Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Линейная функция и ее график»
Задачи:
Образовательные: закрепить навыки построения графиков линейных функций в традиционных условиях, так же с помощью компьютерного эксперимента.
Развивающие: способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развивать осознание необходимости самостоятельных действий при решении некоторых проблем развивать математическое мышление, речь;
Воспитательные: стимулировать учащихся к самооценке образовательной деятельности, совершенствовать культуру труда, содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Средства обучения: карточки с заданиями, листы с лабораторной работой, листы рефлексии, компьютеры, программа Geogebra.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем всех и проверим вашу готовность к уроку. Сегодня вы будете работать как за партами на своих местах, в группах, так и за компьютерами.
2. Этап актуализации опорных знаний
2.1 Фронтальный опрос. Вопросы отображаются на слайдах.
3. Независимая переменная (аргумент).
4. Равенство, верное при любых значениях переменных (тождество).
5. Название уравнения, имеющего вид ах=в, где а и в – числа, х – переменная (линейное).
6. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство (корень).
7. Множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты соответствующим значениям функции (график).
8. Зависимость одной переменной от другой (функция).
2.2 Индивидуальная работа на оценку. Обучающимся раздаются карточки, необходимо сопоставить вопросы и ответы
Какие функции вам известны? |
|
Какой формулой задается линейная функция? |
Графиком линейной функции и прямой пропорциональности является прямая, но у прямой пропорциональности график проходит через начало координат |
Какой формулой задается прямая пропорциональность? |
|
Что является графиком этих функций? В чем их сходство и различия? |
Линейная функция и прямая пропорциональность |
Каким образом можно построить графики этих функций? |
Задать координаты двух точек |
2.3 Работа в группах (решение выносится на доску)
Задача 1. График функции у=kх + b пересекает оси координат в точке С(0;4) и Д (-8;0). Найти значения k и b.
Задача 2. Построить в одной системе координат графики функций
и найти координаты точки пересечения.
Задача 3. Дана функция y = -0,5x +1. Выясните, какие точки принадлежат графику этой функции:
A(-1;0), D(2;0), K(5;2);
B(-2;0), E(-2;2), M(6;3).
3. Целеполагание и планирование
Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься? Сегодня мы проведем небольшой эксперимент с помощью компьютерной программы Geogebra, с которой вы уже знакомы. Вы будете выполнять лабораторную работу, где будем проверять гипотезы.
4. Выдвижение и проверка гипотез
Обучающиеся садятся по 2 человека за компьютер, получают листы с лабораторными работами. Учитель во время работы подходит к ребятам и консультирует их. После первых двух опытов спрашивает, что получилось у всех групп, затем после последнего опыта так же спрашивает. Перед работой обучающиеся открывают интерактивный файл (рис. 1). Далее, приступают к выполнению лабораторной работы.
Рис. 1
Лабораторная работа
Тема: Линейная функция и ее график
Цель: проанализировать интерактивный чертеж в Geogebra, демонстрирующий график линейной функции; определить заданные зависимости.
1.1 Формулирование гипотезы о том, зависит ли положение прямой на координатной плоскости от коэффициентов ее уравнения, т.е чисел k и b.
1.2 Анализ.
Сверните окно с программой, откройте дополнительное окно.
В панели инструментов создайте ползунки с названиями k, x, b.
В строку ввода введите уравнение: y=kx+b.
Изменяя значения ползунков, наблюдайте за графиком.
1.3 Вывод: ______________________________________________________
2.1 Формулирование гипотезы о том, что от значения углового коэффициента зависит угол наклона прямой к положительному направлению оси Оx.
2.2 Наблюдение зависимости (сиреневый ползунок предоставляет Вам возможность)
Вставьте пропуски
Если k<0, то линейная функция y=kx+b ...
Если k>0, то линейная функция y=kx+b...
Если k=0, то линейная функция y=kx+b...
2.3 Вывод: _______________________________________________________
3.1 Формулирование гипотезы о том, зависит ли точка пересечения прямой с осью ординат от свободного члена b.
3.2 Наблюдение зависимости (зеленый ползунок предоставляет Вам возможность)
3.3 Вывод:_____________________________________________________
5. Этап рефлексии
- Давайте вспомним, какую цель мы поставили для себя в начале урока? Она достигнута? Сейчас я раздам вам листы рефлексии, заполните их. Поставьте плюс или галочку при ответе.
Лист рефлексии
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
У меня возникают сложности с работой в программе Geogebra |
|||
Закрепил понятие определения линейной функции и ее графика |
|||
Я умею выдвигать и проверять гипотезы |
|||
Мне было интересно работать в программе Geogebra |
- Ребята, вы все сегодня молодцы. Не забудьте записать домашнее задание с доски.