Психодиагностика и коррекция межличностных отношений в группе у студентов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психодиагностика и коррекция межличностных отношений в группе у студентов

Григорьева А.А. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, наша жизнь пестрит переменами, новыми образами действий и мыслей, которая создает множество психологических трудностей. Для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, человеку необходимо применять все свои нравственные и физические резервы.

Каждый человек, стремившийся полноценно прожить жизнь, ощутить ее радости и добиться успехов в обществе, несомненно должен уметь противостоять обстоятельствам, управлять собой, и изменять себя, если это необходимо.

Исследования, которые были проведены психологами и социологами, показывают и доказывают, что люди чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию, но не тем, как изменить себя и адаптироваться в обществе. Несомненно, намного труднее увидеть причину своего неблагополучия, безрадостной жизни, личных неудач в своём отношении к жизни и другим людям.

Познавательные отношения - другой как предмет познания. Наиболее широко и ярко данное направление можно увидеть в работах А.А. Бодалева и его последователей, в этом контексте другой человек выступает как предмет восприятия, познания или понимания. На основе интерпретации внешних характеристик составляется образ другого, включающий совокупность свойств и качеств. Познание этих свойств и качеств составляет основу межличностного познания и понимания.

Эмоциональные отношения - другой как предмет симпатии. Главной задачей работ этого направления является изучение детерминации эмоциональных отношений между двумя людьми на разных этапах развития этих отношений. Расположение одного человека к другому рассматривается в зависимости от соотношения этих свойств, свойств объекта симпатии, , в зависимости от этапа развития отношений и прочих детерминант. При этом под свойствами объекта или субъекта симпатии имеются в виду или чисто внешние характеристики (привлекательность, общительность и т.д.), либо социально-ролевые (статус, профессия, образование, компетентность).

Практические отношения - другой как предмет воздействия. Это направление наиболее приближено к практике человеческих отношений и развивается, в основном, в русле психотерапии. Г.А. Ковалев выделяет три модели воздействия одного человека на другого:

1) объектная (или императивная);

2) субъектная (манипулятивная);

3) субъект-субъектная (диалогическая или развивающая).

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель - ребенок и т.д.). Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оценках, значимых для других. Недаром были созданы и до сих пор сохраняют свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории личности, в которых статус главных ее составляющих приписывается межличностным отношениям.

В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений и их коррекции. Это и понятно, имея в виду как обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, так и различия в теоретической оценке сущности исследуемого явления. Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях: а) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.); б) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.); в) на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, различные проективные методики, социометрия и т.д.); г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).

Обработка результатов нашего исследования была осуществлена следующим образом: в заготовленных нами таблицах, мы зафиксировали выбор студентов, далее был выполнен подсчет ответов и все результаты были зафиксированы в таблице .

В результате полученных данных мы можем сделать выводы о том, насколько значим студент в группе, иными словами, на сколько студент желанен в системе межличностных отношений, и испытывают ли к нему остальные студенты группы симпатию или нет. В зависимости от этого мы можем говорить об эмоциональном климате в группе и отдельно для каждого студента: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

Важную роль также играет и половая дифференциация взаимоотношений в группе, так как в данном возрасте она играет одну из ведущих ролей, и при первой встрече противоположного пола, оценивается именно внешняя симпатия и только после, происходит более глубокая оценка личности.

Мотивация социометрического выбора позволяет нам выяснить , в какой степени студенты разного возраста и пола осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.

В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты: На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе у студентов 1 и 2 курса направления « Клиническая психология» , даны представления о самооценке студентов данного возраста.

После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации: Необходимо изучить систему личных отношений студентов в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого обучающегося в группе благоприятный эмоциональный климат.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Грамотное, квалифицированное использование современного арсенала психодиагностических средств очевидным образом ускоряет достижение и улучшает качественную составляющую результата работы практического психолога. При этом требование грамотности и квалифицированности использования подразумевает не только теоретическое знание, но и наличие навыков практического применения этих средств в процессе индивидуальной и групповой психологической, социально-адаптационной и социально-педагогической работы.

Таким образом, в результате исследования, на примере межличностного общения студентов, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. С одной стороны, уровень благополучия межличностных отношений возрастает на основе благоприятного психологического климат, с другой, - высокий уровень благополучия межличностных отношений создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Список используемой литературы:

1. ) Адлер А. О нервическом характере. Под ред. Э.В. Соколова: пер. с нем. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 388 с. 

2) Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - М.: "Ай Кью", 1993, - 172 с. 

3)Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М: Прамеб, 1992. - 384 с. 

4) Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. - СПб.: изд-во "Братство", 1992. - 224 с. 

5) Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагентство, 1994. - 68 с. 

6) Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с. 

7) Гамезо М.В. Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.: Педагогическое общество России, Издательский дом "Ноосфера", 1999. - 272 с. 

8) Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. - СПб.: ИД "МаМ", 1999. - 224 с. 

List of references:

1.) Adler A. On the nervous nature. Edited by E.V. Sokolova: trans. with it .-- St. Petersburg: University Book, 1997 .-- 388 p.

2) Eysenck G. J. Learn your own IQ. - M .: "IQ", 1993, - 172 p.

3) Bern E. Games that people play. Psychology of human relationships; People who play games. The psychology of human fate. - M: Prameb, 1992 .-- 384 p.

4) Bern E. Transactional analysis and psychotherapy: trans. from English - SPb .: publishing house "Brotherhood", 1992. - 224 p.

5) Bogdanova T.G. Kornilova T.V. Diagnosis of the cognitive sphere of the child. - M .: Rospedagentstvo, 1994 .-- 68 p.

6) Burlachuk L.F. Morozov S.M. Dictionary-Reference for Psychodiagnostics - St. Petersburg: Peter Kom, 1999. - 528 p.

7) Gamezo M.V. Gerasimova V.S. and others. Age psychology: a person from youth to old age. - M .: Pedagogical Society of Russia, Publishing House "Noosphere", 1999. - 272 p.

8) Demyanov Yu.G. Diagnosis of mental disorders: Workshop. - St. Petersburg: Publishing House "MaM", 1999. - 224 p.

Просмотров работы: 16