В наше время в музеях хранятся не только произведения искусства художников, скульпторов, поэтов и писателей, но и самые необычные и самые обыденные вещи. Характерной чертой современного этапа культурного развития общества является повышенный интерес не столько к прекрасному и великому, сколько к чему-то необычному, странному, а порой и страшному. Сегодня большое внимание уделяют творчеству людей с особым взглядом на мир, людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, прежде всего потому, что многие годы никто не относился серьезно к ним и их искусству.
Поэтому в статье нам хотелось бы обратить внимание на произведения искусства, созданные людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отклонения в поведении, то есть душевнобольными. Их искусство не укладывается в академические рамки, а вместо университетских преподавателей живописи и рисунка часто выступали голоса, указывающие, как и что рисовать. Очевидно, творчество людей с особым взглядом на мир привлекает, прежде всего, тем, что образ их мыслей отличается от нашего.
Может ли сумасшедший быть гением? Гениальность - это лишь форма умопомешательства? Начиная с 18 века, ученые не могут определить, где находится грань между этими двумя понятиями. «Гениальность - это не далеко зашедшее помешательство, а помешательство - это далеко зашедшая гениальность». Такое высказывание итальянского психиатра и родоначальника антропологического направления в криминологии и уголовном праве Чезаре Ломброзо (1835-1909) мы нашли в его книге «Гениальность или помешательство» [2, С.24.].
В 19 веке в Германии в психиатрическом отделении Гейдельберга немецкий врач и профессор психиатрии Эмиль Крепелин начал собирать работы своих пациентов. В итоге была создана целая коллекция творческих работ душевнобольных. Именно с того момента началось формирование нового направления в искусстве, которое сейчас мы называем «Ар-Брют», что в переводе означает «грубое, необработанное, не ограненное искусство». Довольно часто авторами произведений «ар-брют» становились душевнобольные люди, «юродивые», «чудики», «медиумы».
Нам бы хотелось представить несколько самых популярных произведений, созданных в стиле «ар-брют». Одним из основателей данного искусства является французский сельский почтальон Жозеф Фердинан Шеваль (1836-1924). Он прославился тем, что привозил на свой участок необычной формы камни и строил из них дом своей мечты в течение 33 лет. Шеваль хотел, чтобы его похоронили в этом доме. Когда же он получил отказ, то решил построить себе усыпальницу. Его творение «Усыпальница молчания и бесконечного покоя» было безумным и не соответствовало ни одному стилю из существующих. Оно было порождением богатой фантазии одинокого и странного человека. Но в 1969 году он официально признан памятником истории и культуры.
Сейчас «Усыпальница» переименована в музей «Идеальный дворец почтальона Шеваль», вызвавшим восхищение сюрреалистов и многих других любителей архитектуры. Он расположен во французском городе Отрив, департамент Дром [1]. Ежегодно этот музей посещают 175000 туристов.
Другим знаменитым художником, выбравшем для реализации своих замыслов стиль «ар-брют» стал Адольф Вёльфли (1864-1930) – швейцарский художник-примитивист. Он жил в психиатрическом диспансере Вальдау в Берне с 1895 года, рисовать начал с 1900 года. На сегодняшний день сохранилось более 30 тысяч его произведений, которые отличаются высокой детальностью и необычайной геометрической правильностью. C 1975 рисунки и коллажи Вёльфли включены в экспозицию Бернского художественного музея. Кроме того, в 1981 г. на стихи Вёльфли немецкий композитор Вольфганг Рим написал вокальный цикл, а австрийский композитор Георг Фридрих Хаас камерную оперу «Адольф Вёльфли». Несколькими годами позже на основе текстов Вёльфли датский композитор Пер Нёргор создал оперу «Божественный сад Тиволи» (1983), в марте 2007 она была поставлена в театре г. Любек.
Фридрих Шрёдер-Зонненштерн (1892-1982) - немецкий художник, с детства был неуравновешен. Попал в психиатрическую клинику в 20 лет. В последствии еще не раз там оказывался. Он считал себя изобретателем, психиатром, провидцем, утверждал, что он сверхчеловек и может излечить любую болезнь. Шрёдер-Зонненштерн рисовать начал во время очередного пребывания в диспансере в 1933 году, а уже в 1950-м году стал известен в Европе как представитель стиля «ар-брют». Его работы раскупались с невероятной скоростью, и многие музеи и владельцы галерей готовы были драться за его произведения.
В России также можно увидеть работы художников с особым взглядом на мир. Они представлены в Московском музее творчества аутсайдеров. Однако, следует иметь в виду, что у нас художественное творчество этих «особых» мастеров не приравнивают к искусству «ар-брют». Тем не менее, большинство работ в музее принадлежат именно им. Постоянная экспозиция в музее творчества аутсайдеров открылась в 1996 году. Она привлекла большое количество посетителей и вызвала бурный отклик.
Можно сказать, что необычные направления появляются не только в искусстве, но и во многих других сферах жизни людей. Создание подобных музеев позволяет увидеть, как необычен, уникален и необъясним человеческий разум. Хотелось бы сказать, что такие места заслуживают всеобщего внимания, так как нам необходимо понимать, что все мы можем сделать что-то удивительное.
Библиографический список
1. Идеальный дворец почтальона Шеваль [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.facteurcheval.com/en/index.html (Дата обращения 08.01.2020)
2. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. – СПб.: Азбука, 2016. – 352 с.– С.24.