РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАТИВНОГО МЕТОДА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАТИВНОГО МЕТОДА

Бударагина А.В. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после изучения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся должны обладать различными навыками, в том числе и «… осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [5].

Ни для кого не секрет, что речь современного школьник бедна, маловыразительна. Причина этого явления - бедный словарный запас [2]. В детской речи есть слова всех грамматических категорий, но преобладают существительные и глаголы. Объясняется это тем, что мышление младших школьников конкретно, оно всегда связано с теми или иными фактами, явлениями, действиями. Очень мало в детской речи прилагательных, ещё реже встречаются наречия. Вследствие ограниченности словаря, ребёнок затрудняется в построении законченных фраз. Речь насыщается неуместными междометиями, частицами, словами - сорняками.

Из-за этого страдают устные ответы, письменные творческие работы, умение письменно обосновать свой ответ. Это часто приводит к неуспеваемости, к снижению мотивации, познавательного интереса. Поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является развитие речи, формирование коммуникативной компетентности.

М.Р. Львов, Т.А. Ладыжинская, О.Н. Лёвушкина, Т.Е. Соколова внесли огромный вклад в разработку данной проблемы. В своих трудах методисты представили широкий спектр различных приёмов и методов работы над словом, словосочетанием, предложением, текстом.

Проблеме формирования речевых умений младших школьников посвящены исследования многих методистов, особенно М.Р. Львова, который разработал один из основных методов по развитию речи – имитативный. В состав имитативного метода входят и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций (весьма не легких), и поисковая деятельность – выбор слов и других средств языка, и моделирование текстов по образцу, и создание консрукций по этим моделям предложений и текста, и обобщение, вывод правил, и даже творчество – пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, драматизация, инсценирование, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество [1].

Для того, чтобы младшие школьники стремились улучшить свою речь, необходимо на уроках литературного чтения вводить разнообразие разработанных приемов имитативного метода. Например, на уроке литературного чтения при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок», предлагается сначала рассказать о произошедшем от лица мальчика - героя этого произведения, затем от лица матроса – очевидца и, наконец, от лица капитана - отца мальчика.

Как известно, в этом возрасте дети очень любят фантазировать, в связи с этим часто предлагается сочинить собственные оригинальные тексты. Особенно младшие школьники любят сочинять свои концовки к сказкам. Например, предлагается написать, как же сложилась дальнейшая судьба Серой Шейки в одноимённом произведении Д.Н. Мамина-Сибиряка. Очень печальный конец у русской народной сказки «Снегурочка», предлагается придумать свой, негрустный.

Чтобы вовлечь детей в разговор, создаются на уроках проблемные ситуации. При знакомстве со стихотворением Б. Заходера «Моя Вообразилия», можно начать урок со следующей проблемной ситуации: «Я случайно услышала разговор двух незнакомых людей, они утверждали, что фантазировать, придумывать то, чего не существует - это пустая трата времени. Это занятие для детей. А взрослые должны создавать нужные, реальные вещи, делать научные открытия». Далее спрашивается у детей, согласны ли они с этим утверждением. Ребята спорят, доказывают свои мнения. Дождавшись того момента, когда будут исчерпаны все «за» и «против», учитель вмешивается в спор: «Не будем спорить. Чтобы разобраться в этом, я вас приглашаю в страну, которой не найдёте ни на одной карте, так как её не существует.

Эту страну придумал взрослый человек – поэт Б. Заходер. Страна называется «Вообразилия». Чтобы младшие школьники не боялись высказывать своих мнений, даже ошибочных, в классе должна царить атмосфера взаимоуважения, доброжелательности.

На каждом уроке литературного чтения должно присутствовать диалоговое взаимодействие, ведь именно в диалоге у детей формируются умение говорить и умение слушать, умение задавать вопрос и выстраивать ответ, умение вести беседу, спор.

Для того чтобы ребёнок не только хотел, но и мог высказать своё мнение, на каждом уроке ведётся работа по расширению и уточнению представлений об окружающем мире с помощью наблюдений, картин, книг.

Важное значение для обогащения и углубления понимания речи имеет работа над изобразительно - выразительными средствами языка [4]. С этой целью на уроках литературного чтения идет знакомство детей с эпитетами, метафорой, сравнением, олицетворением. Сначала дети находят перечисленные тропы в текстах, а в дальнейшем активно используют их в своей речи, при написании сочинений и других творческих работах.

Для подтверждения необходимости формирования речевых умений у детей младшего школьного возраста были проведены диагностики по выявлению уровня сформированности данных умений у учеников начальной школы в возрасте 7-8 лет.

Целью первой диагностики (Т.А. Фотекова) быловыявления особенностей речевого развития учащихся 1 класса. Согласно результатам данной методики 30% младших школьников имеют высокий уровень и средний уровень 67%. И только незначительное количество детей 13% имеют низкий уровень. В достаточной степени сформированы навыки языкового анализа. Связная речь находится на уровне нормы, хотя выявлены затруднения при составлении предложений из слов в начальной форме. Отмечаются трудности в понимании лексико-грамматических конструкций и недостаточность словообразовательных процессов.

Целью второй методики (А.А. Павлова, Л.А. Шустова) являлось выявить уровень понимания текста. Анализ полученных результатов проводился по таким критериям как: понимание, программирование, лексика и речевая активность. Большинство детей показали высокий уровень по такому критерию как лексика, но низкий уровень по речевой активности. 30% младших школьников находятся на низком уровне, а средний и высокий уровни по 35%. В целом можно сказать, что речевое развитие детей находится на среднем уровне, но следует проводить дальнейшую работу.

Последняя диагностика по выразительности речи О.И. Лазаренко позволяет выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации. Справлялись не все, кто – то говорил монотонно. Также нужно было определить настроение у стихотворения и выразительно его прочитать, что тоже давалось не всем. В участии принимало 26 человек. В большей степени преобладает средний уровень, который составляет 47%. Низкий уровень значительно меньше – 16%, остальные 37% составляют дети высокого уровня.

Делая вывод, можно сказать, что уровень развития выразительности в классе в общем находится на среднем уровне, но является необходимым понизить процент детей с низким уровнем и повысить показатель высокого уровня.

Таким образом, установлено, что младшие школьники нуждаются в проведении целенаправленной работы по формированию речевых умений, так как уровень развития этих умений находится в основном на среднем уровне. Результаты диагностик подтвердили актуальность выбранной темы и необходимость формирования речевых умений у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения посредством применения имитативного метода.

Формирование речевых умений младших школьников – это сложная и долговременная работа, и в рамках одного предмета эту проблему, конечно, нельзя решить. Только комплексный подход и решение проблемы через все учебные дисциплины обеспечивает хороший результат [3].

Список литературы

Воюшина, М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - Москва: Высшая школа, 2015. - 168 с.ISBN 5-263-00167-3. – Текст: непосредственный.

Воюшина, М.П., Суворова, Е.П. Инновационная образовательная система «Диалог»: подходы, принципы, структура / М.П. Воюшина // Образование в поликультурном обществе: Сборник научных трудов. Выпуск 1. - СПб.: Астерион, 2015. - С. 17-34.ISBN 978-5-00045-017-8. – Текст: непосредственный.

Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00330-7. — Текст: электронный.

Серова, Л.Г. Формирование правильной речи ребенка // Упражнения, устранения дефектов, дидактический материал. Москва: Астрель. – 2015.-376 с. ISBN: 978-5-17-049081-3, 978-5-271-20410-4. – Текст: непосредственный.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №207) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922. – Текст: электронный.

Чернец, Л.В., Хализев, В.Е., Эсалнек, А.Я. и др. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Чернец, Л.В. - М.: Высшая школа, 2015. - 680 с. ISBN: 5-06-004233-2. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 76