Статья обращается к одной из актуальных проблем – трансформации высшего образования в условиях цифровизации. В статье рассмотрены основные направления цифровой трансформации, которая радикально меняет экономику, образование и образ жизни в целом. Показано, что цифровые технологии для образовательного процесса – необходимое, но недостаточное условие для повышения результативности учебной работы.
1.1 Цифровые технологии сфере образования
Востребованность способности к анализу систем, распространение идей и методов процессного управления, увеличение числа рабочих мест, где требуются умения ставить задачи и формализовать методы их решения, – все это заставляет переопределить традиционные образовательные результаты в ходе цифровой трансформации образования.
Цифровые технологии – это основанная на методах кодировки и передачи информации дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность этой схемы сделали IT технологии столь востребованными Цифровые технологии сегодня это инструмент эффективной доставки информации и знаний до обучающихся:
это инструмент создания учебных материалов;
это инструмент эффективного способа преподавания;
это средство построения новой образовательной среды:
развивающей и технологичной.
Современные цифровые технологии это:
Технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика.
Технология «Виртуальная реальность».
Технология «Панорамных изображений».
Технология «3D моделирование».
Технология «Образовательная робототехника».
Технология МСИ (использования малых средств информатизации).
Мультимедийный учебный контент.
Достижение данной цели особенно актуально в связи с распространением облачных вычислений, общедоступного высокоскоростного интернета, с повсеместным внедрением умных цифровых инструментов, использованием методов искусственного интеллекта и широким внедрением технологий виртуальной реальности. Проведено исследование внедрения цифровых технологий, обеспечивающих возможность улучшения образования, позволяющих планировать конкретные шаги по трансформации работы вузов, а также для совершенствования учебной и воспитательной работы. Для того чтобы справиться с подступающими вызовами, российская система образования должна в исторически кратчайшие сроки осуществить цифровую трансформацию, перейти к новой модели организации образовательного процесса, использовать для этого высокотехнологичные организационно-педагогические и методические решения.
1.2Внедрение цифровых технологий
Облачные технологии (Cloud) дают возможность не только объединить информационные ресурсы и упростить пользование ими. Технология блокчейн, получившая известность в связи с распространением криптовалют, активно начинает применяться в зарубежных вузах при подготовке выпускных квалификационных работ. Это позволяет преподавателям, работодателям в открытой информационной среде отслеживать продвижение студента в выполнении ВКР, оценить его перспективные возможности для привлечения на работу в компании. Блокчейн в образовании представляет собой открытую саморазвивающуюся систему, где в качестве параметра порядка выступает определенная цель (обеспечение качественной подготовки специалиста, выполнение проекта, развитие личности и т.д.), для выполнения которой реализуется диалогическое активное взаимодействие всех участников образовательного процесса с использованием облачного информационного пространства, позволяющее обеспечить достижение поставленной цели.
Цифровые технологии позволяют обозначить важное направление в современном образовании – возможности smart-дидактики, позволяющей реализовать «адресную», целевую подготовку кадров. Развитие высшего и профессионального образования, основанного на использовании ресурсов цифровых технологий, позволяет обозначить этот аспект взаимодействия социальных партнеров в подготовке специалистов. Выбранный путь развития российской экономики, основанный на открытии новых талантов и ориентации их на освоение инновационных технологий, является основным ориентиром для построения стратегии развития современной экономики России, а следовательно, и современных образовательных организаций. То есть эффективная smart-дидактика должна работать на личность, способную реализовать свой талант посредством технологии блокчейн в инновационной сфере профессиональной деятельности.
Заключение. На основе изложенного необходимо отметить, что внедрение цифровых технологий очень важно для развития системы высшего и профессионального образования, однако необходимо наряду с этим формировать и научно обоснованный подход к их внедрению. Совершенствование подготовки, основанное на культурологическом подходе, позволит сформировать цифровую smart-дидактику, внедрить блокчейн-технологию, что должно стать основой стратегии развития современных образовательных организаций. Нашей стране нужны высокопрофессиональные кадры, поэтому задача отечественной науки состоит не только в переносе в наши условия лучших зарубежных практик, но и в разработке научно обоснованной опережающей образовательной стратегии, опирающейся на лучшие отечественные научные школы и передовые цифровые технологии.
Список литературы:
1 Цифровые технологии в образовании, понятии цифровой технологии ,применение в образование [Электронный ресурс]/-Режим доступа URL:https://znanio.ru/media/tsifrovye_tehnologii_v_obrazovanii-146452 (Под ред. А. В. Мудрика. М.: "HomoCibems", Статья принята к публикации 15.02.2019)
2 Цифровые технологии в образовании [Электронный ресурс]/-Режим доступа URL;https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii-1 (Статья принята к публикации 27.08.2018)
3 Шаронин Ю.В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании : от личностно ориентированной SMART- Дидактики к блокчейну в целом подготовке специалистов ПОДГОТОВКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28507 (дата обращения: 23.12.2019).