Физическое развитие студентов творческих специальностей - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Физическое развитие студентов творческих специальностей

Яковенко Е.Е. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Из-за специфики работы профессий, на которые обучаются студенты творческих вузов, их студенты часто ведут низкоактивный и сидячий образ жизни, работая в основном за компьютером или, в случае художников, за мольбертом, планшетом или столом.

Несмотря на большое количество исследований, проводимых в творческих вузах, общего подхода к методике проведения занятий по физической культуре среди студентов не существует. По результатам различных исследований, общая физподготовка студентов творческих специальностей (таких как режиссура, графика, дизайн и проч.) находится на довольно низком уровне.

Нынешний учебный процесс всеми своими особенностями (такими как подаваемый объем учебной информации, типом занятий, условий и местом их проведения) предъявляет к студентам большие психологические и физиологические требования, которые, зачастую, сильно выше возможностей студентов как в ментальном, так и в возрастном плане. Это зачастую приводит к снижению иммунитета, а также к снижению резервов систем организма, возможности адаптироваться и компенсировать. В результате этого страдает общая устойчивость организма по отношению к различным факторам: экологическим, социальным и профессиональным[3].

Уровень разнообразных перегрузок, которым может быть подвергнут студент во время занятий физкультурой, можно снизить посредством введения в процесс обучения в вузах современных и рациональных технологий обучения.

Глава 1. Связь физического и ментального здоровья студентов с нагрузками при занятиях физкультурой

1.1. Планирование нагрузок в зависимости от функциональных возможностей студентов творческих специальностей

Правильно выбрать необходимую нагрузку можно опираясь на возможности студентов - их физподготовку, уровень работоспособности, ментальные ресурсы. Рассчитывать оптимальную нагрузку требует и федеральный закон об образовании, гласящий, что руководство и сам тренер физкультуры обязан “определять оптимальную учебную, внеучебную нагрузку, режим учебных занятий и продолжительность каникул”[5]. Поэтому это не просто пожелание, а необходимость для каждого преподавателя.

При планировании тренировочных нагрузок необходимо использовать данные о функциональных возможностях организма студентов. С помощью них можно определить оптимальный объем нагрузок и сколько будет необходимо перерывов на отдых во время тренировки. Множеством исследований было доказано, что успешность выполнения таких упражнений как бег, на упор и на перекладину больше всего зависит от личных функциональных возможностей студентов.

Степень натренированности студента можно проверить, замерив ему пульс - частота сердечных сокращений даст ответ на этот вопрос[2].

Чтобы не подвергать студентов излишней для их организма нагрузке, необходимо:

1. Рассчитывать нагрузку в соответствии с функциональными возможностями студентов (см. табл. 1 необходимые для этого данные);

2. Длина перерывов на отдых рассчитывается по отношению к частоте пульса (он должен быть в пределах нормы) студента;

3. Во время сессии тренировки необходимо строить с учетом:

a) продолжительности пары;

б) интенсивности работы по программе (частота сердечных сокращений в конце общеразвивающих упражнений не должна превышать 160±10 уд/мин);

в) для студентов разного уровня подготовки необходимо провести и показать широкий выбор различных общеразвивающих упражнений без сильной нагрузки на их нервную систему [3].

таблица 1. Режимы в планировании тренировочного процесса

Разделение студентов на несколько различных групп, зависящих от уровня натренированности можно считать одним из самых продуктивных и эффективных методов управления физической подготовкой студентов и развития функциональных возможностей различных систем их организма.

1.2. Факторы, способствующие сохранению психофизиологического здоровья студентов

Сохранение психофизиологического здоровья студентов творческих специальностей высших учебных заведений во многом зависит от форм и методов педагогического процесса, психологического климата в спортзале, учебном заведении и от того, как в учебном заведении организован медпункт[1]. Говоря про последний пункт, мы имеем в виду не только традиционное медицинское обслуживание, а именно современные подходы к формированию культуры здоровья, здорового образа жизни, использует технологии физической и психологической тренировки.

Здоровье людей подвержено многим факторам, например, оно наполовину зависит от лично выбранного студентом образа жизни, на четверть от экологии в регионе проживания, на одну шестую от генетики и всего на одну десятую от медицины [4]. Эти данные свидетельствуют о том, что выживание человечества во многом зависит от воспитания, культуры и, в том числе, от физической культуры населения. Если вовремя диагностировать определенные нарушения в организмах студентов, а также их преподавателей, то можно более честно и эффективно провести отбор в спортивные секции, предоставляемые вузом, а также провести раздельную коррекцию и лечение этих нарушений здоровья.

Чем раньше будет распознано, что у человека наблюдается тенденция к истощению резервов систем его организма, тем лучше. Гораздо лучше, когда распознавание происходит еще до наблюдения патогенной симптоматики, потому что в таком случае возможно провести своевременное лечение зачинов физиологических и ментальных отклонений пациента.

Своевременное распознавание и коррекция развивающихся патологий систем организма тренирующихся людей (студентов, самих преподавателей) возможно, только если их здоровье постоянно будет находиться под наблюдением. К счастью, в нашей стране законодательно закреплена необходимость мониторинга здоровья учащихся [5]. По закону об образовании студенты должны проходить ежегодные обследования своего здоровья. Мониторинг позволяет посмотреть на течение заболевания (если оно есть) в динамике и отследить различные изменения в организме наблюдаемого пациента в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, различными исследованиями было доказано, что в основу планирования тренировочных нагрузок студентов, обучающихся на творческих специальностях и построения учебного процесса, направленного на повышение уровня работоспособности и физических возможностей, должны быть положены не только их результаты зачетов (длина прыжка, скорость бега), но и показатели функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы организма (пульс в пределах нормы).

Учебный и тренировочный процесс, направленный на повышение работоспособности студентов при выполнении гимнастической физкультуры также необходимо проводить с учетом индивидуальных функциональных возможностей студентов.

Если правильно, опираясь на таблицу, подобрать степень нагрузки и количество необходимых перерывов, то эти изменения окажут благоприятное воздействие на соответствующие показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гуменный В.С., Лошицка Т.И., Комплексный контроль физической подготовленности студентов политехнических вузов. Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Сб. науч. трудов. - 2003, No4 - С. 97-105.

Ермаков С.С. Научная монография. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2005. - No6. - 100 с.

Лавриненко Д.И., Некрасов А.Д., Данько В.Н., Прокопчук Л. М., Печников В.Ф., Бондарев Ю.Г., Лактионов А.Е., Дехтяр В.Д., Червяков В. П.ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, 2010.

Уилмор Дж. Х., Костилл Д. Л. Физиология спорта и двигательной активности. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 503 с.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.01.2020).

Просмотров работы: 287