Одной из наиболее актуальных проблем, привлекающей внимание теоретиков и практиков самых различных областей знания, является тревожность. Высокая тревожность часто приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении и дезадаптации. Повышенный уровень тревожности является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние.
Подростковый возраст – период резкого увеличения проявлений школьной тревожности, проявляющейся в неуверенности в себе, своих решениях и действиях, ожидании неприятностей, эмоциональной неустойчивости. Именно в этот возрастной период тревожность, зачастую являясь эмоциональной реакцией на неблагоприятную ситуацию (ситуационная тревожность), может перерасти в личностную характеристику (личностная тревожность). Как правило, учащиеся с выраженной тревожностью не нарушают правила поведения в школе, всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов. Однако, это видимая часть айсберга, в основе которого – психоэмоциональное неблагополучие учащегося [1; 4].
Проблемой изучения школьной тревожности занимались многие ученые, такие как: А.Д. Андреева, Л.А. Головей, А.В. Микляева и П.В. Румянцева А.И. Захаров, В.В.Зоткин, А.В. Петровский, А. М. Прихожан, Е.Ф. Рыбалко, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, Е.Е. Шотт и др.
В литературе встречаются разные обозначения устойчивого переживания школьного неблагополучия: «дидактогенный невроз», «школьный невроз», «дидактогения», «школьная фобия». Вместе с тем, между этими понятиями можно провести определенные различия.
Понятие «школьная фобия» используется для обозначения различных форм страха, вызываемого посещением школы. Однако в значительной части случаев речь идет именно о непреодолимом страхе, неврозе в собственном смысле слова.
Термин «школьный невроз» употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде связанных с серьезным внутриличностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т. п.) перед посещением школы (Раттер М.,2000).
Термины «дидактогения», «дидактогенные неврозы» используются для того, чтобы указать, что тревога, страх ребенка вызваны непосредственно системой обучения (или более узко — отношением к ребенку педагога, поведением учителя).
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций — ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание — это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний [2; 3].
Мы предполагаем, что коррекция школьной тревожности в подростковом возрасте будет эффективна при следующих условиях:
обучение подростков приемам и методам овладения своим волнением, (переинтерпретация симптомов тревожности; переформулировка задачи; контроль голоса и жестов и др.);
развитие у подростков уверенности в себе, способности к осознанию и отреагированию эмоций, самопознанию;
участие учителей и родителей как активных субъектов психолого-педагогической коррекции школьной тревожности в подростковом возрасте.
В нашем исследовании школьная тревожность будет пониматься как специфический вид тревожности, проявляющиеся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы).
Список литературы:
Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. учреждений выш. образования /Т.П.Авдулова, О.В.Гавриченко, Т.В.Гармаева под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2014. – 336 с.
Микляева, А. В., Румянцева, П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. учебное пособие. /А.В.Микляева, П.В.Румягцева. - СПб.: Речь, 2004 г. — 248 с.
Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD)/А.М.Прихожан. –СПб.: Питер, 2013 – 192 с.
Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 23.11.2019).