НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КОНЦЕ XIX–НАЧАЛЕ XX ВЕКА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КОНЦЕ XIX–НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Скляренко В.В. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конец XIX – начало XX в. представляли собой довольно плодотворный период в развитии мировой литературы. В это время происходит переход к постклассическому реализму, а также зарождаются новые направления, такие как натурализм, символизм, импрессионизм, неоромантизм.

Литература развивалась под влиянием различных социально-исторических факторов. В чем же заключались основные моменты, повлиявшие на искусство рассматриваемого периода?

Одним из наиболее ярких событий того времени являлось объединение Германии в 60 х гг. XIX в., сопровождавшееся бурным развитием капитализма. 18 января 1871 г. в Версале была провозглашена Германская империя. На волне патриотических настроений признанные литераторы Георг Эберс (1837–1898), Феликс Дан (1834–1912), Юлиус Вольф (1834–1910) воспевают в своих произведениях историю германского этноса, национальное величие и повышенный интерес к искусству прошлых времен. Именно в эти годы в Германии формируется тот «имперский» дух, которым будет проникнута значительная часть массовой литературы вплоть до краха национал-социализма в 1945 г. [1]

Объединение Германии сопровождалось военными походами и действиями, что, естественно, наложило свой отпечаток на экономику и жизнь населения в целом, а уже в 1918 г. Германия, не успевшая в полной мере восстановиться от потрясений, вступает в Первую Мировую войну. Социальная, экономическая и политическая ситуации в стране оставались довольно острыми и нашли свое отражение в литературе.

Одним из наиболее ярких писателей того времени можно считать Эриха Марию Ремарка, принимавшего участие в военных действиях с 1916 по 1918 гг. Тема войны раскрывается во многих его произведениях, включая роман «Три товарища», написанный в 1936 году [3]. В книге отражены ужасы пережитой войны, любовь и дружеские отношения. Писатель показывает жизнь такой, какая она есть, без лишнего лоска, не приукрашивая ни чувства, ни реальность. В этом и заключалась реалистическая культура XX века. Но все же особое внимание отводится обстановке в обществе: показана безработица, сложные условия жизни, которые преумножались проблемой сокращения рабочих мест. «Прежде, случалось, люди медленно шли ко дну, но у них все же оставался какой-то шанс вынырнуть. Теперь же за каждым увольнением зияла пропасть вечной безработицы», – пишет Ремарк в романе «Три товарища» [3].

Одной из глубинных тенденций, проявившихся в рассматриваемый период, является тесная связь литературы с общественной жизнью и духовно-культурными настроениями. Возрастает гражданская активность писателей, выступавших в защиту социальной справедливости и демократии. Война истязает население, а писатели являются гласом народа, осуждая ее в своих произведениях. Органично и многообразно проявилось взаимодействие литературы с другими видами искусства: живописью, музыкой и т.д.

Философские, психологические и социальные теории (О. Конт, И. Тэн, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Г. Спенсер и др.) активно усваивались многими писателями, определяя их мировидение и эстетику.

Но не только литература с острой проблематикой была распространена в обществе. Широкое развитие получило писательство для легкого семейного чтения (Евгения Марлитт, 1825–1887; Элизабет Вернер, 1838–1919;), которая угождала читателям, не заинтересованным вечным поиском смысла жизни и политикой [2].

Также в отмеченный период появляется и входит в литературный обиход такое понятие, как «модерн». Так профессор Ойген Вольф назвал свой доклад, прозвучавший в сентябре 1886 г. на заседании берлинского литературного объединения «Прорыв» и опубликованный тогда же под названием «Модерн. О “революции” и о “реформе” литературы», основной идеей которого являлся переход от античности к современности, а первостепенной задачей поэзии ставилось воплощение духа современной жизни. В программных документах прослеживается идея о связи новой литературы с национальным самосознанием, с «духом вновь пробудившейся нации». Не случайно поэтому, что мироощущение молодых писателей во многом определялось воззрениями Гегеля и Шлегеля, а эстетические взгляды формировались под влиянием наследия Лессинга, Гердера и молодого Гёте [2].

Важно отметить влияние философии Ницше на формирование литературы. Культ философа начался с выхода книги «Так говорил Заратустра». Книга содержит ключевые идеи Ницше: Бог умер (антитеизм), сверхчеловек (социальный дарвинизм), воля к власти (витализм). В произведении философ противопоставляет господствующей на тот момент доктрине прогресса (поступательного развития) учение о вечном возвращении и о цикличности любого развития. Основной мыслю было донести, что только Сверхчеловек способен принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая даже самые горькие моменты [4].

Этот философский роман не мог не затронуть молодых писателей, жаждавших перемен. Герман Конради, автор предисловия к антологии «Характерные черты “современных” поэтов», в частности, отзывается на произведение Ницше гимном «Триумф сверхчеловека». Нельзя забывать, что Ницше во многом стал проводником философской и эстетической мысли, обогатившей духовную жизнь Германии, Австрии и Швейцарии во второй половине XIX в.

Еще одной отличительной чертой литературы заданного периода является то, что главным героем произведений становится человек из социальных низов, наблюдается смена гендерных и возрастных приоритетов [2]. Именно в эти годы, под непосредственным влиянием произведений Толстого, Золя и Ибсена женская и поколенческая проблематика становится одним из главных сюжетообразующих стержней новой литературы (например, «Женское счастье» Э. Золя).

Неоромантические тенденции в искусстве рубежа XIX–XX вв., уходящие корнями в эпоху романтизма, проявляют себя как потребность противопоставить индивидуальное общему, свободу личности — диктату навязываемых обществом политических, социальных, нравственных, эстетических и прочих норм. Формы проявления неоромантизма весьма разнообразны и включают в себя такие элементы как эскапизм, эстетизм, асоциальность, экстравагантность, анархизм и пр.

О жанровой трансформации, характерной для эпохи рубежа XIX–XX вв., свидетельствует, в частности, и «воровская комедия» Г. Гауптмана «Бобровая шуба». По сути, это «мировоззренческая» пародия ХХ в., обращенная к обществу, нормы и понятия которого приходят в противоречие со здравым смыслом. Главная особенность пьесы — открытый финал: воровство не раскрыто, виновный не наказан [1].

В целом, период конца XIX– начала XX отмечен новаторством в литературе, основанным на переосмыслении опыта прошлых эпох, и разновекторным развитием компонентов художественной системы.

Список литературы:

1) Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века // http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/gilenson-izl-xix-xx-vek/zaklyuchenie.htm

2) Кудрявцева Т.В. Особенности литературной ситуации в Германии на рубеже XIX–ХХ веков // http://imli.ru/index.php/nauka/materialy-sotrudnikov/1636-osobennosti-literaturnoj-situatcii-v-germanii-na-rubezhe

3) Ремарк Э.М. Три товарища // https://librebook.me/three_comrades

4) Гергилов Р.Е. Влияние Ницше на немецкую социальную мысль рубежа XIX-XX веков // http://anthropology.ru/ru/text/gergilov-re/vliyanie-nicshe-na-nemeckuyu-socialnuyu-mysl-rubezha-xix-xx-vekov

Просмотров работы: 129