированности умений решать нестандартные задачи.
Профильный математический отряд, как форма, объединит в одну цепочку все звенья: урок, кружок, турниры, интеллектуальные конкурсы, «Неделю математики», олимпиады, профильный отряд оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Причем каждое звено имеет свое предназначение: на уроке формируются базовые знания для решения задач, на занятиях кружка изучаются методы решения нестандартных задач, турниры, интеллектуальные конкурсы – это своеобразная площадка для реализации полученных умений и навыков, «Неделя математики» способствует развитию познавательного интереса, олимпиада формирует адекватную самооценку, а профильный математический отряд – это творчество.
Какие же мероприятия могут быть организованны в рамках данной программы ?
Приведем примеры:
веселая викторина – «высказывания великих людей о математике»;
конкурс математических газет;
геометрические головоломки;
фигуры и их построение;
создание фигур;
математическое лото.
Данные мероприятия разбавят смену и положительно скажутся на развитие детей.
Стоит отметить ещё ряд факторов, устранив которые, эффективность работы пришкольного лагеря повысится.
Как правило, пришкольный лагерь находится в помещение школы. Летом старшие классы сдают экзамены, и в эти дни вожатые обязаны придумывать, чем занять детей вне стенах школы, что вызывает трудности. Руководство школы могло бы выделить отельную территорию под лагерь, который впоследствии мог бы работать не только в летние дни, но и в учебном году во время каникул.
На качество работы пришкольного лагеря также влияет дополнительная нагрузка педагогов. Они обязаны заполнять школьные журналы, составлять учебные планы и т.д. Все это мешает организации детского отдыха. Я считаю, что было бы правильнее освободить учителей-вожатых от данных обязанностей на время работы пришкольного лагеря.
Ещё одним минусом пришкольного лагеря является акцент на трудовую работу. Не будем говорить о том, что труд-это основной вид деятельности, и без него нельзя обойтись, однако в пришкольном лагере его слишком много. Необходимо добавлять в процесс организации детского досуга больше развивающих, творческих мероприятий, соревнований, квестов по станциям и т.д. При таком подходе учащиеся будут более заинтересованы жизнью лагеря.
Из практики работы в пришкольном лагере и проведя опрос среди студентов ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, я выделила ещё один отрицательный момент. В детский пришкольный оздоровительный лагерь, в качестве помощников, берут работать старшеклассников. Безусловно, это помогает наладить контакт между старшей и младшей школой, но зачастую учителя сбрасывают все свои обязанности на плечи подростков, которые не могут в полной мере выполнить эти обязанности.
Мы понимаем, что в формирование у будущих учителей компетентности в области воспитательной работы пришкольном лагере скрывается огромный труд самих педагогов, их саморазвитие, самоподготовка, но влияние оказывает и подготовка в вузе, и правильная организация лагеря.