Реинжиниринг – это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы [1]. Реинжиниринг означает отказ от многого из накопленного опыта промышленного менеджмента, необходимость забыть то, как работа осуществлялась в эпоху массового рынка, и решить, как она теперь должна выполняться наилучшим образом. В реинжиниринге важным является то, как мы хотим организовать работу именно сегодня с учетом спроса на сегодняшнем рынке и возможностей сегодняшних технологий. Таким образом, анализируя выше сказанное, можем выделить следующие характеристики реинжиниринга:
Отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса с нуля, что позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм.
Пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности – если невозможно переделать свою деловую среду, то можно переделать свой бизнес.
Значительное, на порядок, изменение показателей деятельности. Хаммер М. и Чампи Дж. выпустили книгу [2], в которой изложено современное понимание основ внутрифирменного управления и принципов организационной перестройки компаний. Для понимания сущности реинжиниринга, необходимо рассмотреть принципы организационной перестройки компаний. Всего принципов больше десяти, но в рамках данной работы будут рассмотрены наиболее популярные из них. Для более полного понимания принципов реинжиниринга в работе будут представлены конкретные примеры их реализации с иллюстрацией диаграммами «Как есть» (на всех рисунках слева) и «Как будет» (на всех рисунках справа), то есть описание реорганизуемых процессов до и после реинжиниринга.
Принцип «Поиск лучших отраслевых решений» базируется на анализе опыта передовых предприятий и разработке альтернативных вариантов моделей процесса. Для получения опыта передовых предприятий и специалистов целесообразно: произвести общение со специалистами различных предприятий; произвести наем опытных специалистов с других предприятий; использовать готовые, так называемые референсные, модели бизнес-процессов; пригласить консультантов.
На рисунке 1 показан пример реинжиниринга бизнес-процесса «Прием врача» с использование данного принципа.
Рисунок 1 – Пример реинжиниринга бизнес-процесса в соответствии с принципом «Поиск лучших отраслевых решений»
Как видно из рисунка 1, на диаграмме «Как будет» в результате реинжиниринга значительно сократится время пребывания пациента в поликлинике за счет того, что пациент будет производить запись на прием к врачу не выходя из дома. Также пациенту не нужно тратить время на ожидание своей очереди в регистратуре для получения своей карточки. Работники поликлиники будут производить передачу карточки врачу в необходимый срок, который пациент указал в момент записи на прием.
Принцип «Вертикальное сжатие» призван сократить уровни функциональной иерархии, задействованные в выполнении процедур процесса и принятии решений. На рисунке 2 показан показан пример реинжиниринга бизнес-процесса «Закупка канцтоваров» с использование данного принципа.
Рисунок 2 – Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе
принципа «Вертикальное сжатие».
Как видно из рисунка 2, в результате реинжиниринга из процесса полностью удаляется деятельность отдела закупок, а все операции по закупке канцтоваров переходят под ответственность работника. Работник сам будет производить поиск необходимых поставщиков и товаров, а также будет передавать реквизиты на закупку непосредственно в отдел бухгалтерии. В результате реинжиниринга значительно сократится время закупки канцтоваров.
Принцип «Горизонтальное сжатие» призван устранить неэффективные процедуры процесса, итерационные согласования на одном уровне иерархии, сократить время выполнения процедур процесса и простоев. На рисунке 3 показан показан пример реинжиниринга бизнес-процесса «Покупка товара» с использование данного принципа.
Рисунок 3 – Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе
принципа «Горизонтальное сжатие».
Как видно из рисунка 3, в результате реинжиниринга у покупателя отпадает необходимость самостоятельно приходить в магазин для покупки товара и ему больше не нужно искать и ожидать консультанта, чтобы произвести покупку товара. В результате реинжиниринга значительно сократится время покупки товара, поскольку покупатель заказывает товар на сайте магазина, оплачивает его и приходит в магазин за товаром в назначенный при заказе срок. К моменту прихода покупателя, работники склада производят поиск товара и подготавливают его к выдаче. При этом практически отпадает необходимость в деятельности консультанта, за счет чего уменьшается стоимость бизнес-процесса.
Принцип «Делинеаризация процесса» предполагает осуществлять выполнение работ не только последовательно, но и параллельно. Это значительно экономит время, которое тратилось на ожидание одних процессов окончания других.
На рисунке 4 приведен пример реинжиниринга бизнес-процесса «Оформление грузоперевозки» с использование данного принципа. На диаграмме «Как будет» (рис.4) видно, что в результате реинжиниринга процессы «Составление заявки на грузоперевозку» и «Заключение договора с фирмой заказчика» идут параллельно. Это обусловлено тем, что заказчику можно не ожидать, пока логист заключит договор и составит заявку на грузоперевозку, тем самым значительно сократится время документальных работ по оформлению грузоперевозки.
Принцип «Повышение эффективности бизнес-процесса – ориентация на конечный результат» предполагает определение требований к бизнес-процессу в целом, требований к характеристикам его выходного продукта (степень удовлетворенности клиента, стоимость, качество и т.д.), и проведение реорганизации процесса с целью удовлетворить заданным целевым значениям этих требований. Таким образом, осуществляется оптимизация бизнес-процессов по отношению к его конечному результату. Хаммер сформулировал этот принцип, как: «…организовывайте достижение результата, а не выполнение задачи…».
Рисунок 4 – Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе
принципа «Делинеаризация процесса».
На рисунке 5 показан показан пример реинжиниринга бизнес-процесса «Составление счетов и актов выполненных работ» с использование данного принципа.
Рисунок 5 – Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе принципа «Повышение эффективности бизнес-процесса – ориентация на конечный результат».
Из диаграммы «Как будет» видно, что в результате реинжиниринга устраняется риск ошибки в составлении счетов и актов выполненных работ. До этого часто возникала ситуация, когда из-за ошибки в счетах и актах выполненных работ оплата по ним задерживалась. Вторым позитивным результатом реинжиниринга является значительное сокращение времени составления счетов и актов выполненных работ за счет использования информационной системы.
Принцип «Введение вариантов процесса» предусматривает разработку различных версий бизнес-процессов в условиях постоянно меняющегося внешнего окружения компании и ситуации на рынке продуктов и услуг. Поэтому бизнес-процессы должны иметь различные варианты в зависимости от ситуаций, входов и состояния рынка.
На рисунке 6 приведен пример реинжиниринга бизнес-процесса подготовки и употребления блюда с использование данного принципа.
Рисунок 5 – Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе
принципа «Введение вариантов процесса».
На рисунке 6 в диаграмме «Как будет» показано, что в результате реинжиниринга добавляется новая ветка, то есть вводится новый вариант выполнения процесса, в связи с этим расширяется выбор вариантов для достижения конечного результата наилучшим способом.
Приведенные примеры реинжиниринга бизнес-процессов взяты из реальной жизни. Разработанные диаграммы бизнес-процессов помогут осмыслить принципы реинжиниринга и разработать свои примеры реализации этих принципов в практической деятельности конкретных предприятий и организаций.
Список использованных источников
1. Уткин, Э.А. Бизнес - реинжиниринг; М.: Экмос - Москва, 2014. – 224 c.
2. Хаммер Майкл , Чампи Джеймс Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе; Манн, Иванов и Фербер - Москва, 2011. - 288 c.
3. Ширяев, В.И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 464 c.