На сегод няшний день, на ша жизнь пес трит переменами, нов ыми образами дейс твий и мыс лей, которая соз дает множество психоло гических трудностей. Для то го, чтобы адаптир оваться в но вых условиях, чело веку необходимо прим енять все св ои нравственные и физич еские резервы.
Каждый чело век, стремившийся полно ценно прожить жиз нь, ощутить ее рад ости и доби ться успехов в обще стве, несомненно дол жен уметь против остоять обстоятельствам, упра влять собой, и изме нять себя, ес ли это необх одимо.
Исследования, кот орые были пров едены психологами и социол огами, показывают и доказ ывают, что лю ди чаще озад ачены тем, как изме нить других лю дей или ситу ацию, но не те м, как изме нить себя и адаптир оваться в обще стве. Несомненно, нам ного труднее уви деть причину сво его неблагополучия, безрад остной жизни, лич ных неудач в св оём отношении к жи зни и дру гим людям.
Познавательные отно шения - дру гой как пре дмет познания. Наиб олее широко и яр ко данное напра вление можно уви деть в раб отах А.А. Бода лева и его последо вателей, в эт ом контексте дру гой человек выст упает как пре дмет восприятия, позн ания или поним ания. На осн ове интерпретации вне шних характеристик состав ляется образ друг ого, включающий совоку пность свойств и каче ств. Познание эт их свойств и кач еств составляет осн ову межличностного позн ания и поним ания.
Эмоциональные отно шения - дру гой как пре дмет симпатии. Гла вной задачей ра бот этого напра вления является изуч ение детерминации эмоцио нальных отношений ме жду двумя люд ьми на раз ных этапах разв ития этих отнош ений. Расположение одн ого человека к дру гому рассматривается в завис имости от соотн ошения этих свой ств, свойств объ екта симпатии, , в завис имости от эт апа развития отно шений и про чих детерминант. При эт ом под свойс твами объекта или субъ екта симпатии име ются в ви ду или чи сто внешние характе ристики (привлекательность, общите льность и т.д .), либо социальн о-ролевые (статус, профе ссия, образование, компетен тность).
Практические отно шения - дру гой как пре дмет воздействия. Это напра вление наиболее прибл ижено к прак тике человеческих отно шений и развив ается, в осно вном, в ру сле психотерапии. Г. А. Ковалев выде ляет три мод ели воздействия одн ого человека на друг ого:
1) объе ктная (или императ ивная);
2) субъе ктная (манипулятивная);
3) субъект-с убъектная (диалогическая или развив ающая).
Сфера межлич ностных отношений чрезв ычайно широка. Она охват ывает практически ве сь диапазон сущест вования человека, нач иная от его отно шения к бол ьшим социальным гру ппам (нации, рабо чему коллективу) до инти мных, диадных отно шений (супружеских, отно шений родитель - реб енок и т.д .). Можно утвер ждать, что чело век, даже буд учи в совер шенном одиночестве, продо лжает опираться в св оих помыслах и дейс твиях на имею щиеся представления об оцен ках, значимых для дру гих. Недаром бы ли созданы и до сих пор сохр аняют свою теорет ическую и практи ческую ценность та кие психологические тео рии личности, в кот орых статус гла вных ее состав ляющих приписывается межлич ностным отношениям.
В наст оящее время в психо логии существует огро мное количество конкр етных методических при емов исследования межлич ностных отношений и их корре кции. Это и поня тно, имея в ви ду как обши рную феноменологию межлич ностных отношений, зад ачи, решаемые отдел ьными методиками, так и разл ичия в теорет ической оценке сущн ости исследуемого явле ния. Систематика мет одик психодиагностики межлич ностных отношений возм ожна на разл ичных основаниях: а) на осно вании задач, реша емых исследованием (выяв ление групповой сплоче нности, совместимости и т.д .); б) на осно вании объекта (диагн остика отношений ме жду группами, внутриг рупповых процессов, диа дных отношений и т.д .); в) на осно вании структурных особен ностей используемых мет одик (опросники, разл ичные проективные мето дики, социометрия и т.д .); г) на осно вании исходной то чки отсчета диагн остики межличностных отно шений (методики субъек тивных предпочтений, мето дики выявления лично стных характеристик учас тника общения, мето дики исследования субъек тивного отражения межлич ностных отношений и т.д .).
Обработка резул ьтатов нашего исслед ования была осущес твлена следующим обра зом: в загото вленных нами табл ицах, мы зафикс ировали выбор студе нтов, далее был выпо лнен подсчет отв етов и все резул ьтаты были зафикс ированы в таб лице .
В резул ьтате полученных дан ных мы мо жем сделать выв оды о то м, насколько зна чим студент в гру ппе, иными слов ами, на ско лько студент жел анен в сис теме межличностных отнош ений, и испыт ывают ли к не му остальные студ енты группы симп атию или не т. В завис имости от эт ого мы мо жем говорить об эмоцио нальном климате в гру ппе и отде льно для каж дого студента: теп лый, благоприятный, холо дный, отчужденный.
Важную ро ль также игр ает и пол овая дифференциация взаимоо тношений в гру ппе, так как в дан ном возрасте она игр ает одну из вед ущих ролей, и при пер вой встрече противоп оложного пола, оцени вается именно вне шняя симпатия и тол ько после, проис ходит более глуб окая оценка личн ости.
Мотивация социомет рического выбора позв оляет нам выяс нить , в ка кой степени студ енты разного возр аста и по ла осознают мо тив своего избират ельного отношения к сверст никам.
В на шем психодиагностическом исслед овании были дости гнуты следующие резул ьтаты: На осно вании анализа литера турных источников опи саны основные асп екты межличностных отно шений в гру ппе у студ ентов 1 и 2 ку рса направления « Клини ческая психология» , да ны представления о самоо ценке студентов дан ного возраста.
После выво дов, сделанных на осн ове результатов исслед ования можно да ть следующие рекоме ндации: Необходимо изу чить систему лич ных отношений студ ентов в гру ппе, для то го чтобы целенап равленно формировать эти отнош ения, чтобы соз дать для каж дого обучающегося в гру ппе благоприятный эмоцио нальный климат.
Нельзя оста влять без вним ания непопулярных студе нтов. Следует выя вить и раз вить у них положи тельные качества, под нять заниженную самоо ценку, уровень притя заний, чтобы улуч шить их поло жение в сис теме межличностных отнош ений.
Грамотное, квалифиц ированное использование соврем енного арсенала психодиагн остических средств очев идным образом уско ряет достижение и улуч шает качественную состав ляющую результата раб оты практического психо лога. При эт ом требование грамо тности и квалифици рованности использования подраз умевает не тол ько теоретическое зна ние, но и нал ичие навыков практи ческого применения эт их средств в проц ессе индивидуальной и груп повой психологической, социально-а даптационной и социально-пе дагогической работы.
Таким обра зом, в резул ьтате исследования, на при мере межличностного общ ения студентов, подтве рдилась выдвинутая на ми гипотеза. С од ной стороны, уро вень благополучия межлич ностных отношений возра стает на осн ове благоприятного психолог ического климат, с дру гой, - выс окий уровень благоп олучия межличностных отно шений создает благоп риятный психологический кли мат в колле ктиве.
Список используемой литературы:
1. ) Ад лер А. О нерви ческом характере. Под ре д. Э.В. Соко лова: пер. с не м. - СП б.: Университетская кни га, 1997. - 388 с.
2) Айз енк Г. Дж. Уз най свой собст венный коэффициент интел лекта. - М.: "Ай Кь ю", 1993, - 172 с.
3)Берн Э. Иг ры, в кот орые играют лю ди. Психология челове ческих взаимоотношений; Лю ди, которые игр ают в иг ры. Психология челове ческой судьбы. - М: Пра меб, 1992. - 384 с.
4) Бе рн Э. Трансак ционный анализ и психот ерапия: пер. с ан гл. - СП б.: изд-во "Брат ство", 1992. - 224 с.
5) Богд анова Т.Г. Корн илова Т.В. Диагн остика познавательной сф еры ребенка. - М.: Роспедаг ентство, 1994. - 68 с.
6) Бурл ачук Л.Ф. Мор озов С.М. Словарь-с правочник по психодиа гностике - СП б.: Питер Ко м, 1999. - 528 с.
7) Гам езо М.В. Герас имова В.С. и др. Возра стная психология: личн ость от моло дости до стар ости. - М.: Педагог ическое общество Рос сии, Издательский дом "Ноос фера", 1999. - 272 с.
8) Демь янов Ю.Г. Диагн остика психических наруш ений: Практикум. - СП б.: ИД "Ма М", 1999. - 224 с.
List of references:
1.) Adler A. On the nervous nature. Edited by E.V. Sokolova: trans. with it .-- St. Petersburg: University Book, 1997 .-- 388 p.
2) Eysenck G. J. Learn your own IQ. - M .: "IQ", 1993, - 172 p.
3) Bern E. Games that people play. Psychology of human relationships; People who play games. The psychology of human fate. - M: Prameb, 1992 .-- 384 p.
4) Bern E. Transactional analysis and psychotherapy: trans. from English - SPb .: publishing house "Brotherhood", 1992. - 224 p.
5) Bogdanova T.G. Kornilova T.V. Diagnosis of the cognitive sphere of the child. - M .: Rospedagentstvo, 1994 .-- 68 p.
6) Burlachuk L.F. Morozov S.M. Dictionary-Reference for Psychodiagnostics - St. Petersburg: Peter Kom, 1999. - 528 p.
7) Gamezo M.V. Gerasimova V.S. and others. Age psychology: a person from youth to old age. - M .: Pedagogical Society of Russia, Publishing House "Noosphere", 1999. - 272 p.
8) Demyanov Yu.G. Diagnosis of mental disorders: Workshop. - St. Petersburg: Publishing House "MaM", 1999. - 224 p.