Хоровое пение, получившее активное развитие в XX веке, способствовало формированию детских хоровых коллективов, а, следовательно, и созданию репертуара для них. Известно, что композиторское творчество напрямую связано с исполнительством: во все времена эти два вида деятельности шли рука об руку друг с другом. И нет ничего удивительного в том, что большинство хоровых произведений для детей композиторов Дона – В. Ходоша, В. Красноскулова, С. Халаимова, И. Левина, А. Матевосян, Г. Балаева, А. Артамонова, М. Фуксмана – создавались в тесном сотрудничестве с ростовскими детскими коллективами.
Сейчас, когда снова возродился интерес к хоровому исполнительству, понятен подъём композиторского творчества в жанрах хоровой, в том числе, и детской хоровой музыки. Особую радость вызывает тот факт, что к сочинению хоровой музыки для детей наряду с композиторами старшего поколения всё чаще стали обращаться и молодые авторы. Возрождение в последние годы Всероссийского хорового общества обусловило и подъём хорового исполнительства, а, следовательно, и повышенный интерес композиторов к созданию новых сочинений. Различные фестивали и конкурсы (в том числе и международные) способствуют возникновению нового хорового репертуара.
Большую роль в создании и пропаганде хоровых произведений ростовских композиторов сыграли исполнительские коллективы Ростовского колледжа искусств и консерватории. Во многих музыкальных школах города и области появились замечательные хоры. Сегодня детские коллективы существуют, поют, выступают с сольными концертными программами и даже участвуют в международных хоровых конкурсах.
В настоящее время у детских хормейстеров есть большие возможности для выбора репертуара. Вся эта музыка сочетает в себе образы яркие, выразительные, понятные детям. Язык музыки, созданной представителями разных поколений и разных стилевых направлений, доступен детям, но не элементарно прост, а способствует развитию важных хоровых навыков, помогает юным музыкантам подниматься по волшебной лестнице мастерства.
Детская музыка ростовских композиторов представлена всеми существующими жанрами хоровой музыки.
Крупные жанры. Ростовским композитором В. Ходошем написано несколько опер для детей, в которых принимает участие хор. Среди них – опера «Репка», поставленная по мотивам одной из самых популярных русских народных сказок. Сочинение не раз исполнялось на сцене хоровым коллективом «Соловушко» (Детская музыкальная школа имени Чайковского) под управлением хормейстера Е. Седых.
Ещё одна его опера – «Грибной переполох или после дождичка в четверг» на стихи донского поэта Г. Ворониной – была также представлена данным хоровым коллективом.
Большим событием в музыкальной жизни города стал показ в 2013 году этим же коллективом хоровой симфонической поэмы «Боль земли» И. Левина на стихи Игоря Хентова, поднимающей тему Холокоста. Произведение глубоко затронуло сердца присутствовавших на концерте слушателей.
Возвращаясь к творчеству Виталия Семеновича Ходоша, необходимо отметить две его кантаты – «Грядущих трудов мастера» и «За мир и мы в ответе», специально написанные для детского хора ДМШ им. Римского-Корсакова под управлением Э. Ходош. Сочинения были представлены детским хором на отчетных концертах в 2010 году.
Необычайно яркая кантата «Нужна весна» Владимира Феодосиевича Красноскулова на стихи А. Дрилинги и народные была исполнена Детским хором Ростовской консерватории под управлением С. Тараканова на торжественном открытии фестиваля детско-юношеского хорового искусства «Певчие третьего тысячелетия».
Хоровые циклы. Характеризуя хоровые циклы, можно отметить несколько недавних исполнений сочинений Виталия Ходоша: это «Видения весны» на стихи А. Блока и две части из «Времен года», а именно – «Зима» и «Осень», последние из которых неоднократно исполнялись Детским хором Ростовской консерватории под управлением С. Тараканова.
Ростовские композиторы доверяли детским хорам первое, премьерное исполнение своих сочинений. Одним из них стало произведение на стихи Г. Остера «Вредные советы», которое было исполнено детским хором ДМШ им. Римского-Корсакова на концерте «Донская весна» в зале Ростовской филармонии в 1990-х годах.
Цикл «Времена года» Андрей Захаров написал на стихи поэтов А. Блока, Б. Пастернака и С. Сергеева-Ценского – тамбовского поэта. Первая и вторая части были исполнены под управлением автора на отчетном концерте в ДМШ станицы Ольгинской.
Отдельные хоры. Наконец, стоит отметить множество отдельных хоров в творчестве ростовских композиторов. Приведём примеры некоторых из них. Так, хор «На заре» Андрея Захарова, представляющий собой зарисовку детского впечатления, был написан в 2016 году на авторский поэтический текст и исполнен детским хором «Соловушко» под управлением Е. Седых. Сочинение заняло первое место на конкурсе «Композиторы-классики» в г. Вологде и там же было опубликовано в хоровом сборнике. Это же сочинение хор «Соловушко» исполнил на конкурсе «Композиторы-детям» в финале. Сочинению было отдано первое место.
Игорь Левин специально для хора «Соловушко» написал произведение «Тараканище» на стихи К. Чуковского. Сочинение с большим удовольствием исполняется и по сей день. А молодой композитор Андрей Захаров посвятил этому хору одно из своих произведений, которое так и назвал «Соловушки».
В 2018 году, на юбилее Владимира Красноскулова, хором ДМШ №1 им. В. С. Ходоша под управлением Н. Казаковой на сцене Большого зала Ростовской филармонии прозвучали такие сочинения, как «Фотографии с фронта» на слова И. Кашежевой и «Мажория» на слова С. Островского. В заключении, словно объединяющий гимн, прозвучал хор «Мы рисуем мир» на слова Н. Скрёбова. Другое сочинение автора – «Три смелых зверолова» было исполнено на музыкальном фестивале «Прекрасен наш союз», посвященном 75-летию Ростовской композиторской организации, в г. Таганроге в 2014 году.
Важно отметить, что в регламенте областного конкурса имени ростовского хормейстера В. Никольского (проводится раз в два года на базе Ростовского колледжа искусств) в качестве обязательных сочинений указаны исполнение одного (для младшего возраста) или двух (для старшего возраста) хоров ростовских композиторов (автор – по выбору исполнителей). Так, на Пятом областном смотре-конкурсе хоровых коллективов и ансамблей ДМШ и ДШИ имени Никольского детским хором ДМШ им. В. С. Ходоша были спеты «Скороговорки» замечательного ростовского композитора, чье имя носит данное учебное заведение.
Младшим хором «Мелодия» ДШИ им. М. М. Ипполитова-Иванова под управлением И. Марченко не раз в рамках четвертных и отчетных школьных концертов исполнялись произведения Виталия Ходоша на стихи английских поэтов – «Курица» и «Скрюченные ножки», а также «Босоножки для сороконожки» и «Кисточка» Сергея Халаимова.
Почти каждый городской праздник сопровождается исполнением сочинения Г. Балаева «Гимн Ростову» хором «Соловушко».
Духовная музыка. Одной из значимых для ростовских композиторов является сфера духовной музыки. Немало сочинений в этом жанре было написано Андреем Захаровым. В основном – это двухголосные и трёхголосные хоры: «Святый Боже», «Блаженны» и несколько ектений. Петь эти произведения не просто. Однако уже на протяжении двух лет в исполнении детского клиросного хора Свято-Александринского подворья г. Ростова-на-Дону звучат эти прекрасные песнопения под управлением автора.
Еще одно сочинение, представляющее жанр духовной музыки – хор «Богородице, Дево, радуйся» Владимир Красноскулов написал по совету С. Тараканова. Это сочинение было представлено публике Детским хором Ростовской консерватории под управлением С. Тараканова на юбилее композитора, посвященном его 75-летию. Слушатели с восторгом оценили хор, представленный совсем юными певчими.
В заключение отмечу, что с каждым годом список сочинений ростовских композиторов обогащается прекрасными хоровыми сочинениями, написанными специально для донских детских коллективов.