Тема музыкального образования и значимости предмета сольфеджио не теряет своей актуальности. Как одна из главных музыкальных дисциплин сольфеджио ежегодно совершенствуется ведущими специалистами в данной области. Их стараниями создаются новые или дополняются уже существующие учебные и методические пособия. Однако всегда есть такие темы и вопросы, которые можно вторично рассмотреть и предложить иной способ их изложения и преподнесения ученикам.
Данная статья направлена на привлечение внимания к творчеству современных ростовских композиторов, к некоторым актуальным проблемам в музыкальном обучении, а также на переосмысление цели и методов работы на уроках сольфеджио.
Первый вопрос, который можно предложить к рассмотрению – цель музыкального образования. Перед началом любого дела необходимо ясно представлять главную цель, к которой надо двигаться. В музыкальном образовании их поставлено так много, что основная порой теряется или со временем даже сменяется новой. По нашему мнению, необходимо вернуться к сути и вспомнить, что главным приобретением по окончании музыкальной школы должна быть любовь к музыке. Теоретические и практические знания и навыки тоже важны, но они являются основой для понимания искусства, а не самой целью. Главное, чтобы из музыкальной школы выходили люди, которые непросто ознакомились и усвоили теоретическую и практическую базу, а полюбили музыку и стали музыкантами-любителями или профессионалами с развитым чувством музыкальности. В таком случае, главной целью в музыкальном образовании становится воспитание любви к музыке.
Представленные в статье идеи не являются новыми, их можно найти в работах Болеслава Яворского – автора методики, посвященной активизации восприятия, музицирования, движения под музыку; в трудах Бориса Асафьева относительно музыкального воспитания, где автор высказывает мысль, что надо учить воспринимать музыку осознанно и активно. Знаменитая система Карла Орфа также посвящена максимальному сближению учащихся с музыкой через музицирование, танец, игру на элементарных музыкальных инструментах, пение и декламацию. В статьях и работах нашей современницы Марии Владимировны Ожиговой, преподавателя Ростовской консерватории, развивается мысль о призвании музыкального образования и цели предмета сольфеджио: «Цель сольфеджио – развить музыкальность, воспитать эстетическое отношение к действительности» [1, с. 2]. Музыкальностью автор называет способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Ученик с развитым чувством музыкальности не будет исполнять «голые» ноты, он внесет жизнь в произведение, свои мысли и чувства.
Соединив отмеченное выше, получается, что целью образования должно стать воспитание любителя музыки, а задачей – развитие в ученике музыкальности, живости ума и творческой жилки в данном виде искусства. Осталось рассмотреть метод, с помощью которого можно достигнуть поставленных целей и задач. Он прост – воспитанию любви и интереса ученика будет способствовать частое и главное осознанное соприкосновение с музыкой, а точнее с музыкальным произведением. Несомненно, этот процесс и так происходит на уроках специальности и музыкальной литературы, так же, как и краткий теоретический анализ с выявлением особенностей произведения. Однако и на уроках сольфеджио можно воспользоваться методом введения в урок музыкального произведения, это только добавит жизни в предмет и разбавит сухие упражнения и заучивание правил теории.
К мысли о введении в урок сольфеджио музыкального произведения пришли вместе, но в разное время Мария Ожигова и Татьяна Первозванская. Мария Владимировна разработала методику, где главное место в преподавании сольфеджио занимает музыка. Автор отмечает: «Музыка должна стать хозяйкой на уроке, а не служанкой» [1, с. 5]. Далее она поясняет, что лучше, если теория появляется от соприкосновения с музыкой, а не музыка служит иллюстрацией к теории. Кажется не столь важное замечание, но оно в корне меняет восприятие материала учениками.
Примерно через 15 лет после появления статьи Ожиговой, в Санкт-Петербурге, также после длительных поисков и создания многих методических разработок, Татьяна Евгеньевна Первозванская, преподаватель музыкальной школы, издала комплект учебных пособий «Мир музыки», который основывается на аналогичном методе преподавания. В предисловии к учебнику она отмечает: «Во всех пособиях “МИРА МУЗЫКИ” действует единый принцип: музыкальное произведение не является лишь примером к теоретической теме. Педагог сначала заинтересовывает ребенка музыкальными произведениями, а лишь затем открывает вместе с ним какое-либо музыкальное явление. <…> в учебнике сольфеджио вы не найдете традиционной темы “Паузы”, зато увидите тему “Русские народные колыбельные”, при знакомстве с которыми музыкальные паузы будут естественным открытием для ученика» [2, с. 3].
Таким образом, используя методику вышеуказанных авторов на уроках сольфеджио, можно попробовать вводить музыкальные произведения из фонда общепризнанных музыкальных шедевров. Полезным станет знакомство с современными сочинениями, тем самым сближая классическое музыкальное образование с современной музыкой. Также интересным опытом будет знакомство на сольфеджио с творчеством местных композиторов, в нашем случае, ростовских, что поможет соединить разрыв времен в обучении и развенчать возможный детский стереотип о том, что композиторы жили и творили когда-то давно, а сейчас их не видно и не понятно, откуда они берутся.
Поиск нот и выбор произведений для урока не составит труда, в творческом наследии Ростовского отделения Союза композиторов России одно из главных мест занимает музыка для детей. Ими создано много авторских и общих сборников пьес для разных инструментов solo и в ансамбле, а также для хоровых коллективов. Перечислим некоторые из них.
Для хоровых коллективов:
«Сборник хоровых произведений ростовских композиторов», составитель Е. Клиничева;
«Детский хор». Учебное пособие для средних и старших классов ДМШ, составитель Э. Ходош;
«Поет детский хор. Композиторы Дона – учащимся ДМШ», составитель В. Ходош;
«Композиторы Дона – детям», составитель Л. Бабасинов.
Для исполнителей на фортепиано:
«Детям. Пьесы для фортепиано», автор В. Ходош;
«Мишкина тетрадь», автор В. Красноскулов;
«В гостях у сказки». Фортепианные пьесы для детей. Сборник из произведений ростовских композиторов, составитель Г. Толстенко.
Для исполнителей на разных инструментах:
«Мы − оркестранты». Произведения для духовых и струнных инструментов, составитель В. Ходош.
«Виолинка». Альбом пьес для юных скрипачей, автор В. Ходош.
Произведения ростовских композиторов признаны далеко за пределами нашего края, они вошли в репертуар многих коллективов и исполнителей. Их творчество может стать живым пособием для изучения форм, стилей, жанров, средств выразительности от классических образов до современных и авторских. Только в одном фортепианном творчестве Виталия Ходоша исследователи-музыковеды находят следующее ладовое и стилевое разнообразие: монодические и мажоро-минорные лады, различные виды пентатоники, блюзовую гамму, атональность.
Для наглядности работы по методу введения в урок сольфеджио произведения ростовского композитора, представляем примерный план урока по теме «Лады народной музыки. Пентатоника». Познакомиться с этой темой помогут пьесы Виталия Семеновича Ходоша из цикла «Пять восточных кукол». Пьеса №2 написана в минорной пентатонике, а пьеса №3 − в мажорной. Произведения красочные, художественные, лаконичные и, главное, очень доступно представляют лад.
Краткий план урока:
Сведения об авторе и цикле
Прослушивание одной пьесы
Беседа-размышление
Определение лада. Теория
Слуховой анализ
Запись музыки (диктант)
Знакомство со второй пьесой
Определение лада. Теоретический блок.
Кажется, ничего не изменилось, тот же план урока, как и всегда, но изменения есть – это смена преподнесения теоретического материала и использование эвристического метода в изучении новой темы, то есть сначала звучит музыка, а потом путем наблюдения и логических размышлений определяются теоретические позиции.
Полный план урока будет выглядеть следующим образом. Предлагается начать урок со знакомства с личностью Виталия Семеновича, кратко с творчеством, подвести к циклу «Пять восточных кукол» и после небольших информационных данных прослушать пьесу № 3.
Игра на фортепиано пьесы учителем
Далее следуют вопросы к ученикам на развитие воображения: в какой стране живет кукла из данной пьесы? Расскажите о ее характере: добрая она или нет? Как она одета, что она может делать под эту музыку? Какую картину рисует пьеса?
После общей беседы и обмена мнениями последует задание: определить лад. Так как ученики еще не знакомы с пентатоникой они могут ответить, что лад не соответствует ни мажору, ни минору или что это неполный мажор, потому что не все ступени лада присутствуют в произведении. Второе задание: попросить учеников в тетради выписать в звукоряд все ноты правой руки – получится пентатонный лад. Здесь следует вернуться немного назад и вспомнить родину куклы, название цикла пьес, затем рассказать о теории, европейских и восточных ладах: что на востоке есть пятиступенный лад, который называется по количеству нот (пять нот – пентатоника) и т.д. − классическая теоретическая информация. Здесь же следует сказать о двух видах лада: мажорном, минорном и записать их строение.
После знакомства с теорией можно еще раз послушать пьесу, определить форму произведения, перечислить средства музыкальной выразительности, которые создают образ восточной куклы.
Учитывая, что урок длится 40 минут, на вступление и работу с пьесой можно отвести не более 15 минут. Далее по обычному плану будет следовать работа над развитием музыкального слуха 5 минут, запись музыки (он же диктант) − от 8-ми до 10 минут, 8 минут на знакомство со второй пьесой, плюс 2 минуты на запись домашнего задания или повторение предыдущей темы.
Но вернемся к подробному плану урока. После работы с музыкальным произведением следующая форма работы − слуховой анализ. На усмотрение педагога он может быть либо проверкой полученных знаний, либо закреплением недавно пройденного материала: интервалы, аккорды, виды семиступенного лада, главное − обязательно следует включить пентатонику, чтобы закрепить слуховые ощущения.
Следующая форма работы – запись диктанта. Ее также можно связать с темой урока, предоставив для записи часть пьесы «Восточная кукла №3» или другой уместный пример в пентатонном ладу.
Вторая пьеса должна прозвучать ближе к концу урока, для закрепления материала. После первого прослушивания так же, как и в начале урока, ученикам будет предложено определить лад. Метод повторения материала сводится к тому, что во время анализа они должны прийти к выводу о наличии другого лада по сравнению с пьесой №3, вспомнить виды пентатоники, пройденные в начале урока, правильно определить лад и вид пентатоники. Следующим заданием будет дирижирование под музыку, обращая внимание на частую смену размера, а затем пение с листа мелодии правой руки этой же пьесы.
Итог: для воспитания любви к музыке достаточно сделать центром урока сольфеджио музыку, музыкальное произведение и за счет этого обновить взгляд на классические формы работ, задания и упражнения. Привычная работа с номерами из хрестоматии и других учебных пособий, где порой не указано название или автор не дает ученикам полноценного восприятия музыкального образа. Подобные фрагменты мелодий и произведений воспринимаются учениками как рабочий материал, а не как пример произведения живого искусства, так как они неполноценны, представляют собой лишь часть полотна. Для глубокого, осознанного обучения и воспитания музыкальности, эмоционального отклика необходимы целостные произведения или относительно законченные фрагменты. После подобного урока, который приведен в данной статье, в слуховой и «эмоциональной копилке» учеников останутся две новые пьесы, новый композитор и не простой, а земляк, современник и плюс ко всему − новые знания о восточных ладах.
Список литературы
Ожигова М. В. Главная цель преподавания сольфеджио – развитие музыкальности. – Ростов н/Д, б/г. – 13 с. − Деп. в (РГМПИ) РГК.
Первозванская Т. Е. Мир музыки: Учебное пособие «Слушаем музыку». 1 класс. – СПб.: Композитор, 2006. – 26 с.