Проблемы адаптации студентов к процессу обучения физической культуре в вузе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблемы адаптации студентов к процессу обучения физической культуре в вузе

Саенко Е.А. 1, Кольцова М.П. 1
1ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды, а в дальнейшем формирует новые способы поведения по преодолению имеющихся трудностей для дальнейшей и успешной деятельности без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. [1]

Целью нашей работы является изучение проблем адаптации студентов процессу обучения физической культуре в вузе и подержание мотивации к занятиям в ходе обучения.

Для достижения цели мы выявим особенности адаптации студентов к занятиям физической культурой на 1 курсе; определим основные трудности, с которыми сталкиваются студенты на протяжении всего обучения на занятиях физической культурой; рассмотрим, какие условия созданы в Северном (Арктическом) Федеральном Университете для нормальной адаптации студентов к процессу обучения физической культурой.

Дижонова Л.Б в своей работе пишет, что студенческая жизнь основана на самостоятельной организации своего свободного времени и распределении нагрузок учебного процесса. Из этого следует появление возможных психологических переживаний. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. В этот период многие студенты чувствуют себя неуверенно, обособленно, испытывают обостренное чувство оторванности от привычной среды. Правильно организованное физическое воспитание студентов в этот период представляет собой важный фактор их развития и социальной адаптации в новой для них среде. [2]

Таким образом, студенты, которые попадают в новую систему обучения, не всегда могут быть готовы к этому на психологическом и физическом уровне. Дело в том, что на первом этапе адаптации студентов к новой организации физических нагрузок, закладываются их привычки к занятиям спортом.

Еще одна проблема - это слабая мотивация к занятиям физической культурой в вузе. Хотя, большинство студентов положительно относятся к этим занятиям, и не отрицает необходимость занятий физической культурой с целью укрепления здоровья, снятия нервного напряжения, коррекции фигуры, тем не менее, не мало тех, кто проявляет элементы пассивности ситуационного характера: не хватает времени, не могу, себя перебороть, лень. Важно понять, что целью занятий физической культурой в вузе является не только повышение уровня физической подготовки и физического развития, но и получение максимального объема информации о средствах и методах физической культуры, о том, как их можно использовать в качестве алгоритмов для индивидуальных занятий. [4]

Главная задача вуза сохранить в будущих специалистах высокую мотивацию студента к достижению позитивных изменений в структуре его личности и осознание им важности учебных достижений, а так же развить такие качества как стрессоустойчивость, внимательность, физическую тренированность и нервно-психическую выносливость, поэтому так необходимо поддерживать и стимулировать желание студентов поддерживать здоровый образ жизни.

Для определения проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе занятий физической культурой, мы провели социологический опрос на тему: «Специфика проблемы адаптации студентов к процессу обучения физической культуре в Северном (Арктическом) Федеральном Университете имени М.В. Ломоносова». Возрастная категория от 16 до 22 лет. Всего было отобрано 300 респондентов.

Вопрос

Количество респондентов и ответы

«Испытываете ли Вы психологический дискомфорт на занятиях физкультурой?»

78, 6 % - 236 человек ответили «Нет, мне комфортно заниматься со своими одногруппниками»

17,9 % - 54 человека ответили «Да, мне не комфортно заниматься со своими одногруппниками»

3,6% - 11 человек ответили «Мне бывает некомфортно заниматься с людьми из других групп»

«С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе обучения физической культуре?»

2,7% - 8 человек ответили «Некомпетентность преподавателя»

6,6% - 20 человек ответили «Отсутствуют условия для занятий физической культурой»

30,1 % - 91 человек ответили «Однообразные упражнения»

40,8 % - 122 человека ответили «Трудностей не испытываю»

19,6 % - 59 человек ответили «Узкий круг предпочитаемый спортивных секций»

Какой, Вы считаете, нагрузку на занятиях физкультурой?

57,1 % - 171 человек ответил «Средняя»

!4,3 % - 43 человека ответили «Легкая»

25 % - 75 человек ответили «Высокая»

3,6 % - 11 человек ответили «Не знаю»

Занимаетесь ли Вы спортом профессионально?

85, 2 % - 255 человек ответили «Нет»

14,8 % - 44 человека ответили «Да»

На Ваш взгляд, зал в котором Вы занимаетесь, удобен для проведения занятий?

93,2 % - 280 человек ответили «Да, меня устраивают условия зала»

6,8 % - 20 человек «Нет, меня не устраивают условия зала»

Укажите Ваш пол?

68 % - 205 человек «Женский»

32 % - 95 человек «Мужской»

Сколько Вам лет?

От 16 до 17 – 89 человек

От 17 до 18 – 107 человек

От 19 до 20 – 74 человек

От 21 до 22 – 30 человек

Таким образом, из проведенного иследования можно сделать следующие выводы: большинство студентов (236 чел.) комфортно чувствуют себя в процессе обучения физической культуре, и только (54 чел) испытывают дискомфорт на занятиях из-за психологического дискомфорта обусловленного выполнением физических упражнений в контакте с одногруппниками; чаще всего студенты

САФУ сталкиваются со следующими проблемами в процессе обучения: «Однообразные упражнения» (91 чел.) и «Узкий круг предпочитаемый спортивных секций» (59 чел.), из этого слудет вывод, что студенты были замотивированны к занятиям физической культурой, но при этом они хотят расширить свой круг возможностей; нагрузка на занятиях в вузе средняя (171 чел.) по мнению студентов, при этом наблюдается тенденция к повышению (75 чел.) нагрузок, что говорит о стремительном развитии физической подготовки в вузе (44 чел. Занимаются спортом профессионально); комфортность условий для студентов соблюдается на хорошем уровне (280 чел).

Адаптация к физической нагрузке повышает резистентность организма к широкому спектру потенциально повреждающих факторов окружающей среды. Известно, что при действии одних и тех же стрессорных факторов стресс-реакция организма у тренированных к физическим нагрузкам людей менее выражена, чем у малоподвижных, нетренированных людей, и, следовательно, их устойчивость к стрессорным воздействиям выше. [3]

Рассмотрим на примере Северного (Арктического) Университета им. Ломоносова (далее САФУ), какие стимулирующие мероприятия проводятся для адаптации студентов к процессу обучения.

В САФУ проходит студенческая «Спартакиада». Мероприятие стимулирует у студентов желание развиваться в своих спортивных направлениях: плавание, мини-футбол, шахматы, легкая атлетика, подтягивание, настольный теннис, гиревой спорт и др. Спорт – мотивирует студентов не бояться критических ситуаций, а постоянное участие способствует выработке адаптации к ним. «Спартакиада» проводится для [5]: привлечения студентов к массовым систематическим занятиям физической культуры и спортом; улучшения массовой оздоровительной и спортивной работы в высших школах.

Так же проводятся научно-практические конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, например такие как «Современные проблемы физической культуры, спорта и здоровья в циркумполярном регионе», где проходит поиск теоретических и научно-практических проблем методологии физической культуры, основных направлений фундаментальных и прикладных исследований спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры по научному обоснованию её содержания и методики, нормативной основы, специфики управления и особенностей организации.

Программа адаптации САФУ для студентов из-за рубежа предполагает формирование представления об особенностях учебного процесса, внеучебной деятельности в вузе, работу по созданию благоприятного психологического климата в коллективах студенческих групп и повышение уровня международного и межкультурного взаимодействия. Кроме того, для иностранных обучающихся проводятся анкетирования и опросы, спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. [6]

Из вышеизложенного следует, что вуз способствует физическому воспитанию, развитию правильных привычек в условиях постоянной занятости обучающихся, а доступность спортивных сооружений подкрепляет добровольное желание использовать интеллектуальные способности совместно с физическими в спортивных секциях или на соревнованиях. Именно сбалансированное развитие личности обеспечивает более высокий уровень умственной работоспособности и ее устойчивость в условиях разнообразной профессиональной деятельности, что включает в себя адаптация к процессу обучения.

Список литературы

Коваль А.Н., Борисова М.В. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации и их влияние на адаптацию студентов к обучению в вузе В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 284-286. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30704200 (дата обращения: 05.10.2019).

Дижонова Л.Б., Хаирова Т.Н., Слепова Л.Н., Татарников М.К. Адаптация студентов первого курса к условиям обучения в вузе средствами физической культуры // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 127-128 URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=948 (дата обращения: 08.10.2019).

Кузнецова О.Б. Перекрестные эффекты адаптации студентов к физическим нагрузкам // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perekrestnye-effekty-adaptatsii-studentov-k-fizicheskim-nagruzkam (дата обращения: 05.10.2019).

Кузьмина А.А. Физическая культура как средство адаптации студента к обучению в вузе // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(13).pdf (дата обращения: 26.12.2019)

https://narfu.ru/life/sport/spartakiada/

https://narfu.ru/university/structure/direction/rector/meetings/296634/

Просмотров работы: 52