Проблема леворукости в образовательном учреждении - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблема леворукости в образовательном учреждении

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Достаточно актуальной и не до конца изученной является тема обучения леворуких детей. Современная школа призвана решать проблемы формирования у учащихся первоначальных навыков учебной деятельности (письмо, счет, чтение), которые в дальнейшнем будут необходимы для успешной адаптации, успешного обучения в средней школе. Школьные неудачи могут способствовать возникновению различного рода деформации в развитии личности, которые могут служить причиной низкой самооценки. На сегодняшний день леворукие учащиеся входят в «группу риска», а это значит, что для таких детей нужен особый подход, чтобы помочь ребенку не только в освоении школьной программы, но и в формировании коммуникативных навыков. Психолого-педагогическая работа должна проводиться не только с левшой, но и с педагогами, и с родителями учащегося.

Можно выделить три основных направления, в рамках которых определяется проблема возникновения данного феномена: «генетическое», «культурное» и «патологическое». Начиная с 1871 года, стала обсуждаемой модель генетического детерминирования леворукости, в связи с установкой высокой частоты левшества.

Для того, чтобы оказать помощь леворукому ребенку, в первую очередь, нужно определить действительно ли он левша и нужно ли с ним проводить профилактическую и коррекционную работу.

При выявлении ведущей руки можно использовать систему М. Г. Князевой, В. Ю. Вильдавского «Определение ведущей руки». Методика предполагает ряд заданий, также связанных с развитием мелкой моторики рук, где ребенок выполняет различные действия определенной рукой. После наблюдения за процессом выполнения упражнений и обработки результатов можно увидеть, какой рукой ребенок чаще выполнял задания, а возможно и использовал обе руки. Одной методики недостаточно для того, чтобы сказать леворукий это ребенок или нет. Скорее всего, родители учащегося уже заметили, какой рукой он выполняет те или иные действия дома, что тоже может свидетельствовать о наличии левшества. Также нельзя забывать о наследственности, возможно в роду уже были истинные левши.

Г.Г. Аракелов и Е.К. Шотт выявили у левшей и правшей особенности стрессовых реакций. Существующие различия между левшами и правшами на поведенческом и эмоциональном уровне, на уровне организации процессов мозга дают возможность предположить, что совершенно по-разному будет развиваться у них поведение в стрессовой ситуации. Опираясь на данные об эмоциональной неустойчивости левшей и подверженности их разным невротическим и психическим заболеваниям, предполагается, что стрессоустойчивость у них ниже, чем у правшей, и объяснение этому –разные механизмы на уровне ЦНС стрессовой реакции.

В познавательной сфере левшей также есть особенности: лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; аналитический способ переработки информации; слабость внимания; речевые нарушения; сниженные возможности зрительно-пространственного восприятия (Безруких М.М., Князева М.Г., 1994).

При воспитании и обучении леворуких детей необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и, в тоже время, испытывая присущие леворуким затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого – развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Список литературы:

Айрапетянц, В. А. Леворукий ребенок /В.А. Айрапетянц //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: практический и методический журнал / Ред. А.И.Павлова. - М.: Школьная пресса, 2003. - №3. – с. 51-58.

Емельянова, Е.Н. Левшата в школе и дома. Как определить левшество. Помогаем хорошо учиться /Е.Н.Емельянова. - М.: Эксмо, 2010. - 160 с.

Семенович, А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. /А.В.Семенович. - М.: Генезис, 2008. - 232 с.

Просмотров работы: 11