ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ МАГОМЕДА ГУСЕЙНОВА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ МАГОМЕДА ГУСЕЙНОВА

Абдулаев М.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творчество дагестанского композитора Магомеда Гусейнова включает огромное количество произведений. Композитор пишет свои сочинения для симфонических, вокальных, хоровых, оперных, камерных составов. Из обширного количества произведений большой интерес представляют его инструментальные концерты.

Истоки инструментального концерта уходят в далекое прошлое. Уникальность жанра сводится к его жизнестойкости. За свою трехвековую историю жанр инструментального концерта не только оставался актуальным и находился в сфере интересов композиторов, но и часто доминировал в их творчестве, зачастую отодвигая симфонию на второй план или заменяя ее при этом полностью.

Во второй половине XX века жанровый приоритет инструментального концерта у композиторов связан с особым расцветом исполнительства. Стоит также упомянуть и о тенденции взаимопроникновения жанров. По мнению М. Тараканова «практика русской музыки 60-х и 70-х годов XX века явно свидетельствует о все более настойчивом проникновении черт концертности в недра других оркестровых жанров, в том числе также и в симфонию» [2, с. 4].

Последняя треть XX века отмечена особым интересом к концертному жанру. Приобрели известность концерты А. Шнитке, Р. Щедрина, Э. Денисова, С. Губайдулиной, А. Эшпая, Т. Хренникова, С. Слонимского и др. Разнообразны их жанровые и стилевые решения.

Три концерта М. Гусейнова были написаны в середине 80-х годов. Они звучат в залах филармонии, пополняя репертуар солистов, а также входят в учебную практику для обучающихся.

Жанр инструментального концерта в дагестанской профессиональной музыке – самобытное явление. Первым, кто обратился к старинному жанру европейской музыки, был основоположник дагестанской профессиональной музыки Готфрид Гасанов. В 1948 году он написал свой первый концерт для фортепиано с оркестром, а в 1959 – второй. Опираясь в своих сочинениях на национальные темы, сочетая при этом романтические музыкально-выразительные средства и классические формы, Г. Гасанов заложил основы и указал пути развития другим композиторам Дагестана. Последовали концерты таких прославленных мастеров, как Наби Дагиров, Ширвани Чалаев, Мурад Кажлаев. Композиторы знали и ценили музыку своего народа, использовали в своем творчестве национальные мелодии, желая донести их широким кругам слушателей. Важно отметить, что в творчестве Ширвани Чалаева инструментальный концерт занял центральное место. Им написан 21 концерт, которые охватывают множественный спектр инструментов.

Неудивительно, что именно в 80-е годы М. Гусейнов обратился к жанру инструментального концерта. У композитора уже был приобретен немалый опыт написания симфонических произведений, что позволило ему создать яркие, выдающиеся концерты.

Первым его симфоническим произведением была музыкальная картина «Краски юга», написанная в 1974 году. Предшествовали созданию концертов такие знаковые сочинения, как Поэма-импровизация для скрипки с оркестром (1979 г.), Симфонические картины (сюита) «Музыкальные краски Дагестана» в 4-х частях (1980 г.), Адажио и престо для литавр, фортепиано и струнного оркестра (1982 г.). Композитором были написаны три цикла романсов, кантата для хора «Поклоняюсь солнцу высокому», немалое количество камерных сочинений, среди которых особый интерес представляют «Десять образов для фортепиано» (1981 г.), вокально-симфонические произведения, в частности, Героическая баллада «Араг», а также масса сочинений для оркестра народных инструментов.

Первый концерт написан композитором в 1984 году, это – Концерт-поэма «Контрасты» для фортепиано с оркестром, посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Первое исполнение этого драматичного произведения состоялось во время участия М. Гусейнова в Международном фестивале современной музыки в Нальчике, который был приурочен к юбилейной дате: 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича. Главный дирижер и художественный руководитель Кабардино-Балкарского симфонического оркестра Б. Темирканов, после исполнения этого произведения констатировал: «Контрасты М. Гусейнова – одно из значительных произведений национальной профессиональной музыки, и оно займет достойное место в репертуаре оркестра» [3].

Данное произведение представляет собой синтез поэмы и концерта. Подобный подход к решению жанра, его индивидуализация нашла отражение в формообразовании. Произведение написано в смешанной форме. В нем сочетаются черты 4-хчастного цикла и свободной одночастной поэмы. По мнению И. Гребневой: «Одночастность в русле романтической поэмности, чаще всего это сонатно-циклическая форма, либо приближенная к ней» [1, с. 15]. Аналогичные концерты есть в творчестве A. Аренского (концерт для скрипки с оркестром a-moll), А. Глазунова (концерт для скрипки с оркестром a-moll, op. 82), О. Евлахова (концерт-поэма для скрипки с оркестром), А. Репникова (концерт-поэма для баяна и симфонического оркестра). Для концерта такого плана характерно наличие медленного эпизода в середине, роль которого в произведении М. Гусейнова выполняет раздел Moderato. В пользу цикличности свидетельствует самостоятельность разделов в тематическом и конструктивном отношении. На том основании, что симфоническая поэма реализует программное содержание, в концерте-поэме это сказывается на эмоциональной насыщенности произведения, которая заключена в передаче образа ужаса военных лет. Инструментом передачи такой катастрофы явились современные музыкально-выразительные средства, в частности, хроматическая тональность.

Экспозиционность, как принцип формообразования, уступает место развитию, все находится в непрерывном движении. Развитие основных тем не переносится на следующие разделы, а проходит в рамках своего пространства. Темповое варьирование разделов по принципу медленно – быстро – медленно – быстро – медленно, накладывает отпечаток на драматургию произведения. Первый, медленный раздел Lento содержит в себе показ образа ужасов военных лет, который достигается через контраст партий фортепиано и оркестра. Заключительная кода Adagio вносит яркий контраст всему многогранному развитию предыдущих разделов. На выдержанном тоническом органном пункте у струнных в одноименном мажоре звучит заключительная тема у фортепиано, основанная на гармонических фигурациях. Она вносит оттенок просветления в огромный небосвод мрака. Конфликт разрешен, но ценой больших жертв.

Годом спустя композитор написал свой второй Концерт для гобоя с оркестром (1985 г.), который был исполнен и записан в 2000 году оркестром Гостелерадио Азербайджана им. Ниязи. Концерт имеет посвящение Народному артисту Азербайджана Камилю Джалилову. Именно он исполнил партию солирующего гобоя на премьере этого произведения. Дирижировал концерт Р. Меликасланов. Стоит отметить, что Камиль Джалилов – личность выдающаяся, ему посвящены не только музыкальные произведения, но и стихи известных поэтов Зивер Агаевой, Зелимхана Якуба, Багадура Гакера, Агасэфы Яхъяева, а также был снят телевизионный документальный фильм «Кямиль» (2001 г.).

Наряду с концертом-поэмой для фортепиано, это произведение является одним из самых востребованных у исполнительских коллективов. Опыт, накопленный при написании произведений для оркестра народных инструментов, композитор переложил на камерный состав. В этом концерте преобладают отчетливые жанровые признаки, берущие свою основу от определенной национальной краски, заключающейся, в первую очередь, в своеобразии ладогармонических средств.

Жанровая модель весьма традиционная и ассоциируется с жанром классического концертного цикла, что, безусловно, накладывает отпечаток на принципы формообразования этого концерта. Смена темпа между частями свидетельствует об образных контрастах, свойственных классическим сочинениям, а зарисовка картины простой сельской жизни отсылает к характерным национальным темам. Особый интерес представляет первая часть концерта – она написана в сонатной форме без разработки. Колоссальное значение здесь приобретает тема главной партии, имеющая танцевальную основу. Она интенсивно разрабатывается в экспозиции и пронизывает практически все пространство репризы. Побочная партия представлена только в экспозиции, и она связана с лиричной иллюстрацией необъятных горных вершин.

Солирующий гобой воспринимается слушателем как подражание другому народному деревянно-духовому инструменту – зурне, которая находится в близком родстве с гобоем и считается одной из ее предшественниц, о чем говорит наличие двойной трости у обоих инструментов, а также их звучание. Деревянные духовые инструменты часто используются в национальном фольклоре, а вместе с тем их применяют композиторы-классики в жанровых сценах симфоний. Все использованные темы в концерте имеют народные корни. Композитор не вводит прямых цитат народных мелодий, он мастерски стилизует свои темы, адаптирует их под общее движение и развитие формы.

Завершающий триаду концертов – Концерт для трубы с оркестром (1986 г.) представляет еще один путь развития инструментального концерта в отечественной культуре. Здесь обнаруживается синтез эстрадной стилистики с концертным жанром, но и отпечаток национальной музыки занимает одно из ведущих мест. Первое исполнение концерта было осуществлено симфоническим оркестром ГТРК Дагестана под управлением главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России и Дагестана Ханмурзаева Шамиля Гамидовича. Соло на трубе исполнил Геннадий Ратников. Это произведение также было представлено в городах Северного Кавказа симфоническим оркестром Кисловодской филармонии.

Главная специфика данного концерта заключается в опоре на принцип игры, который проявил себя наиболее ярко именно в этом произведении. Господствующее значение игровой логики сочинения оставляет след на способе реализации жанрообразующего феномена и формообразующего принципа концерта. Эстрадные оркестровые приемы находятся в тесной связи с формой, с творческим стилем М. Гусейнова.

В концерте две части, они размещаются в темповых зонах «медленно – быстро». Два близких по характеру раздела – эпизод в сонатной форме 1 части и первый эпизод в рондо 2 части перекликаются. Своими пасторальными образами, отсылающими к народной культуре, они вносят контраст внутри частей и в драматургию произведения в целом. Очень ярко написана сольная каденция трубы, в которой сочетается импровизационный характер и блеск солирующей партии. Особыми красками представлена тема рефрена 2 части. Ее эстрадно-виртуозный характер, наполненный повышенной энергетикой и рельефностью тематизма, дает импульс исполнителям и в значительной степени усиливает слушательское восприятие. Диалогичность, которая широко представлена в жанре инструментального концерта, воплощается еще более ярко.

К оркестровым произведениям с заложенным принципом концертности можно отнести и четыре сочинения композитора для симфонического оркестра, такие как Поэма-импровизация для скрипки с оркестром (1979 г.), Адажио и престо для литавр, фортепиано и струнного оркестра (1982 г.), Драматическая поэма «Эмин» для дудука, зурны и камерного оркестра (1988 г.), Диалог-юмореска для скрипки, кларнета и камерного оркестра (1989 г.). К концертному жанру М. Гусейнов обращается и в сочинениях для оркестра народных инструментов, таких как Лезгинская рапсодия для тара с оркестром (1985 г.), Забытая мелодия для гобоя с оркестром (1987 г.), Забытая мелодия для кеманчи с оркестром (1987 г.), Концертино для гармоники с оркестром (1988 г.), Рапсодия для дудука с оркестром (1989 г.). Все эти произведения не содержат в названии жанрового определения «концерт», но в них заложен принцип концертности, а в некоторых из них обнаруживаются признаки концерта-ансамбля.

Многообразие художественных решений в инструментальных концертах М. Гусейнова обусловливается индивидуализацией трактовки жанра. Глубиной содержания и композиционной оригинальностью они выделяются из всего творчества композитора. Опорой на национальные истоки мелодизма пронизаны его произведения, в них он соединяет лучшие достижения классической и народной музыку.

Список литературы

Гребнева И. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века: автореф. дис. <...> докт. искусств. – М.: 2011. – 39 с.

Тараканов М. Симфония и инструментальный концерт в русской музыке (60 – 70-е годы). Пути развития: Очерки. – М.: Сов. композитор, 1988. – 271 с.

Фатуллаева Р. Звезда высокой светимости // Лезгинские известия. – М., 21.06.2006.

Просмотров работы: 35